168

Го Вэйхань — найдено утраченное связующее звено истории синъицюань?

Группа занимающихся синьицюань Го Вэйханя, которых я интервьюировал во время моей исследовательской поездки в провинцию Шаньси. Лапша была превосходной, а местная водка — крепкой, но я не уверен, что материал, представленный в данной статье, можно было бы собрать без помощи байцзю… Когда читаешь книги, написанные как в Китае, так и за его пределами, то часто оказывается, что то, что мы знаем об истории синъицюань, является, скорее, набором легенд и устно передаваемых историй, чем истинными фактами, опирающимися на исторические документы. Время от времени некоторые «факты», считавшиеся до той поры незыблемыми, подвергаются сомнению, и лишь тогда мы становимся ближе к истине, хотя редко когда можем узнать её полностью.

Хотя вопрос о том, кто был учителем Ли Лаонэна, и не является темой данной статьи, я надеюсь, что представленная здесь информация продемонстрирует некоторые проблемы, имеющиеся с тем, что обычно воспринимается без вопросов. Лишь благодаря подобным ситуациям делаются новые заявления, которые непрямым образом знакомят нас с редкими стилями, про которые мы бы иначе вряд ли услышали.

Как уже упоминалось в статье о происхождении и развитии синьицюань семьи Дай, до сих пор неясно, каким образом синьицюань, преподававшийся в семье Дай провинции Шаньси, попал к Ли Лаонэну, считающемуся «отцом синъицюань».

Учитель Ли Лаонэна — различные версии

1.Дай Лунбан (синъицюань провинции Хэбэй) — «единственно верная»?

Занимающиеся хэбэйским синъицюань утверждают, что Ли Лаонэн учился у Дай Лунбана, и эту версию можно встретить в книге Сунь Лутана «Изучение синъицюань», опубликованной в 1916 году, где в «Предисловии автора» Сунь пишет::

«…Дай Лунбан передал [синъицюань] господину Ли Лонэну из Чжили [т.е. современной провинции Хэбэй]».

В 1923 году Сунь Лутан опубликовал другую книгу — «Изложение истинного смысла кулачного искусства» («Цюань и шу чжэнь»), где дал детальное описание встречи Ли Лаонэна с Дай Лунбаном и учёбы у Дая:

«Господин Ли по имени Фэйюй, по прозванию Нэнжань, его также называли Лаонэн (…) занимался торговлей в Тайгу провинции Шаньси. Любил кулачное искусство, и услышав, что в уезде [Тайгу] есть Дай Лунбан, хорошо владеющий синъицюань, отправился к нему с визитом. С первого взгляда увидел, что речь [Дай Лунбана] и манера держаться в райной мере изысканы, он не был похож на знатока ушу, отличался сердечностью. Однажды, будучи представленным [Дай Лунбану], [Ли Лаонэн] попросился в ученики. В это время Ли Лаонэну было тридцать семь лет. Получив наставления, упражнялся денно и нощно на протяжении двух лет. То, в чём он упражнялся, было одно движение из Усин [Кулаков пяти первостихий] — пицюань [рубящий кулак], да ещё половина комплекса ляньхуаньцюань [Непрерывно переходящие друг в друга кулаки]. Хотя изучил немного, но в сердце не искал выгоды, упражнялся искренне день за днём без перерыва.

В тот год исполнялось 80 лет матери Дай Лунбана. Господин [Ли Лаонэн] пришёл с поздравлениями, и так попал в число гостей, не будучи родственником или другом, а являясь лишь учеником Лунбана. После поздравлений те, кто владел ушу, в зале торжества стали выполнять упражнения, каждый старался показать свои знания. Господин [Ли Лаонэн] показал лишь половину комплекса. Мать Лунбана разбиралась в принципах и формах синъицюань, и спросила Господина [Ли Лаонэна], почему тот выполнил только половину комплекса. Господин ответил, что изучил только это. Тогда она указала Лунбану, что этот человек учится уже целых два года, а изучил столь мало, по-видимому он человек искренний и преданный, и можно с душой передавать ему принципы кулачного искусства. Лунбан, будучи преданным сыном, получив прямое приказание от матушки стал обучать Господина [Ли Лаонэна]. Господин [Ли Лаонэн] старательно учился до 47 лет, когда для него не осталось ничего непознанного».

Однако, основная проблема — временной промежуток: считается, что Дай Лунбан жил между 1720 и 1809 годами (согласно книге Цао Цзичжи «Курс синьицюань семьи Дай»), а Ли Лаонэн — между 1803 и 1888 (Мэн Сяньши «Детальное объяснение синъицюань»; Ли Лаонэн был нанят в качестве охранника одним из предков Мэна). Поэтому кажется невозможным, чтобы Ли учился у Дай Лунбана.

2.Дай Вэньсюн (синъицюань провинции Шаньси) — весьма вероятно

С другой стороны, занимающиеся синъицюань в провинции Шаньси (где центром стиля является уезд Тайгу) считают учителем Ли Лаонэна Дай Вэньсюна — второго сына Дай Лунбана.

 

Мемориальная табличка Чэ Ичжая в Тайгу провинции Шаньси

Единственным «письменным источником» является текст на «Мемориальной табличке господина Чэ Ичжая», написанный в 1925 году. Прочие тексты — например, «Сущность синьи» («Синьи цзинъи»), который приписывают Ли Гуанхэну (ученику Ли Лаонэна из провинции Шаньси) и датируют 1895 годом — вряд ли могут считаться свидетельствами, так как никому не было позволено ознакомиться с их содержанием (хотя недавно исследовательская группа из Японии сделала фотоснимки обложки и содержания книги).

Текст на «Мемориальной табличке господина Чэ Ичжая», которая всё ещё стоит в Тайгу, гласит:

«Ушу — это китайское непревзойдённое мастерство, оно делится на шаолиньские внутренние и внешние школы. Эти искусства расцвели в нашем уезде в годы правления по девизами Сяньфэн [1851-1861] и Тунчжи [1862-1874], [их практиковали] ученики Ван Чанлэ и Дай Вэньсюна. [Ван] Чанлэ был из Цзяо [т.е. уезда Цзяочэн]. Господин Дай имел прозвище Эрлюй и был из [уезда] Ци[сянь]. Синьицюань семьи Дай, передающийся в роду Дай, относится к внешней шаолиньской ветви и был передан наружу [из семьи] Ли Лаонэну…»

Так как Дай Вэньсюн жил между 1769 и 1861 годами, то эта версия выглядит более правдопобной, чем хэбэйская.

Среди этих двух «оригинальных» версий более популярной была хэбэйская — говорящая, что Ли Лаонэн был учеником Дай Лунбана — и в течении долгого времени она считалась «единственно верной». Занимающиеся в провинции Шаньси предпочитали свою, и старались её потвердить. Однако, когда произошло «революционное открытие» Китая внешнему миру и в 1982-83 годах прошла кампания по Поиску и упорядочению в ушу, на свет стало появляться всё больше традиционных боевых искусств. Именно в это время были опубликованы первые статьи о синьицюань семьи Дай, и было упомянуто имя Го Вэйханя в качестве учителя Ли Лаонэна.

3.Го Вэйхань — говорят занимающиеся синьицюань семьи Дай

Занимающиеся синьицюань семьи Дай называют Го Вэйханя, который был племянником жены Дай Лунбана (сыном её брата) и изучил у Дай Лунбана ранний синьицюань. Согласно Цао Цзичжи, автору «Истории рыцарей династии Цин» — роману про семью Дай и её семейное искусство — который был неофициальным «представителем» занимающихся синьицюань семьи Дай, Го Вэйхань изучил лишь боевую составляющую системы и не изучал оздоровительной части, ядром которой является метод Обезьяньего сидения. В своей другой книге — «Курс синьицюань семьи Дай» — Цао сделал ряд заявлений относительно Го Вэйханя:

  1. Го был учеником Дай Лунбана и братом по школе сыновей Дай Лунбана — Дай Далюя (Дай Вэньлян) и Дай Эрлюя (Дай Вэньсюн).
  2. Именно Го Вэйхань изменил название стиля с синьицюань (кулак сердца и воли) на синъицюань (кулак формы и воли).
  3. Методы синьицюань семьи Дай делились на даоинь (оздоровительные упражнения) с Обезьяньим сидением в качестве ядра, и боевые. Именно Дай Лунбан соединил их вместе, в результате чего методы работы с даньтянь стали основой боевых техник и их неотъемлемой частью. Го Вэйхань изучил только боевую систему — кулак семьи Юэ — и не изучал даоинь.
  4. Го Вэйхань создал позицию саньтиши — ядро современного синъицюань. Он также изменил «10 больших форм» (Ши да син) в «12 форм» (Шиэр син).

В 1998 году я беседовал с занимающимися синьицюань семьи Дай, жившими на родине Го Вэйханя, и они подтвердили, что именно Го обучил Ли Лаонэна. Мы не входили в детали относительно того, как на самом деле выглядела система Го Вэйханя, и стало очевидным, что больше информации можно получить только от занимающихся системой Го Вэйханя.

«Секретные методы базовой практики синъицюань» Гао Цзянхэна — первый и единственный письменный источник по системе Го Вэйханя

Некоторое время спустя у меня появился шанс взглянуть на очень интересную книгу — «Секретные методы базовой практики синъицюань» («Синъицюань цзибэнь сингун мифа») Гао Цзянхэна, опубликованную в 1935 году. В своей книге Гао Цзянхэн записал истории, рассказанные его учителем Цзя Дацзюнем (учеником Го Вэйханя), а также описал базовые тренировочные методы его стиля. Содержание книги отличалось от всего, что я слышал о системе Го Вэйханя прежде.

1.Историческая часть книги проливает абсолютно новый свет на раннюю историю синъицюань, а также на взаимоотношения между Дай Лунбаном, его сыновьями, Го Вэйханем и Ли Лаонэном (эта тема будет далее обсуждаться в одной из следующих статей моего сайта).

Согласно книге Гао (глава, посвящённая «Происхождению»), Го Вэйхань был племянником жены Дай Лунбана (хотя, в свете новых «открытий» похоже, что эта родственная связь не является таковой, но этот вопрос будет кратко обсуждаться ниже) и изучил своё боевое искусство у Дай Лунбана. В 1838 году он прибыл в Шицзядянь провинции Хэнань вместе с Дай Вэньляном и Дай Вэньсюном, чтобы помочь управлять таверной, которую там держал Дай Лунбан, и изучать боевые искусства. В 1841 году Ню Сисянь (Ню Сисянь являлся потомком Ню Гао — одного из генералов армии Юэ Фэя и его учеником) прибыл в Шицзядянь, и Го Вэйхань вместе с братьями Дай стали его учениками, изучив у него боевое искусство. Гао Цзянхэн также упоминает, что согласно устным сообщениям от братьев Дай Го Вэньхань, будучи в Шицзядянь, также учился у Ли Чжэна.

В приводимой в книге генеалогической таблице Гао помещает Го Вэйханя на том же уровне (т.е. в том же поколении), что и братьев Дай, ниже Дай Лунбана и Ню Сисяня, но выше Ли Лонэна, Дай Учана, Дай Ляндуна, Вэнь Лаолю, Цзя Дацзюня (учителя Гао) и прочих.


Так как Го прибыл в Шицзядянь, чтобы помочь в управлении бизнесом семьи Дай, в 1838 году, то это не только ставит под вопрос даты жизни Дай Лунбана, приводимые Цао Цзичжи, но и делает возможным для Ли Лаонэна учёбу непосредственно у Дая. Некоторые недавние открытия, касающиеся Ли Чжэна (которого полагают одним из учителей Дая — смотри эту статью), похоже также играют в пользу идеи о том, что Дай Лунбан мог жить гораздо позже срока, указанного у Цао.


2.Техническая часть книги знакомит с базовой теорией и практическими методами синъицюань (Гао называет его стиль именно «синъицюань» — «кулак формы и воли») Го Вэйханя:

1.Шестнадцать коренных методов (Шилю бэнь)

2.Шестнадцать усилий (Шилю цзинь)

3.Медитативные практики, разделяемые на три уровня:

3.1.Метод использования ци (Юн ци фа) — метод дыхания/медитации, приводящий к успокоению сознания, в результате чего становится возможным движение ци;

3.2.Метод небесного круговорота (Чжоу тянь фа) — опираясь на «Метод использования ци» переходят к ведению ци по Малому небесному кругу;

3.3.Метод достижения истины (Дэ чжэнь фа) — высший уровень медитативной практики

4.Методы работы с даньтянь — делятся на Метод работы с даньтянь стоя на месте (Чжань даньтянь), и Метод работы с даньтянь в движении (Бэнь даньтянь):

4.1.Метод работы с даньтянь стоя на месте — метод, подобно Обезьяньему сидению в синьицюань семьи Дай, состоящий из двух фаз: раскрывания и смыкания тела. Основное отличие — в способе, которым складываются руки в сидячем положении: согласно Гао, они должны перекрещиваться перед телом.

4.2.Метод работы с даньтянь в движении — метод перемещения, который должен быть, как пишет Гао Цзянхэн в своей книге, «…подобен выстреливанию стрелы, где даньтянь — это лук, а ци — стрела. Это называется нэйгун (внутренняя наработка). С внешней точки зрения руки подобны луку, ноги — стреле. …В прошлом мастер Дай Эрлюй был способен атаковать противника с расстояния в десять шагов… это мастерство, происходящее из Бэнь даньтянь«.


Гао Цзянхэн даёт детальное описание методов работы с даньтянь, практикуемых в системе Го Вэйханя, и основной из них — Чжань даньтянь — лишь немногим отличается от метода Обезьяньего сидения из синьицюань семьи Дай. Это противоречит заявлению Цао Цзичжи о том, что стиль Го не содержит раздела даоинь — т.е. метода Обезьяньего сидения — из системы семьи Дай.


5.Метод шести взаимосоответствий (Лю хэ фа) — после того, как даньтянь развит и базовая скоординированность достигнута, нужно практиковать «Позицию шести взаимосоответствий» (Лю хэ ши) — стойку, которая связывает тело и разум в соответствии с «шестью взаимосоответствиями»: между психикой (синь) и волей (и), волей и ци, ци и силой (ли), кистями рук и стопами, плечами и бёдрами, локтями и коленями. Это — позиция стояния на одной ноге; в левой Позиции шести взаимосоответствий большая часть веса тела приходится на правую ногу, левая нога — впереди, обе ноги согнуты в коленях (книга Гао говорит, что нужно присесть так, чтобы бёдра и колени были на одной горизонтали), корпус повёрнут так, чтобы левое плечо было спереди, левая рука — у правого колена, правая рука — у левого плеча, защищая лицо.

6.Кулаки пяти первостихий (У син цюань) — хотя как синьицюань семьи Дай, так и шаньсийская и хэбэйская ветви синъицюань, и стиль Го Вэйханя включают Кулаки пяти первостихий, в каждом из этих стилей они практикуются по-своему. Пять первостихий в стиле Го Вэйханя демонстрируют значительные отличия, и являются более сложными по сравнению со своими аналогами как в синьи семьи Дай, так и в синъицюань.

  • Поперечный кулак (Хэн цюань): Позиция шести взаимосоответствий (Лю хэ ши) — Форма змеи (Шэ син) — «Держать луну за пазухой» (Хуай чжун бао юэ) — Правый поперечный кулак
  • Рубящий кулак (Пи цюань): Позиция шести взаимосоответствий (Лю хэ ши) — Форма змеи (Шэ син) — Правая форма рубящего кулака — «Держать луну за пазухой» (Хуай чжун бао юэ) — Левая форма рубящего кулака
  • Буравящий кулак (Цзуань цюань): Позиция шести взаимосоответствий (Лю хэ ши) — Форма змеи (Шэ син) — Первое движение буравящего кулака — Второе движение буравящего кулака
  • Пробивающий кулак (Бэн цюань): Позиция шести взаимосоответствий (Лю хэ ши) — Низкая форма (Ся ши) — «Золотой петух на одной ноге» (Цзинь цзи ду ли) — Пробивающий кулак
  • Пушечный кулак (Пао цюань): Позиция шести взаимосоответствий (Лю хэ ши) — «Пушечный удар пробивающий небо» (Чунтянь паочуй) — Пушечный кулак

Все Кулаки пяти первостихий начинаются из Позиции шести взаимосоответствий, а основным связующим движением является позиция «Держать луну за пазухой» (Хуай чжун бао юэ). В них также входят движения животных (Форма змеи, Форма петуха) и некоторые техники, не включаемые в формы животных («Пушечный удар пробивающий небо»). Приёмы обычно исполняются в Позиции лука и стрелы (Гунцзяньбу), также называемой Шаг тигра (Ху бу).

7.Двенадцать форм (Шиэр син) — двенадцать наборов коротких связок движений; движения из этих связок можно также практиковать как отдельные техники. Двенадцать форм таковы: дракон (лун), тигр (ху), обезьяна (хоу), лошадь (ма), пони (тай), кот (мао), ласточка (янь), ястреб (яо), орёл (ин), петух (цзи), журавль (хэ), змея (шэ). Не только набор животных отличается от набора из синъицюань — различаются даже отдельные движения; к примеру, Форма дракона — это набор из следующих движений: Обернутый корпус и спрятанная рука в форме дракона (Гошэнь цаншоу лунсинши) — Ладонь разделяющая сердце (Фэнь синь чжан) — Позиция хвоста дракона (Лунвэйши).

В своей книге Гао не приводит информации относительно оружия, практикуемого в системе Го Вэйханя.

Система Го Вэйханя — что есть сказать современным практикующим…

В 1998 году я сделал первую, но не очень успешную попытку повстречаться с практикующими стиль Го Вэйханя в провинции Шаньси. Мне удалось повстречаться только с занимающимися у Ма Эрню (ученик Дай Куя), практикующими синьицюань семьи Дай, которые живут в родном городе Го Вэйханя. Хотя я не видел сам стиль и до сих пор не представляю, на что он похож, мне рассказзали интересную историю о том, как Ли Лаонэн пришёл в Шаньси, как его не приняли в семье Дай и как его в итоге взял в ученики Го Вэйхань.

 

Другая группа занимающихся синьицюань из линии Го Вэйханя. На заднем плане — «шэньчжоу» клана Го

В мае 2001 года мне наконец удалось повстречаться с занимающимися стилем Го Вэйханя, и не только поговорить с ними, но и заснять на видео несколько демонстраций, а также сделать фотографии. Нижеприводимой информацией со мной поделились во время разговоров, которые я вёл с занимающимися стилем Го Вэйханя в сельской местности провинции Шаньси:

1.Го Вэйхань и его ученики — факты и истории:

Нет сомнений в том, что Го Вэйхань действительно существовал: его имя имеется на шэньчжоу — куске ткани, на котором записаны имена принадлежащих к одному клану и который вывешивается на стену во время основных китайских праздников, чтобы живущие могли поклониться ему и выразить почтение покойным предкам — из клана Го. Однако единственная записанная там информация — это имя Го, тот факт, что он принадлежал в 15-му поколению клана Го, и то, что у него было три жены — Фань, Юэ и Ли.

Тётя Го Вэйханя (сестра отца) была замужем за Дай Лунбаном, поэтому Го Вэйхань и сыновья Дая — Дай Далюй и Дай Эрлюй — были кузенами. Го Вэйхань изучил синьицюань семьи Дай у Дай Лунбана. Го провёл некоторое время в провинции Хэнань, эскортируя караваны вместе с Дай Лунбаном и его сыновьями. После возвращения в провинцию Шаньси он стал старостой родной деревни. Позднее он ушёл в отставку и стал учителем, преподавая в местных частных школах (сы дянь).


Примечание:

В конце марта 2001 года было сделано важное открытие — потомки клана Дай открыли доступ к четырём томам их семейных хроник (Дай ши цзяпу), а также к их Шэньчжоу, которые хранились в особняке Дай Лунбана как минимум в течении столетия. Оба источника находятся под строгой охраной местных властей, и лишь немногим было позволено их увидеть. Мне пришлось долго договариваться с главой местного Бюро охраны памятников культуры, который является одним из ответственных за охрану книг и Шэньчжоу. Согласно Хроникам, у Дай Лунбана (Дай Синго), принадлежавшего к 19-му поколению клана Дай, было две жены — Чжао и Лю. У него было два сына — старший Дай Вэньлян (Дай Далюй) и младший Дай Вэньсюн (Дай Эрлюй), который также называл себя Дай Емэн.

Благодаря этому открытию мы можем отвергнуть истории о двух братьях — Дай Лунбане и Дай Линбане — которые можно найти в некоторых старых книгах по синъицюань. Однако при этом оказываются нуждающимися в корректировке и взаимосвязи между Дай Лунбаном и Го Вэйханем — раз ни одна из жён Дай Лунбана не принадлежала к семье Го, то Го Вэйхань не мог быть племянником ни одной из них. Остаётся возможность того, что один из братьев Дай Лунбана мог быть женат на тёте Го Вэйханя, однако это следует проверить либо по Хроникам, либо по Шэньчжоу.


У Го Вэйханя было восемь основных учеников, из которых мне назвали лишь пятерых: Го Саньэр, Чэн Да, Чэн Эр, Ли Лаонэн (из Шэньчжоу провинции Хэбэй) и Люй Хайгэнь.

Го Саньэр убил человека в бою в родном городе и был вынужден бежать в Пекин, где скрывался под фамилией Ли. У него была очень хорошая цин гун (наработка лёгкости), и возможно, что это именно он был знаменитым «Ли-ласточкой», прославившимся в Столице.

Чэн Да и Чэн Эр были братьями, и кулачные трактаты Го Вэйханя (цюаньпу) до сих пор хранятся у их потомков.

Ли Лаонэн пришёл в провинцию Шаньси и хотел изучать синьицюань семьи Дай. Ли прикупил немного земли и выращивал там овощи. В то время Дай Лунбан уже скончался, а Дай Эрлюй, которого весьма уважали в тех местах, отказался принять Ли в ученики. В результате Ли решил попроситься в ученики к Го, другому из учеников Дай Лунбана, однако так как он боялся, что Го тоже откажет ему, он каждый день привозил тележку с овощами к дому Го и продавал овощи Го. Однако всегда выходил мальчик-прислужник (шутун) Люй Хайгэнь и покупал овощи у Ли. Через некоторое время, наконец, вышел и Го. Ли взялся за две ручки тележки, и поднял тяжёлую тележку, полную овощей, чтобы предложить Го сделать выбор и в то же время показать ему свою силу. Го выбрал овощи и дал Ли бронзовую монету в уплату. Го держал монету тремя пальцами, и, несмотря на все усилия, Ли не смог вытащить её.

Затем Го сломал монету пальцами. Увидев это, Ли пожелал «скрестить руки» с Го, но Го легко победил его, используя Форму змеи (Шэ син). После схватки Ли встал на колени перед Го и попросил принять его в качестве ученика. Хотя Го согласился обучать его, он преподавал ему изменённую версию стиля, базировавшуюся на Саньтиши, которую Го назвал «синъицюань» — «кулак формы и воли». Через некоторое время Дай Эрлюй услышал, что Го обучает человека из провинции Хэбэй, и был этим весьма недоволен. Го пригласил Дай Эрлюя к себе домой, и в то время, когда Ли Лаонэн практиковал во дворе стиль, изученный у Го, Дай, сидя внутри дома, подглядывал за ним сквозь маленькую дырочку в окне (в те времена окна заделывались не стеклом, а полупрозрачной бумагой). После этого Дай Эрлюй не испытывал бескокойства, увидев, что Ли не изучал их семейного искусства. Ли Лаонэн провёл три года за изучением синъицюань, а затем вернулся в Тайгу.

2.Линия передачи искусства Го Вэйханя

 

Фань Цзяюань — один из старших учеников Люй Хайгэня и основной учитель нынешних занимающихся

Го Вэйхань также передал своё искусство Люй Хайгэню (1812-1904), который в свою очередь обучил Го Хэ (1872-1959; начал учиться у Люя в возрасте 12 лет). Го Хэ обучил Фань Цзяюаня (1909-1997). Основные ученики Фаня: Ян Жуньшэн (1924-1996; первый ученик), Ян Лижэнь, Фань Чжэнмин, Люй Хуэй (Люй Шуанню), Го Инчан и Го Иншэн. Люди, которых я интервьюировал, в основном являлись учениками Фань Цзяюаня.

3.Содержание боевого искусства Го Вэйханя

Стилем, который Го Вэйхань преподавал прочим ученикам, были синьицюань — стиль с тем же названием, что и боевое искусство, преподававшееся Дай Лунбаном. Его основы таковы:

  • Методы работы с даньтянь: работа с даньтянь стоя (Чжань даньтянь) в двух версиях — с руками на коленях или около лица, в основном это то же самое упражнение, что и Обезьянье сидение из синьицюань семьи Дай; бьющий даньтянь (Цза даньтянь), стреляющий даньтянь (Шэ даньтянь), работа с даньтянь в сидячем положении (Цзо даньтянь), перемещающийся даньтянь (Бань даньтянь) и спящий даньтянь (Шуй даньтянь) — это всё разновидности внутренних упражнений.
  • Стояние в шаге тигра (Чжань хубу; «шаг тигра» — это другое название для «шага лука») и Хождение с ногами петуха (Цзоу цзи туй) — это тоже очень важные методы практики данного стиля. Стояние в шаге тигра выправляет положение частей тела, в результате чего нос, переднее колено и передняя стопа оказываются на одной вертикали (поэтому «шаг тигра» ещё называют Саньцибу — «шаг трёх на линии»); хождение с ногами петуха обучает быстрой ходьбе с быстрой сменой направлений.
  • После этого занимающийся изучает Кулаки пяти первостихий (Усинцюань) — рубящий (пи), пробивающий (бэн), буравящий (цзуань), пушечный (пао) и поперечный (хэн), а также
  • Двенадцать форм (Шиэр син): дракона (лун), тигра (ху), обезьяны (хоу), лошади (ма), медведя (сюн), орла (ин), ястреба (яо), ласточки (янь), птицы Тай (тай), насекомого-водомерки То (то), петуха (цзи) и змеи (шэ).

Во время моего пребывания в деревне Го Вэйханя я узнал, что там проживает один из последних членов клана Дай из той ветви, что практиковала синьицюань. Я был поражён, увидев, как Дай Гуйлань — дочь покойного Дай Хунсюня (который вместе с Дай Куем был одним из последних членов клана Дай, активно преподававшим искусство), которой в этом году исполнилось 83 года — вспрыгнула с кана (китайской каменной лежанки с подогревом) чтобы поприветствовать меня.

 

Редкое фото Дай Хунсюня, который вместе с Дай Куем распространил искусство синьи семьи Дай за пределы клана Дай.

К сожалению, оригинал был повреждён, когда мы попытались извлечь его из-под прикрывавшего фотографию стекла.

Дай Гулань — дочь Дай Хунсюня, которая, несмотря на возраст, всё ещё здорова и энергична. Даже если она и практикует семейное искусство, высокие стены вокруг её дома не позволяют посторонним узнать об этом…

Её здоровье поразило меня, и я поинтересовался, практикует ли она искусство до сих пор (и была ли она единственным его носителем из клана Дай). Она отрицала, заявив, что ей приходилось видеть, как обучал её отец, поэтому она кое-что об этом знает, но сама никогда не изучала. Другие деревенские жители сказали, что никогда не видели её занимающейся, и что хотя её часто приглашают посмотреть местные соревнования по боевым искусствам, но сама она никогда ничего не исполняла.

В ходе моей с ней беседы она упомянула, что её отец преподавал Двенадцать форм, хотя в линии Дай Куя, гораздо более популярной сегодня, упоминается только Десять больших форм. Возможно, что Дай Хунсюнь смешал некоторые из Малых форм (в линии Дай Куя имеется Семь малых форм) с Большими формами, и таким образом получил двенадцать. В любом случае, трудно поставить финальную точку в вопросе о том, кто в действительности довёл число Форм до двенадцати.

Поэтому утверждению Цао Цзичжи о том, что это сделал Го Вэйхань, нельзя доверять.


Система Го Вэйханя также содержит следующие методы:

  • Семь пушечных ударов (Ци пао): Пушка пробивающая небо (Тун тянь пао) — удар вверх, Пушка взрывающая землю (Ва ди пао) — удар вниз, Пушка держания хлыста (Чжуа бянь пао) — удар влево, Пушка выхлёстывающая хлыстом наружу (Мо бянь пао) — удар вправо, Пушка трущая по земле (Ца ди пао) — удар по центру, Пушка срубающая голову (Чжань шоу пао) — удар с разворотом через спину, Непрерывные пушечные удары (Ляньчжу пао) — серия ударов.
  • Методы действий плечами (Бан фа).
  • Три кулака и три шеста (Сань цюань сань гунь), где Три кулака (т.е. три метода действий руками, Сань цюань) — это Буравящий (Цзуань), Обёртывающий (Го) и Ножницеподобный (Цзянь), а Три шеста (т.е. три метода действий шестом, Сань гунь) — это Ударяние (Пао), Несение (удар вверх, Пэн) и Через спину (Фаньбэй).

Комплексы без оружия, практикуемые в системе Го Вэйханя:

  • Сы ба (четыре хватания) — Го Вэйхань добавил два движения в последовательность, исходно состоявшую только из четырёх движений, поэтому её ещё называют Общий секрет шести врат (Люмэнь цзунцзюэ);
  • Пять дорожек Ударов сломанных форм (Утан цзашичуй);
  • Двенадцать непрерывно переходящих друг в друга ударов (Шиэр ляньчуй) — важность этого комплекса в системе Го Вэйханя очень подчёркивалась моими собеседниками, он считается визитной карточкой системы; сначала отдельные формы (такие, как «Леопард залазит на дерево» или «Солнце скрытое за облаками») практикуются по отдельности на обе стороны, и лишь затем они соединяются в комплекс.
  • Непрерывно переходящие друг в друга кулаки совершенствования в ногах (Цзинтуй ляньхуаньцюань) — практически утраченный комплекс, в котором прорабатывались низкие удары ногами.

В системе Го Вэйханя свыше двадцати комплексов с оружием. Их можно грубо разделить на комплексы, практикуемые в одиночку, и комплексы, практикуемые несколькими исполнителями одновременно. Все они являются короткими последовательностями, исполняемыми менее чем за минуту.

Оружие:

  • Сабля (дао). Комплексы: Сабля шести взаимосоответствий (Люхэ дао), Сабля хвоста дракона (Лунвэй дао), Тринадцать сабель (Шисань дао).
  • Шест (гунь) — короткий шест, также называемый Шест в тринадцать хватов (Шисань ба гунь). Основной комплекс — Шест шести взаимосоответствий (Люхэ гунь).
  • Стальные палочки для еды (Тье куайцзы).
  • Эмэйские иглы (Эмэй цы): в отличие от стиля семьи Дай, в стиле Го комплекс практикуется лишь с одной единицей оружия (в стиле семьи Дай — с парой).
  • Меч (цзянь). Комплекс: Меч двенадцати форм (Шиэр син цзянь).
  • Крюк головы тигра (хутоу гоу).
  • Шест высотой до бровей (цимэй гунь), трёхсекционный хлыст (саньцзебянь), цеп (шаоцзы гунь), копьё (цян) — это оружие, используемое в комплексах, практикуемых несколькими исполнителями одновременно (вдвоём, оружие против оружие или с голыми руками против оружия).

Как практиковаться в зависимости от времени года:

  • Весной — Живое усилие (Лин цзинь) — в лёгкой и быстрой манере
  • Летом — Мягкое усилие (Жоу цзинь) — медленно, подобно тайцзицюань
  • Осенью — Лёгкое усилие (Цин цзинь) — в лёгкой и медленной манере
  • Зимой — Жёсткое усилие (Ган цзинь) — чтобы тренировать кожу, связки и кости

Все эти усилия накладывают определённые требования на занимающегося.

Жёсткое усилие (Ган цзинь) требует Наработки твёрдости (Ин гун). Чтобы развить Наработку твёрдости, занимающиеся синьицюань линии Го Вэйханя практикуют стойку на руках. Те, кто уже достиг определённого навыка, используют для упора лишь по три пальца на каждой из рук. На дальнейших этапах тренировки этого упражнения нужно ходить на руках — это называет «Скорпион прикрывается хвостом» (Сецзы янь вэй). Говорят, что Го Вэйхань в 70 лет был способен пройти таким образом 700 метров. Однако этим искусством надо заниматься в молодости, до женитьбы (Тунцзы гун).

 

Господин Люй Хуэй в 58 лет всё ещё может коснуться носка подбородком. Гибкость — важная часть базовой тренировки синьи Го Вэйханя

Лёгкое усилие (Цин цзинь) требует очень хорошей гибкости тела, особенно в ногах и пояснице. Говорят, что «заниматься боевым искусством и не тренировать гибкости — всё равно, что безрассудно налететь на чёрта». Те, кто хочет изучить синьицюань Го Вэйханя, должны сначала овладеть базовой наработкой, и хорошая гибкость — её неотъемлемая часть. Молодые люди должны посвятить первые годы своих занятий боевыми искусствами прыжкам и растяжке. Это также позволяет их учителю увидеть, заслуживают ли они права изучать более сложную вещь — синьицюань. Только тогда, когда он решает, что они достаточно развиты для дальнейшего обучению, они переходят к изучению Чжан даньтянь (обезьяньего сидения).

Господин Люй Хуэй начал тренироваться в 11/12 лет с базовых упражнений, включавших растяжку, прыжки и ОФП. В 40 лет он всё ещё мог коснуться груди носком, и даже в 58 лет он всё ещё способен достать до носка подбородком. Он всё ещё может стоять на руках, упираясь в землю лишь тремя пальцами каждой руки, а также выполнить «Скорпион прикрывается хвостом» на протяжении нескольких метров. Его собратья по гунфу рассказывали, что он мог прыгнуть сальто через три больших (метр в диаметре) чана с водой.

В таблице ниже сравниваются три стиля — синьицюань семьи Дай, синьицюань Го Вэйханя и синъицюань. Очевидно, что система Го Вэйханя гораздо ближе к синьи семьи Дай, чем к синъицюань. Основное отличие от синъицюань заключается в способе использования тела — оно тренируется с помощью Обезьяньего сидения, а не Саньтиши, поэтому его основными чертами являются Шу-Чжань (Сжатие-Раскрытие). В то же время она базируется на Позиции лука — позиции, позволяющей сделать более полный поворот Даньтянь, чем Саньтиши, и полностью использовать толчкового усилия задней ноги (дэн цзинь), что считается ключевым элементом выброса усилия во всех системах синьи и синъи. С другой стороны, в синьицюань Го включены комплексы, которые носят те же названия, что и в синъи. Базовый материал систем также весьма близок — Пять первостихий и Двенадцать форм. Однако следует указать, что не только Пять первостихий, но и Формы в этих системах выполняются по-разному. Существуют также различия и внутри самой системы Го. Хотя Пицюань везде практически одинаков, про Формы этого сказать нельзя: в систему Цзя Дацзюня входят журавль (хэ) и кот (мао), в то время как в систему Фань Цзяюаня (идущую от Го через Люй Хайгэня и Го Хэ) вместо этого включены насекомое То и медведь (Сюн).

 

Краткое сравнение системы Го Вэйханя, синьицюань семьи Дай и синъицюань
Синьицюань семьи Дай Система Го Вэйханя Синъицюань
Базовые внутренние методы Обезьянье сидение (в движении) Чжань даньтянь (в движении), стояние в Шаге тигра (на месте), Позиция шести взаимосоответствий (на месте) Стояние в Саньтиши (на месте)
Базовые методы действий корпусом Сжатие-Раскрытие Сжатие-Раскрытие Ци-Цзуань-Ло-Фань

Поднимание-Сверление-Опускание-Переворачивание

Базовые позиции Шаг лука (передняя нога загружена) Шаг лука (передняя нога загружена) Саньтиши (обычно загружена задняя нога, вес распределён 3-7, 4-6 или 5-5)
Формы (животных) Десять больших форм + Семь малых форм (Дай Куй)

Двенадцать форм (Дай Хунсюнь)

Двенадцать форм Двенадцать форм
Основные исполняемые в одиночку комплексы Сы ба (четыре хватания), четыре дорожки Цзашичуй (удары сломанных форм) Четыре хватания (Сы ба), пять дорожек Ударов сломанных форм (Цзашичуй), Двенадцать непрерывно переходящих друг в друга ударов (Шиэр ляньчуй), Непрерывно переходящие друг в друга кулаки совершенствования в ногах (Цзинтуй ляньхуаньцюань) Непрерывно переходящие друг в друга кулаки пяти первостихий в наступлении и отступлении (Цзиньтуй усин ляньхуаньцюань), Удары смешанных форм (Цзашичуй)
Основное оружие Короткий шест Короткий шест Копьё

Как видим, вряд ли можно говорить о том, что система Го Вэйханя — это утраченное связующее звено между синьи семьи Дай и синъицюань. И это не только из-за общих технических характеристик, но и из-за неопределённости в линии передачи (как указывалось в начале статьи). Однако, во время разговоров с занимающимися синьицюань Го Вэйханя всплыла другая интересная информация. Мне рассказали, что Го Вэйхань также занимался тунбэйцюань семьи Хэ — стилем, который ещё называют «обезьяньим» (юаньхоу) тунбэйцюань. Этот факт упоминался не только занимающимися стилем Го Вэйханя, но и другими людьми, с которыми я встречался в его родной деревне. Интересно, что последние, похоже, были не в курсе, что Го также занимался синьицюань.

Возможно, что секрет трансформации синьицюань семьи Дай в синъицюань Ли Лаонэна находится в пути через тунбэйцюань семьи Хэ. Детальный анализ движений и усилий синъицюань не только показывает большое сходство с его «материнским искусством» — синьицюань семьи Дай, но также и с северными стилями боя на длинной дистанции — такими как тунбэйцюань. С другой стороны, мы точно не знаем, как выглядел синьицюань семьи Дай во времена Ли Лаонэна…

С другой стороны, книга «Знаменитые люди и знаменитые стили ушу провинции Шаньси», составленная Чжан Сигуем и Гуань Бинем, упоминает Ли Гуна из Пинъяо провинции Шаньси, который был искусен в тунбэйцюань. В 1920 году Ли Гун передал искусство Го Хэ из уезда Цисянь. Как му уже знаем, Го также изучал синьицюань у Люй Хайгэня. Это — другой вопрос, ответа на который пока нет…

Основной целью данной статьи было знакомство со стилем Го Вэйханя. Вопрос же о том, кто был учителем Ли Лаонэна и почему синъицюань так сильно отличается от синьи семьи Дай, требует гораздо более серьёзного изучения обоих стилей и боевых искусств в целом, а также сравнительного изучения теории, тренировочных методов и техники стилей. Во время попытки описать взаимосвязи между синьи провинции Шаньси (Го Вэйханя и семьи Дай) и синъицюань возникли новые вопросы. Я скромно надеюсь, что информация из этой статьи поможет другим исследователям найти ответы на эти вопросы.


В августе 2001 года я вновь посетил провинцию Шаньси, чтобы посмотреть Международные соревнования по синъицюань в Пинъяо. Именно там я получил тоненькую брошюру, написанную одним из занимавшихся синьи Го Вэйханя. Брошюра знакомила с историей, развитием и техническим содержанием стиля. Однако краткий взгляд на содержание брошюры позволяет читателю понять, что как минимум часть представленного материала просто-напросто сфабрикована и недостоварно. Неприятно быть свидетелем попытки сочинения истории, но подобные материалы — обычная ловушка с которой часто сталкивается тот, кто копается в истории боевых искусств Китая.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector