Тайпин — великое равновесие

Для многих наций каждый новый этап развития был связан с отрицанием культурных ценностей прошлого. Во всяком случае, именно так обстояло дело в нашей стране. В Азии — иная картина. Народы Индии, Китая, Кореи, Японии бережно сохраняли свою культуру на протяжении десятилетий. Именно поэтому там сохранились до наших дней традиционные боевые искусства, зародившиеся в очень далеком прошлом. 

Занимаясь подготовкой профессиональных воинов, настоящих «рыцарей без страха и упрека», учителя древности пришли к выводу, что для воспитания мужественного, благородного и сильного человека морально-психологический тренинг важнее, чем технический и общефизический. Такой тренинг по-китайски называется «нэй-гун», то есть внутренняя работа. Он направлен на культивацию «внутреннего».

Но что такое внутреннее в человеке? Еще в незапамятные времена китайские мудрецы разделили жизненный процесс на две стороны: видимую (внешнюю) и невидимую (внутреннюю). К внешней стороне можно отнести почти все те признаки, качества и черты, по которым обычно определяют человека. Это его телосложение, сила, выносливость, ловкость, память, знания, ум и т.д. Известно, однако, что при рождении человек совершенно беспомощен, он умеет лишь есть и спать, смеяться и плакать. Взрослея, он обретает множество качеств. А умирая, снова теряет их, снова становится беспомощным, и, как говорится, «впадает в детство». Однако, это не младенец. Это совсем другое существо. Тот багаж, невыразимый в словах, который человек приобрел в течение жизни и уносит с собой за ворота смерти и есть внутренне. Это сила духа, это прямое, непосредственное знание скрытой сути вещей, это вера в высший смысл бытия. 

У большинства людей внутреннее развито слабо, ибо оно не пребывает само по себе. Его надо сознательно, целенаправленно и неустанно взращивать на протяжении всей своей жизни. Это и есть «нэй-гун», внутренняя работа. Во всех школах боевых искусств даосского направления методы подготовки воинов основывались на внутренней работе. Внутреннее должно управлять внешним — таков их общий принцип. 

В Китае эти школы обычно существовали при даосских храмах, а их преподаватели и выпускники сохраняли тесные связи между собой на протяжении всей своей жизни. Этому способствовала деятельность даосских тайных обществ «Белый лотос» (Байлянь-Шэ), «Великое равновесие» (Тайпин) и др. Основная идея, которой руководствовались члены тайного общества «Тайпин» заключалась в том, что их внутреннее совершенствование и гармония в отношениях между собой положительно воздействует на состояние государства, природы и космоса, преобразует мир в желаемом направлении. Отсюда и требования к содержанию обучения и воспитания в школах боевых искусств: они должны были давать гармоничное развитие личности, готовить выпускников к профессиональной, семейной и общественной жизни, а не только учить искусству самозащиты и рукопашного боя. 

Полный курс обучения в школах тайного общества «Тайпин» был рассчитан на 12 лет, в трех ступенях, по четыре года каждая. Школы принимали мальчиков и девочек в возрасте 10-12 лет. Там их учили грамоте, математике, традиционной китайской медицине, астрологии и магии. Они изучали каноническую даосскую литературу (трактаты Даоде-Цзин, И-Цзин, Шу-Цзин, Ши-Цзин и Тайпин-Цзин, Чжуан-Цзы, Баопу-Цзы и другие). Их знакомили с восемью основными типами профессиональной деятельности (так называемыми «восемью проявлениями внутренних свойств») и определяли к какому виду наиболее пригоден каждый ученик. К числу этих восьми типов относились следующие: жрецы, воины, работники, торговцы, лекари, артисты, чиновники, правители. И, разумеется, самым серьезным образом они осваивали боевое искусство. Считалось, что к 18-20 годам ученики должны выбрать один из восьми типов профессиональной деятельности, а также обрести пять внутренних качеств. 

Обретение внутренних качеств самым тесным образом связывалось с процессом постижения боевого искусства. Главными средствами их обретения являлись медитация и жесткий цигун, а также беседы учителя, групповые и парные упражнения. 

Первое качество — искренность, то есть способность видеть свое несовершенство и воспринимать даосское учение. Символ его — Земля, а цвет — желтый. В техническом тренинге для развития этого качества акцент делается на мощность и устойчивость, а в качестве оружия используется шест, стиль ведения боя — тигр. Характерны низкие позиции, перемещения и приемы выполняются со значительным напряжением мышц. Используются упражнения «железной рубахи». 

Второе качество — справедливость, то есть способность объективно оценивать свои возможности и избегать дурного влияния. Символ его — Металл, а цвет — белый. В техническом тренинге делается упор на развитие скорости и жесткости. В качестве оружия используется сабля, стиль ведения боя — орел. Характерны быстрые перемещения и прыжки, рубящие удары руками. Используются упражнения «стальной хлыст». 

Третье качество — постоянство, то есть способность к длительной, однообразной деятельности, с сохранением при этом внимания и усердия. Символ — Вода, цвет — черный. Оружие — меч, стиль ведение боя — дракон. В техническом тренинге главное внимание уделяется развитию мягкости и гибкости. Характерны мягкие «кошачьи» движения, тактика непрерывной атаки, болевые и удушающие приемы, работа по наиболее уязвимым точкам тела. Используются упражнения «трех рек». 

Четвертое качество — энергичность, то есть способность к самоотверженным, целеустремленным действиям, независимо от степени их успешности. Символ этого качества — Дерево, а цвет — синий. Стиль ведения боя — обезьяна, оружие — двойной цеп, натиск делается на развитие выносливости и силы. В технике предпочтение отдается быстрым, сильным воздействиям на суставы и кости противника, захватам и выкручиваниям конечностей. Используются упражнения «двойной крюк». 

Пятое качество — устремленность, то есть способность к выбору и достижению цели без отвлечения на ложные ориентиры. Символ данного качества — огонь, цвет — красный, стиль ведения боя — змея, оружие — метательные ножи, стрелки и звезды. Главное в технике для этого качества — развитие неожиданности и точности действий, отработка попаданий в нервные узлы и другие уязвимые точки тела. Используется упражнение «огненная рука». 

Основными методическими принципами школы боевого искусства «Тайпин» являются естественность и необходимость. Их суть в том, что тренинг на каждом этапе должен соответствовать внутренней (то есть духовной и биоэнергетической) сущности данного человека, а смена этапов и средств тренинга должны происходить только после полного освоения изучаемой техники, приемов и т.д. 

Воспитанники такой восьмилетней школы пользовались большим уважением в народе за свои духовные, нравственные и волевые качества. Они являлись прекрасным образцом для подражания среди молодежи. Их семейная и профессиональная жизнь могла вызывать только восхищения. А вот в школе третьей ступени учились лишь наиболее одаренные выпускники, прошедшие восьмилетний курс, ибо это была школа мастеров-наставников. Конкретное содержание обучения в школе третьей ступени всегда хранилось в тайне от непосвященных.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code