75

Досинкан каратэ

Современная школа каратэ, которую основал в 1966 г. японский мастер Итикава Исао.

Итикава постигал искусство каратэ под руководством мастера Тояма Канкэн, главы школы Сюдокан (ныне школу Сюдокан возглавляет мастер Ханауэ Тосин). Мастер Итикава имеет 10-й дан в каратэ, 9-й дан в кэндо, 8-й дан в дзюдо.

В конце 50-х годов, не встретив должного понимания в Японии, он покинул родину и отправился в Европу. Оттуда он неоднократно выезжал в Латинскую Америку, США, Австралию, Черную Африку и везде пропагандировал свою систему. Так возникла Всемирная федерация каратэ-до Досинкан, штаб-квартира которой находится в Вене (Австрия). В настоящее время она объединяет сотни клубов в десятках стран мира, включая Россию.

Досинкан — традиционная школа. На первом месте в ней стоит духовное и моральное воспитание в соответствии с принципами самурайского кодекса Бусидо. Поэтому школа отводит важную роль общению учителей с учениками, ритуалам (например, чайной церемонии, обрядам посвящения), медитации, содержанию и ритму повседневной жизни, вегетарианскому питанию, безусловному отказу от наркотиков, включая столь распространенные как алкоголь и табак. Девизом школы вполне могут служить слова немецкого мистика начала XVII века Якоба Бёме: «Для кого мгновение — это вечность, а вечность — это мгновение, того не волнует мирская суета».

Разумеется, нынешние школы японского каратэ нельзя считать наследниками старинных «рю» — школ боевой подготовки самураев. Там все дело сводилось к ежедневным изнурительным тренировкам с утра до вечера, в ходе которых шлифовалось до совершенства умение владеть мечом, копьем, кинжалом, луком со стрелами. Ведь воин прошлого в любом сражении, в любой случайной стычке всегда рисковал своей жизнью. Сохранить ее могло только воинское мастерство самой высокой пробы. Поэтому овладение различными «дзюцу» (видами боевых искусств) являлось для самураев основным и самым главным занятием в мирные периоды жизни, начиная с раннего детства.

Сегодня каратэ утратило свою первозданную практическую направленность. Обычная двух или трехчасовая тренировка 3—5 раз в неделю — это только часть жизни, а не главное ее содержание. В цивилизованном обществе среднему человеку очень редко приходится ставить на карту свою жизнь. Но даже тогда, когда такое случается, ведущую роль в обеспечении безопасности играют технические средства (транспорт, телефон, сигнализация, огнестрельное оружие и т.п.), а не мастерское владение приемами рукопашного боя. Именно поэтому каратэ из боевого искусства в точном смысле слова превратилось в объект увлечения («хобби»). Вот почему его наибольшую ценность составляют теперь отработанные веками методы закалки духа, вовсе не приемы самозащиты, как считают многие. Если для человека самое главное — приемы рукопашного боя, то ему надо заниматься не традиционным каратэ, а каким-нибудь современным видом самозащиты.

Ученический цикл обучения в школе Досинкан включает прохождение 10 этапов, начиная с десятого «кю» и заканчивая первым. Считается, что при усердном отношении к тренировкам (не менее 3-х раз в неделю по 2 часа каждая) уровня 10-го кю можно достичь за 3—4 месяца, а к концу первого года занятий дойти до 7-го кю. К концу второго года старательным ученикам удается освоить уровень 3-го кю, к концу третьего года они получают «черный пояс» и степень 1-й дан. Указанным уровням соответствуют цветные пояса: белый (10, 9, 8, 7 кю), желтый (6-й кю), оранжевый (5-й кю), зеленый (4-й кю), синий (3-й кю), светло-коричневый (2-й кю), темно-коричневый (1-й кю). Уровня 2-го дана достигают через 2—3 года после первого, 3-го дана через 3—5 лет после второго. На то, чтобы дойти до уровня 9-го или 10-го дана, требуется почти вся сознательная жизнь!

Основу программы обучения в школе Досинкан составляют ката — комплексы формальных упражнений. Вокруг них объединены такие виды практики как дыхательная, энергетическая, медитация, закалка тела. На этапах «кю» ученики осваивают 13 ката: 5 ката Кёку, 5 ката Пинъан и 3 ката Найфанчи. На этапах «дан», помимо «высших» ката (Ванкан, Симпатан, Тэнъю и других), значительное внимание уделяется технике работы с оружием. Впрочем, эта техника тоже объединена в соответствующие ката. Основные виды оружия, это бо (шест), дзё (дубинка), кама (боевой серп, обычно в паре на обе руки), катана (самурайский меч), нунтяка (двузвенный короткий цеп), сай (парные короткие трезубцы), тонфа (парные рукоятки от жерновов). Настоящий меч обычно заменяет его деревянная копия — боккэн.

Схема типовой тренировки выглядит следующим образом: Дыхательные упражнения (5 минут), разминка (30—40 минут), «твердая» подготовка (20—40 минут), отработка техники (30— 60 минут), разучивание и повторение ката (30— 40 минут), дыхательные упражнения (5 минут). Всего от 120 до 180 минут. Во время тренировок в додзё отсутствуют упражнения на развитие гибкости, силы удара и т.п. По мнению наставников, все это, как и бег, силовые упражнения с отягощениями — гимнастика, а не каратэ. Гимнастикой надо заниматься в другое время (например, утром — растяжками, развитием гибкости, бегом) либо в другие дни, свободные от тренировок в додзё.

В соответствии с самурайскими традициями, 2 раза в год клубы федерации Досинкан проводят курс интенсивного тренинга в течение 8—10 дней подряд, по 8 часов в день. Программа построена так, что нагрузка увеличивается лавинообразно, ее максимум приходится на 4 и 5-й день. Такие курсы имеют место в специальных загородных лагерях, где адепты стиля живут в палатках или легких домиках, а тренируются на открытом воздухе. Общеразвивающие упражнения чередуются там с повторением базовой техники, практикой ката, работой с оружием. Для разрядки через каждые полтора-два часа устраивается короткий отдых (5 минут) с последующим выполнением комплекса дыхательных и энергетических упражнений (еще 10 минут).

Базовая техника школы Досинкан достаточно традиционна. Здесь можно увидеть 15 стоек (в том числе 3 стойки ожидания, 2 стойки готовности и 10 «боевых»), 12 блоков руками (агэ-укэ, ути-укэ, удэ-укэ, гэдан-барай и т.д.), 6 блоков ногами. Характерно, что блоки ногами могут одновременно играть роль подсечек, а блоки руками способны переходить в захваты верхних и нижних конечностей.

К числу основных ударов ногами относятся маэ-гэри (прямой вперед), ёко-гэри (прямой в сторону), маваси-гэри (вперед по дуге) и ура-маваси-гэри (по дуге назад), усиро-гэри (прямой назад), ороси-гэри (маховый сверху вниз). Удары руками наносят по прямой, по дуге сбоку, сверху вниз, снизу вверх, наотмашь в сторону и вперед, а также локтем (вперед, назад, снизу вверх, сверху вниз). Есть удары коленом снизу вверх и по дуге сбоку.

Большое внимание уделяется тренировке захватов. Среди них можно выделить захваты головы спереди и сзади, захваты рук, захваты ног. Основой для проведения захватов в бою служат неудачно проведенные удары противника, блоки, «отключение» сильным ударом одной из конечностей противника. Рекомендуется в поединке перед проведением захвата сначала надежно поразить соперника и только после этого проводить захват и добивание. Для успешного использования захватов нужны сильные мышцы, способные работать не только в динамическом режиме (как при ударах), но и в статическом, что снижает скорость удара. Поэтому спортивные стили каратэ редко применяют захваты.

«Твердая» подготовка включает в себя набивку мышц рук, ног, корпуса. У набиваемых мышц снижается восприимчивость к боли, повышается эластичность, они меньше подвержены травмам. Набивание тела идет снизу вверх. Первый этап — бег на носках, пятках, ребрах ступней. Затем набивают подъемы стоп похлопыванием по ним ладонью. После исчезновения боли набивание продолжают кулаками, затем пучком тонких древесных веток, обтянутых тканью. Колени набивают о макивару (пружинящую доску, обмотанную туго натянутой веревкой) или о накивару (мешок с песком). Грудную клетку, живот, спину, руки сначала укрепляют наращиванием мускулатуры, потом набивают их ладонями, затем — кулаками, на завершающем этапе — палкой. Набивание лобной части головы аналогично предыдущим упражнениям: похлопывание, легкие удары кулаками, работа на мешке с песком.

Когда в руках и ногах возникает ощущение твердости, тогда приступают к разламыванию досок и палок, к разбиванию кирпичей (не раньше, чем после двух-трех лет предварительной подготовки), и к тренировке на деревянных манекенах «такэ-маки» («деревянный человек»). В школе Досинкан, в отличие от спортивных стилей, набиванию тела и практике разламывания твердых предметов придается огромное значение. То и другое составляет неотъемлемый элемент тренировочного курса.

Еще один важный аспект тренировочного процесса можно назвать практикой психофизической концентрации. Имеется в ввиду умение использовать энергетические ресурсы организма. Необходимо добиться того, чтобы любой блок или удар совпадал с энергетическим импульсом, идущим из глубины подсознания. Образно момент концентрации можно сравнить с одновременно вспыхнувшим пламенем сотен тысяч свечей.

Умение концентрировать физическую и психическую энергию организма и есть тот самый путь психофизического совершенствования, о котором так много говорят. Если взглянуть на вполне безобидную домашнюю кошку в момент наивысшего эмоционального напряжения, мы как раз увидим такое единство: тело, готовое мгновенно осуществить любое движение, реагирующее на малейшие изменения в позе противника (другой кошки или собаки), горящие яростью глаза, выражающие стремление драться до конца. Человеку, далеко ушедшему от природы за тысячелетия цивилизации, чтобы научиться входить в подобное состояние, требуются годы упорных ежедневных тренировок.

Практика психофизической концентрации включает в себя следующие элементы: очищение тела, соблюдение диеты, дыхательные упражнения, медитацию, энергетические упражнения, точечный самомассаж, энергетическую «подпитку» от природных объектов. Дадим им краткую характеристику.

Так, комплекс точечного самомассажа «сиацу» включает 24 вида надавливания на точки и занимает, в общей сложности, примерно один час времени. Диетические требования сводятся к отказу от мяса, к всемерному ограничению в рационе продуктов, подвергшихся сложной кулинарной переработке, животных жиров, консервантов и прочей пищевой «химии». Концентратами энергии считаются злаки (это, в основном, различные крупы), мёд, орехи, отвар шиповника, настойки дикорастущих трав. Очищение тела, помимо соблюдения диеты, предполагает специальные курсы (например, 6-недельное питание исключительно свежими овощами и фруктами в летний период, так называемые «голодные» дни раз в неделю зимой и весной, или трехдневные голодовки раз в месяц-полтора).

Медитация подразделяется на пассивную (сидя в позе «дза-дзэн») и активную (длительное повторение ката в плавном медленном ритме). Энергетические упражнения включают, прежде всего, самовнушение, когда человек мысленно осуществляет различные манипуляции с воображаемыми объектами, например, с огненным шаром, с выбросом «энергии» через глаза, через центры ладоней и т.д.

Наконец, энергетическая «подпитка» от сил природы — это поглощение тех излучений, которые тренированный соответствующим образом человек ощущает исходящими от деревьев солнца и луны, драгоценных и полудрагоценных камней, от «живой» воды рек, озер и морей, где растут водоросли, плавают рыбы, копошатся на дне различные животные.

Все перечисленные аспекты сливаются воедино в ката. Каждая из них является одной из тропинок, ведущих к вершине психофизического совершенства. Об этом говорят их названия: «путь к истине», «обретение гармонии», «дорога к совершенству души» и тому подобные. Таким образом, школа Досинкан дает возможность всем желающим прикоснуться к древним духовным ценностям, культивировавшимся в додзё сотни лет назад. Возрождение традиционных идеалов в сегодняшнем суетливом и нервном бытии есть главное достоинство и притягательная сила школ традиционной ориентации. Школа Досинкан приведена здесь в качестве примера такой школы.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector