53

Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая

Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Происхождение и развитие стиля

Согласно легендам история стиля Син-и возводится к самому Юэ Фэю, что казалось бы вызывает недоверие, так как в Китае существует несколько стилей приписывамых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих. Так например, Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и Юэ-ши лянь-цюань явно не имеют ничего общего и друг на друга совершенно не похожи, более того, Юэ-мэнь цюань явно относится к южным стилям (с активным) и «короткому» кулаку, в то время как Юэ-ши лянь-цюань явно является северным стилем с «длинным» кулаком.

 

Тем не менее существует стиль Юэ-ши сань-шоу отличающийся от Син-И, как методами тренировок, так и дистанцией боя, но имеющий идентичную форму. Иными словами и Син-И и Юэ-ши сань-щоу — двигаются в одной и той же манере и используют одни и те же приёмы, однако ведут бой на разной дистанции и имеют кардинально отличающиеся методы тренировки. Так в Син-И стремятся к ближнему бою, а в Юэ-ши сань-шоу стремятся вести бой на дальней дистанции, отличие в методах тренировок заключается в том, что Син-И — внутренний, а Юэ-ши сань-шоу — внешний стиль. Сходство внешней формы, при том что оба стиля приписывают своё Юэ Фэю — явно свидетельствует об общности происхождения Син-И и Юэ-ши сань-шоу, которые за прошедшие столетия (Юэ Фэй жил в XII веке) успели разойтись как в методах тренировок, но сохранили свою внешнюю форму. И возможно, что человек создавший изначальный стиль от которого ведут своё происхождение Син-И и Юэ-ши сань-шоу, действительно является Юэ Фэем. При этом нужно отметить, что мнения экспертов о схожести Син-И и Юэ-ши сань-щоу, порой кардинально расходятся. Так например, по мнению Мая Михайловича Богачихина стили Син-И и Юэ-ши сань-шоу — безусловно похожи, так как сходны позы принимаемые при выполнении одиночных тао-лу без оружия. В то же время по мнению Алескея Александровича Маслова стили Син-И и Юэ-ши сань-щоу — не имеют ничего общего, так ведут бой на совершенно разных дистанциях.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому патриарху Шаолиня — Бодхидхарме, но в отличие от легенды о происхождении от Юэ Фэем, эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенду о происхождении из монастыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Син-И) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля Син-И уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Саньфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Син-И происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связанна.

Задокументированная история стиля Син-И начинается в XVII веке с Цзи Цзикэ, по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), к который по-легенде в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя — «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии стиль был создан самим Цзи Цзикэ на основе приёмов с копьём. В то же время некоторое внешнее сходство Син-И и Юэ-ши сань-щоу свидетельствует в пользу того, что либо возможно книга действительно была, либо он обучался у мастера чьё имя по какой-либо причине решил утаить (например, возможно обучавший его мастер имел проблемы с маньчжурскими властями по политическим, или иным причинам).

Однако и авторство Цзи Цикэ, тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на то, что история рассказывающая о том, что Цзао Цзиу учился Син-И у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цзао Цзиу, называвшего себя — единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цзао Цзиу — называется основателем Син-И. В качестве учеников Цзао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём, во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цзао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу — не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цзао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюна[1]. Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лонэну (李洛能) с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известный также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшим очень важную роль в развитии и систематизации Син-И, а также обучившему множество прославленных учеников.

Родословное древо Син И Цюань по версии Сунь Лутана.

Структура стиля

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector