3

Тайпин – великое равновесие

Для многих наций каждый новый этап развития был связан с отрицанием культурных ценностей прошлого. Во всяком случае, именно так обстояло дело в нашей стране. В Азии – иная картина. Народы Индии, Китая, Кореи, Японии бережно сохраняли свою культуру на протяжении десятилетий. Именно поэтому там сохранились до наших дней традиционные боевые искусства, зародившиеся в очень далеком прошлом. 

Занимаясь подготовкой профессиональных воинов, настоящих “рыцарей без страха и упрека”, учителя древности пришли к выводу, что для воспитания мужественного, благородного и сильного человека морально-психологический тренинг важнее, чем технический и общефизический. Такой тренинг по-китайски называется “нэй-гун”, то есть внутренняя работа. Он направлен на культивацию “внутреннего”.

Но что такое внутреннее в человеке? Еще в незапамятные времена китайские мудрецы разделили жизненный процесс на две стороны: видимую (внешнюю) и невидимую (внутреннюю). К внешней стороне можно отнести почти все те признаки, качества и черты, по которым обычно определяют человека. Это его телосложение, сила, выносливость, ловкость, память, знания, ум и т.д. Известно, однако, что при рождении человек совершенно беспомощен, он умеет лишь есть и спать, смеяться и плакать. Взрослея, он обретает множество качеств. А умирая, снова теряет их, снова становится беспомощным, и, как говорится, “впадает в детство”. Однако, это не младенец. Это совсем другое существо. Тот багаж, невыразимый в словах, который человек приобрел в течение жизни и уносит с собой за ворота смерти и есть внутренне. Это сила духа, это прямое, непосредственное знание скрытой сути вещей, это вера в высший смысл бытия. 

У большинства людей внутреннее развито слабо, ибо оно не пребывает само по себе. Его надо сознательно, целенаправленно и неустанно взращивать на протяжении всей своей жизни. Это и есть “нэй-гун”, внутренняя работа. Во всех школах боевых искусств даосского направления методы подготовки воинов основывались на внутренней работе. Внутреннее должно управлять внешним – таков их общий принцип. 

В Китае эти школы обычно существовали при даосских храмах, а их преподаватели и выпускники сохраняли тесные связи между собой на протяжении всей своей жизни. Этому способствовала деятельность даосских тайных обществ “Белый лотос” (Байлянь-Шэ), “Великое равновесие” (Тайпин) и др. Основная идея, которой руководствовались члены тайного общества “Тайпин” заключалась в том, что их внутреннее совершенствование и гармония в отношениях между собой положительно воздействует на состояние государства, природы и космоса, преобразует мир в желаемом направлении. Отсюда и требования к содержанию обучения и воспитания в школах боевых искусств: они должны были давать гармоничное развитие личности, готовить выпускников к профессиональной, семейной и общественной жизни, а не только учить искусству самозащиты и рукопашного боя. 

Полный курс обучения в школах тайного общества “Тайпин” был рассчитан на 12 лет, в трех ступенях, по четыре года каждая. Школы принимали мальчиков и девочек в возрасте 10-12 лет. Там их учили грамоте, математике, традиционной китайской медицине, астрологии и магии. Они изучали каноническую даосскую литературу (трактаты Даоде-Цзин, И-Цзин, Шу-Цзин, Ши-Цзин и Тайпин-Цзин, Чжуан-Цзы, Баопу-Цзы и другие). Их знакомили с восемью основными типами профессиональной деятельности (так называемыми “восемью проявлениями внутренних свойств”) и определяли к какому виду наиболее пригоден каждый ученик. К числу этих восьми типов относились следующие: жрецы, воины, работники, торговцы, лекари, артисты, чиновники, правители. И, разумеется, самым серьезным образом они осваивали боевое искусство. Считалось, что к 18-20 годам ученики должны выбрать один из восьми типов профессиональной деятельности, а также обрести пять внутренних качеств. 

Обретение внутренних качеств самым тесным образом связывалось с процессом постижения боевого искусства. Главными средствами их обретения являлись медитация и жесткий цигун, а также беседы учителя, групповые и парные упражнения. 

Первое качество – искренность, то есть способность видеть свое несовершенство и воспринимать даосское учение. Символ его – Земля, а цвет – желтый. В техническом тренинге для развития этого качества акцент делается на мощность и устойчивость, а в качестве оружия используется шест, стиль ведения боя – тигр. Характерны низкие позиции, перемещения и приемы выполняются со значительным напряжением мышц. Используются упражнения “железной рубахи”. 

Второе качество – справедливость, то есть способность объективно оценивать свои возможности и избегать дурного влияния. Символ его – Металл, а цвет – белый. В техническом тренинге делается упор на развитие скорости и жесткости. В качестве оружия используется сабля, стиль ведения боя – орел. Характерны быстрые перемещения и прыжки, рубящие удары руками. Используются упражнения “стальной хлыст”. 

Третье качество – постоянство, то есть способность к длительной, однообразной деятельности, с сохранением при этом внимания и усердия. Символ – Вода, цвет – черный. Оружие – меч, стиль ведение боя – дракон. В техническом тренинге главное внимание уделяется развитию мягкости и гибкости. Характерны мягкие “кошачьи” движения, тактика непрерывной атаки, болевые и удушающие приемы, работа по наиболее уязвимым точкам тела. Используются упражнения “трех рек”. 

Четвертое качество – энергичность, то есть способность к самоотверженным, целеустремленным действиям, независимо от степени их успешности. Символ этого качества – Дерево, а цвет – синий. Стиль ведения боя – обезьяна, оружие – двойной цеп, натиск делается на развитие выносливости и силы. В технике предпочтение отдается быстрым, сильным воздействиям на суставы и кости противника, захватам и выкручиваниям конечностей. Используются упражнения “двойной крюк”. 

Пятое качество – устремленность, то есть способность к выбору и достижению цели без отвлечения на ложные ориентиры. Символ данного качества – огонь, цвет – красный, стиль ведения боя – змея, оружие – метательные ножи, стрелки и звезды. Главное в технике для этого качества – развитие неожиданности и точности действий, отработка попаданий в нервные узлы и другие уязвимые точки тела. Используется упражнение “огненная рука”. 

Основными методическими принципами школы боевого искусства “Тайпин” являются естественность и необходимость. Их суть в том, что тренинг на каждом этапе должен соответствовать внутренней (то есть духовной и биоэнергетической) сущности данного человека, а смена этапов и средств тренинга должны происходить только после полного освоения изучаемой техники, приемов и т.д. 

Воспитанники такой восьмилетней школы пользовались большим уважением в народе за свои духовные, нравственные и волевые качества. Они являлись прекрасным образцом для подражания среди молодежи. Их семейная и профессиональная жизнь могла вызывать только восхищения. А вот в школе третьей ступени учились лишь наиболее одаренные выпускники, прошедшие восьмилетний курс, ибо это была школа мастеров-наставников. Конкретное содержание обучения в школе третьей ступени всегда хранилось в тайне от непосвященных.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

*

code

Adblock
detector