Синъицюань – это один из стилей китайских боевых искусств

Синъицюань Синъицюань – это один из стилей китайских боевых искусств. Перевод названия звучит как «кулак формы (движения) и намерения». В названии боевого искусства заложены два самых важных понятия синъицюань – это «кулак пяти первостихий, который относится к «намерению», а также и «кулак двенадцати животных», относящийся к «форме» или «движению». Исходя из этого, «синъицюань» – это боевое искусство, которое основывается на тщательной проработке внешней формы и наполнения движений стиля волей.

Возникновение и развитие стиля

Легенда о Юэ Фэе

По легенде, стиль Синъицюань относится к Юэ Фэю, что не вызывает особого доверия, потому что в Китае имеется целый ряд стилей, которые приписываются Юэ Фэю, однако абсолютно друг на друга не похожих. К примеру, стили Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и стиль Юэ-ши лянь-цюань не могут иметь ничего общего в принципе, и даже больше, стиль Юэ-мэнь цюань очевидно принадлежит к южным стилям с применением «короткого» кулака, а стиль Юэ-ши лянь-цюань, без сомнений, относится к северным стилям с использованием «длинного» кулака. Однако, имеется стиль Юэ-ши сань-шоу, который отличается от Синъицюань и методикой проведения тренировок, и дистанцией, применяемой в бою, – однако эти стили имеют одну форму. Иначе говоря, Син-И и Юэ-ши сань-щоу используют движения в одинаковой манере, применяют одинаковые приёмы, но ведут бой на различной дистанции и существенно отличаются по методам проведения тренировок. Синъицюань, к примеру, создан для ближнего боя, а в Юэ-ши сань-шоу создан для боя дальнего, разница в методиках проведения тренировки обоих стилей в том, что Син-И – это внутренний стиль, а Юэ-ши сань-шоу – внешний. Похожесть внешней формы стилей и приписывание создания стилей Юэ Фэю говорят об едином происхождении обоих стилей, которые со времени жизни Юэ Фэя в 12 веке значительно изменились в методиках проведения тренировок, но не изменили внешнюю форму. Поэтому тот, кто создал базовый стиль, являющийся исходным для Синъицюань и Юэ-ши сань-шоу, на самом деле мог быть Юэ Фэем. Однако нужно сказать, что точка зрения специалистов о схожести стилей иногда прямо противоположны. Так Май Михайлович Богачихин считает оба стиля безоговорочно схожими, а Алексей Александрович Маслов считает, что они вообще не похожи, потому что бой в них идет на разных дистанциях.

Легенда о шаолиньском происхождении

По другой легенде, Синъицюань был разработан первым патриархом Шаолиня, которым был Бодхидхарма. Однако, эта легенда вообще не имеет под собой никаких реальных данных, да и истории о создании в монастыре Шаолинь рассказывают о практически всех абсолютно непохожих стилях боя.

Легенда о Чжань Саньфэне

Еще одна легенда говорит, что автором стиля был святой монах-даос Чжань Саньфэн, проживавший в горах Удан. Этому же монаху нередко приписывают все имеющиеся внутренние стили, которые используют схожие способы тренировок при абсолютно разных внешних формах. Поэтому есть вероятность, что тренировки в Синъицюань были созданы в даосских монастырях в горах Удан. Но внешняя форма стиля, которая является жёсткой, а не мягкой, в отличие от иных внутренних стилей, – точно с Удан никак не связана.

Сведения документальных источников

В документах история Синъицюань впервые упоминается в 17 веке в рассказе о Цзи Цзикэ, по прозвищу «Вихрь Дракон». Он жил, согласно легенде, в горах Чжуннань, где и получил от какого-то неизвестного мастера единоборств книгу Юэ Фэя, которая была – «ясная – по мысли, драгоценная – по содержанию». Еще одна версия происхождения говорит о том, что стиль создал сам Цзи Цзикэ. В основу он положил приёмы поединка с копьём. Определенное наружное сходство Синъицюань и Юэ-ши сань-щоу подтверждают то, что или эта книга на самом деле существовала, или он учился у мастера, который не хотел открывать свое имя по каким-либо мотивам.

Но и создание этого стиля Цзи Цикэ тоже спорный вопрос для части критиков, которые говорят о том, что Цзи Цикэ прославился как чудесное копьё», а вовсе не «чудесный кулак». Кроме того, история обучения Цзао Цзиу у Цзи Цикэ подтверждается только самим Цзао Цзиу, который провозгласил себя единственным учеником Цзи Цикэ, вследствие чего сам Цзао Цзиу называется основоположником Синъицюань. Учениками Цзао Цзиу были Дай Лубан, Цзи Шоу, Ма Сюэли. Последний по всем существующим версиям являлся учеником Цзао Цзиу, а о других двух такой точной информации нет. По другим сведениям, Дай Лубан был учеником Ма Сюэли, а Цзи Шоу зачастую не вспоминается никоим образом. Ма Сюэли выучил большое количество учеников, Цзи Шоу создал книгу – а Дай Лубан участвовал в развитии только внутреннего стиля семьи Дай и занимался обучением только одного человека – своего сына Дай Вэньсюна. Однако этот стиль в итоге попал к Ли Лубану с прозвищами Фэй Юй, что означает Летящий Пух, а также Нэн Жэнь, что значит Умелый. Этот человек сыграл большую роль в процессе развития Синъицюань, кроме того, он обучил большое количество известных учеников.

Строение стиля

Пять стихий и двенадцать животных

База традиционного синъицюань – это «усинцюань», что переводится как «кулак пяти первостихий». По китайским мировоззрениям, в основе всего находится круговорот взаимного перехода и борьбы пяти первородных стихий, а именно огня, дерева, земли, металла, воды. В этом единоборстве используют как «цикл взаимного порождения» (например – дерево порождает огонь, огонь порождает землю и т.д.) и «цикл взаимного подавления» (так, земля подавляет воду, вода подавляет огонь, т.д.).

Металл в технике выражается рубящим движением по направлению сверху вниз, дерево – движение пробивания, вода – движение по направлению снизу вверх, огонь – удар взрывного характера с одномоментным блокированием второй рукой, земля – блокирующее или сваливающее движение поперек.

«Формы двенадцати животных» – это второй по величине большой раздел стиля. В некоторых школах изучают двенадцать форм животных, в других – рассматривают только десять. В школах Хэбэя для каждого животного разработана связка из трёх-пяти последовательных движений, которые выполняются симметрично в обе стороны, в шаолиньсийских школах существуют большие комплексы, включающие до пятидесяти различных движений. В двенадцать животных включают дракона, тигра, обезьяну, лошадь, крокодила, петуха, ястреба, ласточку, змею, птицу Тай, орла и медведя. В состав «Десять животных» включают дракона, тигра, петуха, орла, змею, лошадь, кота, обезьяну, ястреба и дикого гуся.

Правила стиля

По существующим правилам нужно для всех ударов отрабатывать 7 разных уровней нанесения, – это имеет название «семь ударов» либо «семь кулаков». Это удары вперёд, назад, в верхний, средний и нижний уровень, в левую сторону и в правую сторону. Семь ударов обычно отрабатывают на «деревянном человеке» на мешке с песком. Любое нападение в синъицюань совершается в ходе передвижения, а с места – в исключительных случаях. Большая часть ударов с помощью рук наносится выставленной 2-ой фалангой указательного пальца – это называется «глаз феникса», а еще – пальцами и ладонью. Все атаки стиля – это резкий взрыв, который направлен на выброс вовне внутреннего усилия. Потому со стороны синъицюань смотрится очень жёстким стилем. Удары в бою наносятся с короткой дистанции, преимущественно руками, прицельно – в болевую точку.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code