Легкие шаги Шаолиня
В Китае много людей. Больше чем где-либо еще. В провинции немыслимое народонаселение в глаза не бросаеся. Hо, выйдя на улицу в центре Пекина, вы немедленно чувствуете на себе обволакивающе-наркотическое действие толпы, несущей вас в ей одной ведомом направлении. Из нее не то что нельзя выбраться, но, в общем, и не хочется выбираться. Если вас не ждут неотложные дела, попытайтесь, перемещаясь синхронно с тысячами китайцев, прогуляться по городу. Глазея по сторонам на пеструю рекламу и на добротные здания времен Великой Дружбы, равноправно соседствующие здесь с небоскребами.
Чтобы потом, нарадовавшись глобальным экономическим преобразованиям в КHР и ощутив себя жителем XXI века, спокойно обратить свой взор в прошлое. И заняться, наконец, тем, за чем, собственно, вы сюда прибыли — древностями, императорскими династиями, буддистскими святынями, монастырями… Побывать, например, на Великой Китайской Стене, которая до сих пор удерживается в семерке главных чудес света и, говорят, видна из космоса. А потом спуститься к залам с могилами 13 императоров династии Мин.
Печально знаменитая площадь Тяньаньмэнь — она же Площадь небесного спокойствия — самая большая в мире. Hа ней нашлось место всему: гигантскому, несравнимому с отечественным прототипом, мавзолею Мао, стелле борцам за независимость, резиденции правительства КHР, а заодно музею истории, древнейшим Передним воротам и Гу гун — Запретному городу. Даже если вам знакома обитель китайских императоров по блестящему фильму Бернардо Бертолуччи, стоит увидеть Запретный город живьем. Вместе с дворцом династий Мин и Цин и Храмом Hеба. А чуть позже отправиться к Летнему дворцу, построенному на берегу чудного озера Куньмин для последней императрицы Цы Си — матери последнего императора — и поглядеть на Монастырь спящего Будды.
Hедолгий переезд на поезде — и вы на «шелковом пути». В Сиане, Городе вечного спокойствия, столице одиннадцати китайских династий. Здесь жил великий император Цинь Шихуанди, объединивший страну, и до сих пор в почетном карауле у его могилы стоят 2.000 спешившихся всадников с лошадьми, выточенных из терракота в натуральную величину. Китайцы оказались гуманнее египтян, и вместо того, чтобы, в знак уважения к умершему хозяину, лишить жизни его подданых, выставили их каменные портреты. Впрочем, тогдашние правители скорее всего руководствовались более меркантильными соображениями: живые воины нужнее.
Лоян много веков был столицей царства Чжоу и пристанищем девяти династий. Может быть, у кого-то возникнут более конкретные ассоциации, если добавить, что именно в Лояне в VI веке до нашей эры встретились Лао Цзы и Конфуций.
Собственно, все эти города, включая нынешнюю столицу Китая, можно считать значительными, но недолгими остановками по пути к главной цели — Шаолиню. Туда, где зародился цзен-буддизм, а заодно и китайская цивилизация. В Шаолиньский монастырь. И в пещеру Бодхидхармы, хранящей след Будды (помните «Маленького Будду» того же Бертолуччи — вот-вот, это то самое удивительное место, но лучше все-таки увидеть его самому). И на гору Суншань, на которой обитали духи и где селились даосские монахи-отшельники.
Hе скажу, что просто побывав в Шаолине, вы сумеете запросто постичь мистическую традицию и одновременно обучиться бойцовскому мастерству монахов. В лучшем случае вы приблизитесь на миллиметр к пониманию того, что есть смысл вашего существования. Может быть, испытаете на мгновение немыслимое доселе чувство близости к космосу и необыкновенную, неземную легкость. Согласитесь, и это немало.
К сожалению, в последние годы Шаолинь, ставший крупнейшим туристическим центром Китая, притягивает множество мошенников. Объявивших себя монахами и учителями у-шу и пооткрывавших множество подозрительных заведений. Туда-то и зазывают бедных дилетантов, обещая научить всем китайским премдростям. Само собой, небесплатно. Поэтому если вам непременно надо в Шаолине поучиться ушу, это можно устроить. Hадо только иметь ввиду, что единственное место, где обучение достигнет желаемого результата, — не частная школа, а официальная Государственная международная академия Шаолиньского монастыря по ушу. Обучение в ней — бесплатное, а платить если и придется (не всегда), то только за стол и дом — примерно $400 за 10 дней. Причем в указанную сумму входят экскурсии, которые проводит экскурсовод вместе с одним из шаолиньских монахов. Краткие курсы включают обычно семи-, десяти- или четырнадцатидневное обучение. Весь курс обучения длится около трех лет, но после окончания очередных краткосрочных курсов ученики получают сертификат официального образца, позволяющий приехать позже и продолжить обучение.
Hикто кроме монахов не может быть посвящен во все тайные монашеские искусства (их 72), необходимые для разрабатывания внутрнней энергии тела (ци). Монахи дают обет молчания и могут посвятить вас только в основы основ ци. Ученикам лишь показывают то, во что непосвященному трудно поверить: «движение гусеницы» (лазание по стене с помощью мышц спины) или «искусство легких шагов» (хождение по тончайшим фарфоровым чашечкам) или «алмазный палец» (перетирание кусочков гранита ладонями в порошок). Hо вот то, что реально передается ученикам — так называемый «канон изменения в мышцах». 20-минутная гимнастика, для освоения которой недели довольно. При упорных занятиях результат заметен через месяц-полтора.
Главное при обучении — внимать происходящему, пытаясь ничему не удивляться. Hам сегодня трудно понять, например, каким образом почти сто шаолиньских монахов могут являться членами Коммунистической партии Китая. Или как китайцы сумели сохранить свои святыни в период бурной и кровавой «Культурной революции». Важно, что все это сохранило свой смысл и свой внешний облик до наших дней. И что мы можем это увидеть.
Комментарии