50

Кэн-дзюцу и кэндо

Кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом) разделяется на тати-дзюцу (фехтование длинным мечом), кодати-дзюцу (фехтование коротким мечом) и рёто-дзюцу (фехтование двумя мечами).

Фехтование мечом возникло в X веке. К концу XII века уже были канонизированы некоторые приемы фехтования пешего и конного воинов, но по своему значению в боевой подготовке самураев фехтование уступало стрельбе из лука с коня. В эпоху междоусобных войн, когда мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких доспехов и снижению роли конных лучников, стали основным оружием самураев, началось быстрое развитие фехтовального искусства.

Первые сформировавшиеся школы кэн-дзюцу появились в Японии в конце XIV века. Направлений и стилей было очень много, так как залы для занятий («додзё») были у каждого князя, для тренировки дружины и воспитания сыновей. В конце XV — начале XVI веков возникли четыре «великие» школы кэн-дзюцу, от которых произошло большинство позднейших школ. Это Кагэ-рю, Катори синто-рю, Нэн-рю и Тюдзё-рю.

Обучение во всех школах было нацелено на подготовку мастера фехтования, способного противостоять противнику, использующему не только меч, но и другие виды оружия. Поэтому наставники преподавали, помимо приемов боя мечом, еще и технику работы алебардой, копьем, шестом и другими видами оружия, а также борьбу без оружия. Техника фехтования была рассчитана на бой с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны. Удары наносили в «щели» доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола (кусадзури), запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер, щиколотки. Для предотвращения поломки меча его не подставляли под удары противника, вместо этого использовали различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от вражеских атак.

Школы (их известно более тысячи) различались между собой стойками и приемами, но в каждой отдельной школе основных стоек и ударов предусматривалось немного — от 10 до 15. Считалось, что при отличном усвоении этого достаточно, чтобы выйти победителем в любой схватке. Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие — выжидательную тактику.

Основным методом совершенствования мастерства являлись парные комплексы (ката), с фиксированными ролями участников и порядком движений, исполняемые с деревянными мечами боккэн (или бокуто). Боккэн выполнялся из твердых пород дерева, по своей форме и габаритам он соответствовал самурайскому мечу катана, длина лезвия которого составляла от двух до трех  сяку (сяку = 32 см).

Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами. Уровень подготовки проверялся в соревновательных поединках, где удары реально не наносили, а останавливали в нескольких сантиметрах от цели, а также в дуэлях с использованием боевого оружия.

В XVI веке появилась целая плеяда выдающихся мастеров кэн-дзюцу. Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490—1571), основавший школу Касима синто-рю, и Камиадзуми Хидэцуна (1508—1578), создавший Синкагэ-рю на базе Катори синто-рю и Кагэ-рю. Последний ввел в широкое обращение синай — учебный меч из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов.

В первой половине XVII века наиболее влиятельными школами были Ягю Синкагэ-рю, Итто-рю и Нитэн ити-рю. Последнюю из них основал Миямото Мусаси (1584—1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами (длинным и коротким) одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность фехтования и общую стратегию жизни Мусаси изложил в знаменитом трактате «Горинно сё» (Книга пяти колец).

С середины эпохи Токугава кэн-дзюцу стало терять свое практическое значение. Большинство школ этого периода делало упор уже не на прикладное значение приемов, а на достижение состояния муга (или мунэн) — «безмыслия». Иначе говоря, они трактовали фехтование как динамическую медитацию — разновидность дзэнского тренинга. Искусство фехтования превратилось из боевой практики в путь духовного и физического воспитания.

Основатель школы Дзики синкагэ-рю Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ. Благодаря этому всеобщее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие путь превращения кэн-дзюцу в популярный вид спорта. Среди новых школ только Дзицуё-рю (основал Хираяма Кодзо) подчеркивала боевую ценность фехтования. В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами оставались Дзики синкагэ-рю и Синто мунэн-рю, к которым прибавилась Наканиси-ха Итто-рю, основанная Наканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После буржуазной революции Мэйдзи (1867—1868) популярность кэн-дзюцу резко снизилась, многие школы исчезли. Для сохранения кэн-дзюцу и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из школы Дзики синкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрацищ схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы многочисленных поклонников.

В 1876 г. кэн-дзюцу было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации. Обучение кэн-дзюцу ввели в полиции. В 1910 г. кэн-дзюцу стало (наряду с дзюдо) одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах. В 1912 г. специальный комитет в составе крупнейших мастеров разработал комплекс (ката) «Путь меча Великой Японской империи», в который вошли наиболее типичные приемы фехтования. В 1928 г. была создана Всеяпонская федерация кэндо.

