Муе

Иероглифы, которые по-корейски читаются «муе», по-китайски читаются «уи» и означают «боевые искусства». Этим термином обозначается классический набор корейских боевых искусств. 

Обобщаться и кодифицироваться комплекс корейских боевых искусств начал после Имдинской войны (1592-1598), когда китайский экпедиционный корпус и корейские партизанские отряды вынудили убраться на родину японских интервентов. После войны передовые представители корейской культуры продолжали пропагандировать и претворять в жизнь идею возрождения боевых искусств, пришедших в упадок после установления в Корее правления династии Ли (1392-1909). Это выражалось в создании трактатов, где в виде комплексов закреплялись наиболее эффективные техники и приемы. 

Первым из них был созданный в 1599 году трактат «Муе чебо», включавший в себя комплексы работы с шестом, которым воевали буддийские монахи в Корее, мечом и щитом, «волчехвостой метлой» (оружие, изобретенное и успешно опробованное в середине XVI века китайским полководцем Ци Цзигуаном), длинным копьем, трезубцем и мечом с длинным лезвием. Второй трактат — «Муе синбо» — был создан примерно через полвека, после вторжения маньчжуров, и включал в себя кулачный бой, упражнения с японским и корейским мечами, работу копьем, боевым цепом и различными видами лезвий на длинной рукояти — типом оружия, которое в Китае называется «дадао», а в Японии — «нагамаки» и «нагината». 

В конце XVIII века один из выдающихся корейских философов и государственных деятелей Ли Донму приступил к созданию трактата, который бы полностью отразил известные знания о боевых искусствах. Этот трактат, созданный в 1789-1790 годах называется «Муе тобо тхонджи» («18 видов боевой техники») и включает в себя восемнадцать техник, заимствованных из двух предыдущих трактатов, четыре варианта комплексов, предназначенных для всадников (с парным мечом, копьем, цепом и большим мечом), а также вольтижировку и игру, напоминающую конное поло. 

Техники, собранные в «Муе тобо тхонджи», разнообразны, но выглядят достаточно эклектично. Так, в работе щитом и мечом очень четко прослеживается влияние разработок Ци Цзигуана, пропущенных через корейскую систему боевых действий. Определенное влияние китайских боевых искусств видно в работе трезубцем, алебардой и в большей части приемов действий длинным копьем. Однако вариант работы укороченным копьем с флагом на древке является, пожалуй, аутентичной корейской разработкой. Парные комплексы представлены только в работе цепом и шестом. Кулачный бой, описанный в «Муе тобо тхонджи», считается китайским по происхождению. Комплексы с мечом — одиночные и парные — имеются как для японского, так и для корейского мечей. 

Однако вся эта работа была плодом деятельности группы энтузиастов на фоне общего презрительного отношения к боевым искусствам как к разновидности физического труда, которым не пристало заниматься «благородному мужу». В условиях усиливающегося застоя корейского общества самобытная традиция корейских боевых искусств была практически выхолощена и забыта. 

В наше время началось исследование кулачного боя и работы с оружием по «Муе тобо тхонджи». Сейчас в Республике Корея существует как минимум две организации, серьезно разрабатывающие эту тему. «Кёндан», которым руководит Им Донгю, культивирует работу с традиционным для Когурё длинным мечом, практикует спарринги и изучает входящие в этот трактат комплексы кэндзюцу. «Сиппахальги» («Ассоциация восемнадцати техник») во главе с Ким Гвансоком, автором нескольких монографий на эту тему, развивает не только собственно фехтование, но и кулачный бой, а также комплексы с древковым оружием. 

Раз в год в Корее проводится большой фестиваль восемнадцати техник, на котором выступают главным образом студенты сеульских и других университетов.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code