Мьянма (Бирма)
В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще — «тхайн», или«мьянма тхайинг», что означает «бирманский рукопашный бой». Однако название это начали широко использовать лишь в 30-х годах нашего века. Как и в других языках,«тхацинг» — термин собирательный, и объединяет «набан» — борьбу, подобную греко-римской, имеющую индийское происхождение; «летхвэй» — оригинальный «бирманский бокс»; «бандо» — наиболее известную и в стране, и за рубежом систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; «баншай» — техники работы с традиционным оружием.
Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (XI-XII века). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации и концентрации, к которым там прибегали и прибегают по сей день, восходят к чань-буддийской традиции. Это важно иметь в виду, поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является Тхеравада.
Центром обучения боевым искусствам была своеобразная «военная академия» Газа Кхунит Кьяунг, или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого специально боевым искусствам обучались телохранители короля.
С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон, борясь с варварством и жестокостью местных школ (действительно имевшей место) начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенских развлечений, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках.
Первая счастливая возможность возродить национальные традиции искусства боя появилась в 1933 году, когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоящих в основном из бирманцев и непальских горцев — гуркхов, известных своей воинственностью. Не менее, чем сами гуркхи, известен и кхукри — их нож, являющийся национальным оружием. Гуркхское влияние оказалось настолько сильным, что кхукри стал специфическим оружием бирманских воинских искусств.
Комментарии