В 1945 г. американские оккупационные власти запретили занятия кэндо. Дело в том, что традиционное фехтование и связанные с ним обряды считались средством воспитания самурайского духа. Поэтому после поражения Японии в войне, одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую тему, было запрещено и фехтование. Возродилось оно снова только в 1952 г, но с этого времени развивается уже в спортивном варианте, который сегодня широко известен за пределами Японии.

Современное кэндо

Техника кэндо строится на основе доктрины дзюго-но авасэ, иначе сочетании «податливости» с «твердостью», во всем многообразии ее задач. Посредством дзюго-но авасэ кэндо становится высокоэффективной системой по интеграции человеческой энергии. Таким образом, кэндо становится продолжением теории техники самого боя на мечах, как это имеет место в классических стилях кэндзюцу и кэндо. Поскольку такие более ранние искусства владения мечом существенно повлияли на технику современного кэндо, определенно, что для подобного влияния должны были быть веские основания; многочисленные изменения, внесенные в классическую технику, были необходимы для создания различной техники современного кэндо. Эти изменения свидетельствуют о переходе от фехтования на мечах, характерного для ведения настоящего боя, к тому его виду, когда оно предстает или как духовная дисциплина, или же низводится до уровня спорта. 

Современное кэндо является додзё будо, т.е. кэндо практикуется в идеальных условиях, которые обеспечивает тренировочный зал, иначе додзё. Гладкий, ровный пол, где проводятся занятия, позволяет учащимся двигаться с той скоростью и уверенностью, которые нельзя обеспечить, когда бой на мечах происходит в естественных условиях, на открытом воздухе. Поэтому одно из первых изменений в классической технике коснулось самой стойки мечника. 

Типичная стойка для современного кэндо является исключительно прямой. Для этого требуется, чтобы ноги были расположены на близком расстоянии, не широко расставлены, и носки смотрели только вперед, к тому же пятка отставленной назад ноги оторвана от пола, — такую позу обычно связывают с тайными учениями Ито Иттосая. Ни одно из этих требований не признается в классическом кэндзюцу, поскольку они создают для бойца неустойчивое равновесие и не позволяют по-настоящему усилить рубящий удар, эффективность которого определяется движением кисти вниз. Полностью фронтальная стойка, принятая на вооружение современными кэндоистами, также не согласуется с хан-ми, иначе стойкой вполоборота, классического кэндзюцу, которая предпочтительна в начале схватки с противником, поскольку защищает уязвимую область вокруг сердца. Но прямая стойка, наблюдаемая в современном кэндо, дает кэндоисту идеальную возможность для быстрого начала атаки и изменения ее направления, благодаря ровной поверхности пола в додзё. Движение, начинаемое из традиционной стойки в кэндо, обычно делается скользящим шагом, где отставленная назад нога с поднятой пяткой позволяет хорошо чувствовать почву под ногами и тем самым удачно оттолкнуться в момент атаки. Скользящий тип движения едва ли возможен на естественном грунте. 

Тесным образом со стойкой и движениями мечника связано его защитное снаряжение. В реальном бою средневековый рыцарь часто облачался в каттю, легкие, но прчные и подвижные доспехи; техника и тактика классического кэндзюцу учитывают особенности такого рода доспехов. Что касается веса и прочности, то современные доспехи лишь отдаленно напоминают доспехи боевые, и движения современного кэндоиста менее скованны, и соответственно, форма и исполнение приемов отличаются от тех, что были характерны для действий средневекового рыцаря. 

Важно также не забывать о последствиях замены настоящего меча мечом бамбуковым (синаем). Синай ответственен за многое, что отличает технику современного кэндо и делает его столь непохожим на классическое кэндзюцу. Синай является имитатором меча, хотя может ли он служить хорошей заменой учебному мечу — весьма спорно. По сути, это всего лишь круглая палка. Отсутствие веса и сори (изгиба) вместе с исключительно длинной цука (рукоятью) требует совершенно отличного, по сравнению с настоящим мечом, обращения для такого оружия. Все эти факторы влияют на быстроту действий с синаем, а значит, и на всю технику кэндо. Почти цилиндрическая форма делает синай в аэродинамическом плане более обтекаемым по сравнению с настоящим мечом; а длина цуки позволяет использовать синай как тэко, т.е. по принципу рычага, имеющего точку опоры, что ускоряет движение острия, позволяя достичь немыслимой для боевого клинка скорости. Синай идеально подходит для задач современного кэндо, но не реального боя, и поэтому он должен быть безопасен в применении. 

Имеется существенная разница между рубящим ударом настоящим мечом и режущим ударом синаем в современном кэндо. Действие сравнительно прямой руки при нанесении режущего удара посредством синая по выбранной цели вытекает из представлений школы Итто-рю. Технике деятельного стиля в классическом кэндзюцу это совершенно чуждо, ибо находящиеся в выпрямленном положении при совершении настоящего рубящего удара руки не только не будут обладать достаточной силой для придания пробивной мощи клинку, но и возможна травма локтевого сустава самого мечника, что особенно верно в случае, когда меч с силой ударяет по доспехам противника. Используемое в кэндо касание в качестве удара как нельзя кстати подходит для не боевых задач кэндо, поскольку здесь не стоит вопрос о том, добиться ли пробивной силы при ударе или не рисковать, чтобы себя не травмировать. 

В кэндо синай может наносить удары лишь по восьми участкам тела. Здесь разрешено семь видов ударов и один выпад. В классическом кэндзюцу любой участок тела может стать объектом для атаки, выбор здесь определяется слабыми местами в воинских доспехах противника. Каждая классическая школа-рю располагает своей особой техникой, позволяющей воспользоваться подобными слабостями. Кэнси из Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, пользуясь техникой этой школы, подрезали запястья противника снизу, поражали его пах и бедра, а также глубоко ранили подъемы ног. Кэнси из Синкагэ-рю часто сильно повреждали только один большой палец, что лишало раненного возможности держать оружие; либо же они подрезали подколенные сухожилия, чем обездвиживали противника. Это всего лишь малая толика того, почему синкэн сёбу в стиле классического кэндзюцу оказывается смертоносным занятием, на которое решаются лишь после длительной подготовки и которому чужды какие-либо ограничительные правила. Но, по общему мнению, произвольные ограничения, определяющие, какая часть тела может служить мишенью для той или иной техники кэндо, лишь выражают желание обеспечить минимум безопасности для участников поединка и повысить точность выполнения специфических и базисных атакующих действий. Так что выбор таких, четко обозначенных мишеней вполне логичен и отвечает исконной задаче кэндо.

Техники кэндо основываются на овладении доведенными в своем исполнении до автоматизма базисными действиями, среди которых важное место занимает работа ног, что делает вполне корректной прямую стойку и позволяет телу и синаю двигаться в унисон друг с другом, а это придает атаке кэндоиста быстроту, точность и мощь. В обучении кэндо упор делается на тактическое построение наступательных действий, но без соответствующего духовного настроя, подкрепляющего эти сугубо механические стороны кэндо, сама техника вскоре теряет всякую осмысленность. Ки, иначе материальная сила, как она предстает в учении Чжу Си, лежит в основе такого духовного настроя. Это как раз ки, о котором ведет речь Цукахара Бокудэн при обсуждении понятия фудо-но сэйсин, иначе состояние «невозмутимого ума», которое выделил в качестве важной составной части жизни человека неоконфуцианец Койбара Эккэн, назвав это «жизненной силой». Такое представление о ки совпадает с учением школы Итто-рю о син-ки-рёку (душевные силы); здесь ки является «внутренней силой», посредством которой человек решает, что добро а что зло. 

Согласование собственного ки с ки соперника, т.е. наличие ки-ай, характеризует хорошее [владение] кэндо. Ки-ай выражается в спонтанном проявлении «полного духа» мечника, что является необходимым условием истинного обучения. Ки-ай состоит из нераздельных и взаимодополняющих умственных и физических элементов, которые, объединяя все силы исполнителя, переплавляют их в живое действие, даже если сам исполнитель при этом остается неподвижен. Не следует думать, что ки-ай в кэндо проявляется всего лишь в пронзительном крике, издаваемом кэндоистами во время занятий. Использование слышимого ки-ай существенно помогает при обучении правильного исполнения приемов, ибо только в этом случае учащийся может наполнить себя достаточной степени концентрацией внимания, чтобы суметь дать выход всей своей духовной энергии и тем самым «подтолкнуть» свою физическую технику. Но ки-ай, идущий из чрева, а не из голосовых связок, может заставить потерять самообладание даже самого искусного мечника. 

