Гимнастика или боевое искусство

Нередко приходится слышать тезис о чисто спортивно-гимнастической или оздоровительной направленности ушу, о его несостоятельности как боевой системы. В свое время даже были популярны циклы публикаций в рубрике «Ушу — гимнастика для всех». Попробуем разобраться, насколько оправданы подобные утверждения. Для этого в очередной раз обратимся к истории возникновения и развития ушу. 

Ушу издревле имело тесную связь с обрядовыми и ритуальными играми и танцами. Уже в VI-III вв. до н.э. существовали праздничные ритуальные танцы — чиюси (игры чию), которые дали начало борьбе цзюэди (китайский прообраз японской национальной борьбы сумо). Во многих ранних произведениях китайской классики термины «танец» и «бой» как созвучные в устной речи оказываются взаимозаменяемыми (записываются различными иероглифами, но читаются одинаково — «у»). Со временем боевые танцы «уу» выделились в отдельный вид искусства и в III-IV в. даже были одним из основных методов армейской тренировки. В конце XIII века с приходом к власти монгольской династии Юань из-за преследований со стороны официальных властей большинство мастеров кулачного боя и профессиональных воинов были вынуждены зарабатывать на жизнь участием в представлениях театральных трупп.

 

Что способствовало бурному развитию и возникновению канона традиционной китайской драмы, включавшей в себя театрализованные боевые представления — уси. В это же время начинается работа по кодификации приемов боя и уже к XV-XVI веку в китайских боевых искусствах прочно закрепляется практика отработки нормативных форм тао, как основного средства тренировки, позволяющего индивидуально, без помощи партнера отрабатывать боевые приемы (зачастую небезопасные при парной отработке). В то же время это помогает скрыть от посторонних глаз истинные секреты боевых техник. С другой стороны, тесная связь ушу, в частности так называемых школ «внутреннего направления» -Нэйцзя, с традиционной философией и медитацией, позволила уже в XIX веке некотором мастерам (в особенности в Тайцзицюань — «кулаке Великого Предела») выделить как самостоятельный и самоценный оздоровительный аспект ушу. В 1953 г. официальные власти Китайской республики предпринимают ряд действий, направленных на реформирование ушу, с целью поставить достижения мастеров боевых искусств на службу новому правительству. 

В частности, в речи председателя спорткомитета КНР, члена центрального народного правительства Хэ Луна, высказывался тезис о «возвращении присущей ушу оздоровительной формы» и необходимости его реформирования таким образом, чтобы «было легким для усвоения и эффективным для укрепления здоровья». Для этого была проведена огромная работа по систематизации и классификации традиционных методик. Но из-за наложения официального запрета на пропаганду и развитие боевых аспектов ушу вне специализированных государственных структур было утеряно немало ценного из наследия мастеров боевых искусств. Только в 1982 году возобновилась работа по развитию боевых практик ушу. Состоялись I всекитайские соревнования по саньда (боевому разделу ушу). 

Современное ушу — сложное и неоднородное явление китайской культуры, содержащее и спортивно-гимнастический (развиваемый в рамках тао-лу, и боевой (саньда, саньшоу, и оздоровительный (Тайцзицюань, цигун), и театрально-цирковой аспекты. Ушу нельзя ограничивать только каким-то одним из перечисленных направлений. Так комплексы формальных упражнений ушу гао или тао-лу) состоят не только из боевых приемов и движений (представленных в слегка облагороженном, кодифицированном виде), но и элементов акробатики, традиционной драмы, составлены с учетом требований хореографии и должны отвечать, помимо прочего, высоким эстетическим запросам. Постороннему наблюдателю, не посвященному в секреты ушу, многие его движения кажутся лишенными всякого смысла. Он сосредотачивает внимание на сугубо прикладных характеристиках приемов, забывая, что тао является самостоятельной и всесторонней формой тренировки. Оно призвано продемонстрировать разностороннюю физическую и техническую подготовленность спортсмена. И, главное, не следует забывать, что сам термин «ушу» («боевое искусство»! совмещает два. казалось бы, антагонистических понятия и одновременно исключает всякие инсинуации по поводу оторванности ушу от многочисленного семейства восточных единоборств.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code