Змеиный стиль
Кинематограф Гонконга создал легенду о смертельном и страшном стиле змеи. Однако все попытки обнаружить документальные свидетельства существования в прошлом подобного стиля окончились неудачей. Более того, мастера такого стиля неизвестны как в КНР, так и за пределами Китая. Лишь в некоторых источниках встречаются короткие упоминания о «змеиных» направлениях в эмэйском ушу.
Реально существуют «змеиные поднаправления» в других стилях. Попытаемся систематизировать имеющуюся информацию.
На севере Китая «подстиль змеи» можно обнаружить лишь в таком известном стиле, как синъицюань. Согласно требованиям стиля, «форму змеи» надо выполнять мягко, тая в себе скрытую силу. Удары «змеи» направлены в горло и в пах. Боец должен имитировать образ змеи, «струящейся» в траве.
Основное количество «змеиных направлений» можно обнаружить в тех стилях, которые выводят свое происхождение от южного шаолиньского монастыря (ныне не существующего). Согласно легендам, система обучения боевым искусствам в этом монастыре была структурирована в подражание образам пяти животных, одним из которых являлась змея. Потому в «южно-шаолиньских» стилях имеются подражательные направления, в том числе змеиное.
Но при этом возникает впечатление, что чем дальше от того места, где реально находился монастырь (провинции Фуцзянь) — тем больше эти направления разработаны, тем яростнее их адепты утверждают, что именно так обучали в монастыре. В качестве примеров упомянем два широко известных стиля.
Во-первых, знаменитый стиль провинции Гуандун — хунцзяцюань (хунгар). Причем в разных направлениях стиля наблюдаются разные степени «змеистости». Так, в ортодоксальном хунгар, идущем от Хуан Фэйхуна, есть просто комплекс «усинцюань» (кулак пяти первостихий), соотносимый с пятью животными, при исполнении которого требуется лишь проявлять определенные качества, присущие каждому из животных. А в «деревенском хунгар» (например, в стиле хасафа хунгар) есть целые комплексы, посвященные каждому из животных, в том числе комплекс «кулак змеи».
Вторым примером служит такой популярный стиль, как юнчуньцюань (винчун). Если в китайских его направлениях к «подражательности» не стремятся, то во вьетнамских мы встречаем комплексы, посвященные каждому их пяти животных, в том числе змее.
Комментарии