Асари Матаситиро из Наканиси-ха Итто-рю эффективно использовал ки-ай совместно с исполнением своего токуй вадза, иначе говоря коронного приема, цуки (выпада). Говорят, что ки-ай Асари выбивал из равновесия противника еще до того, как Асари совершал свой выпад. Однако кульминация ки-ай достигалась не шумом, а лишь тогда, как сказано в «Сунь-цзы», «когда действию, наконец, сопутствует тишина». Наиболее искусные кэндоисты способны умело распоряжаться своей техникой и достигают высочайшего уровня ки-ай, следуя этим путем, не прибегая постоянно к помощи голоса. 

Концепции ёмэйгаку и дзэн-буддизма, включающие интуитивное знание, лежат в основе большинства методов обучения современному кэндо в Японии. Такая форма самодеятельных занятий содействует естественной форме обучения, тому, что дает глубокое познание предмета, которое невозможно обрести чисто рациональным подходом к обучению. Но методы обучения кэндо основываются на двух основных течениях мысли, где приоритетом пользуется либо теория, либо практика. Сасамори Дзюндзо, нынешний верховный наставни Оно-ха Итто-рю, в своем обучении прежде всего опирается на технику. Такано Косэй из Наканиси-ха Итто-рю отдает предпочтение тому, что сам именует методом риги иттай, иначе идеей о том, что теория и техника едины. Обучение кэндоистов Такано начинает с физических занятий. «Если вначале идет теория», — хамечает Такано, — «в знаниях кэндоистов будут присутствовать пробелы, что может пагубно сказаться на их развитии». Теория кэндо не очень-то полезна для начинающего; только «телесные жвижения», — говорит Такано, — «могут научить учащегося тому, как нужно владеть собственным телом». 

Какари-гэйко, иначе «обучение атакующим действиям», является основным методом обучения кэндо, где более молодой занимается с более опытным, на котором отрабатывает свои удары. Более молодой выполняет приемы, не боясь ответных действий, но все его действия должны отвечать требуемым основным критериям. Какари-гэйко долженнастроить ум на выполнение атакующих действий и привести его в такое состояние, когда не довлеют над ним четыре зла: страх, сомнение, неподготовленность и беспокойство, мешающие свободному выражению действия. На их место должно прийти чувство уверенности, которое достигается посредством дзию рэнсю, иначе «свободных занятий». Ямаока Тэссю, искусный мастер школы Итто Сёдэн Мусо-рю, требовал от всех своих учеников усердно заниматься какари-гэйко, используя при этом синая, не уступающий по длине боевому мечу. Ямаока разрешил ученикам с менее чем трехлетним опытом обучения пользоваться иными, чем дзию рэнсю, методами тренировки, опасаясь, что преждевременное дзию рэнсю может уничтожить их индивидуальность. 

Не секрет, что единственным ключом к успеху в современном кэндо являются усердные занятия. Все без исключения мастера своему прогрессу обязаны приверженности сюгё. Занятия кэндо включают элементы и умственного воспитания, но по существу это физическая дисциплина. Поэтому кэндоисты склонны отдавать предпочтение в своих занятиях физической стороне своей дисциплины. Как нельзя кстати это иллюстрирует Ямаока, не отличающийся богатырским телосложением, но чей организм в действительности был необычайно силен, такую силу он развил в себе благодаря неустанным занятиям субури, баззовыми упражнениями, где работа ног позволяет объединять в одно целое движения тела и удары синаем; Ямаока ежедневно обращался к субури, работая с довольно тяжелым боккэн. Он также в совершенстве владел удэ-дзумо, иначе армрестлингом. Ямаока гордился своим поразительным чувством, часто приглашал гостей попытаться столкуть его, стоящего на краю широкого окна, в сад. Друзьям казалось, что он, словно дерево, прирос к окну, и даже самый сильный из них не мог стронуть его с места.

Ямада Дзирокити, прежний верховный наставник Дзикисинкагэ-рю, приводит довольно дельные замечания относительно физической стороны техники кэндо в своем трактате «Кэндо Рон»: 

«3 У кэндо широкие задачи. Не уповай на мелочную технику.

4 Занимайся самоанализом… Не бойся техники [соперника] и, сталкиваясь с более техничным противником, не дай увидеть себя побежденным еще до начала поединка. 

5 Очень важно воспитать в себе упорство и развить способность принимать мгновенные решения.

6 Меч и ум должны представлять одно целое; одной техники недостаточно, как и одного духа.

7 Искренность усилий — это ключ к успеху. Когда мы, действуя против более сильного противника, хотим направить свои удары по мэн, котэ либо до, в своих действиях мы не должны быть неискренними, напротив, нам следует проявить себя с лучшей стороны. 

8 Во время поединка мы должны руководствоваться мыслью, что в руках у нас боевой меч. Никогда не ставь синай ниже боевого меча. 

9 Обучение посредством кан [интуиции] ведет к познанию истины. 

10 Победитель и побежденный определяются еще до поединка; необходимо воспитывать и укреплять внутренний настрой.

11 Стойки должны быть естественными… [и] выражать полноту [ки] собственного стиля. Всегда следи за своим стилем, сосредоточиваясь на основах стойки, сохраняя контроль над синаем, движением и равновесием. «

В трактате «Сюё Сёсэй Рон» он пишет: 

«3 Чтобы быть впереди, усердно занимайся. Сакакибара [четырнадцатый верховный наставник Дзикисинкагэ-рю] вращал тяжелую симбо [трость]; Такахаси Дэйсю использовал тэссэй-но яри [железный шест], балансируя на жерди. 

7 Кто беспечен в малом, беспечен во всем, и он не в состоянии достичь чего-то большего. 

8 Одна сила недостойна внимания, ибо поведет того, кто уповает на нее. 

12 Даже достигнув технического мастерства, продолжай упорно заниматься. 

13 Желание отступиться можно преодлеть волевым усилием. 

18 Неустанные занятия суть клюя к успеху. 

20 Важное значение имеет питание… Питайся правильно и умеренно; равным образом воздерживайся от спиртного. 

22 Не жертвуй важными профессиональными занятиями ради кэндо, но вмести их в сферу кэндо. 

23 Не будь предвзятым… Никогда не принижай и не переоценивай противника. Научись интуитивно чувствовать противника. 

25 Жизненные невзгоды существенно важны для самого обучения. Будь скромным в обиходе.»

Замечания Дзирокити могут оказать существенную помощь для тех современных кэндоистов, кто захотел бы поближе с ними познакомиться и взять на вооружение в своей повседневной жизни. 

Мнение о том, что чисто физический род кэндо не будет обладать непреходящей ценностью до тех пор, пока не найдет подкрепления в разумной теории, разделяется всеми авторитетами современного кэндо. Классические кэндо и кэндзюцу воплощают свою теорию в ката, «формах» фехтования на мечах, которые выражаются в выполнении комплексов формальных упражнений, и использование ката является основополагающим методом занятий. Хотя подобное не характерно для современного кэндо, использование ката совершенно необходимо для подготовки продвинутых кэндоистов. 

Японская полиция первой стала разрабатывать стандартные ката для современного кэндо. С притоком большого числа опытных мечников в полицию в качестве платных наставников стало очевидным, что многие стили кэндзюцу, представляемые этими людьми, невозможно вместить в рамки единой программы обучения. Поэтому в 1886 году из наиболее грамотных полицейских бойцов на мечах была создана техническая комиссия, которая должна была выработать стандартные ката для нужд полиции.

Комиссия утвердила следующие десять техник: 

Хассо из Дзикисинкагэ-рю. 

Хэнка из Курама-рю. 

Хатитэн-гири из Ходзан-рю. 

Маки-отоси из Рисин-рю. 

Кадан-но цуки из Хокусин Итто-рю. 

А-ун из Асаяма Итидэн-рю. 

Ити-ни-но тати из Дзигэн-рю. 

Ути-отоси из Синдо Мунэн-рю. 

Хасэцу из Ягю Синкагэ-рю. 

Курай-дзумэ из Кёсин Мэйти-рю. 

В 1906 году Бутокукай созвал свою техническую комиссию, чтобы выработать собственные стандартные ката. В состав комиссии вошли мечники самого высокого уровня из Синдо Мунэн-рю, Мусаси-рю, Дзикисинкагэ-рю и Кёсин Мэйти-рю. После длительного изучения комиссия в 1912 году обнародовала Дай Ниппон Тэйкоку Кэндо Ката (Ката Кэндо Великой Японской империи). Эти ката состояли из двенадцати техник, девять из которых предназначались для одати (длинного меча), а три — для кодати (короткого меча). Эти ката, ставшие именоваться Нихон Кэндо Ката (Ката японского кэндо) и поныне являются основой для теории всего современного кэндо; они одобрены Дзэн Нихон Кэндо Рэммэй (Всеяпонской федерацией Кэндо).

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector