КАК СТАТЬ СУМОТОРИ?

Для того чтобы заниматься сумо, недостаточно иметь только большую массу тела. Требования к борцу очень строги и накладывают серьезные ограничения даже на частную жизнь спортсмена. Сумотори (борец сумо) должен иметь законченное обязательное среднее образование (9 классов), обладать отменным здоровьем и вести нравственно чистый образ жизни. Рост спортсмена должен быть не менее 173 сантиметров, а вес – не менее 75 килограммов. Истории, однако, известны случаи, когда желание во что бы то ни стало выйти на дохё толкало молодых богатырей на не совсем благоразумные поступки. Так, миниатюрный борец Майноуми, чей рост едва превышал 170 сантиметров, перед процедурой измерения роста набил себе на макушке шишку. Антропометрические приборы беспристрастно зафиксировали положенные сантиметры, а счастливый «малыш» начал путь к осуществлению мечты своей жизни. Да как! Весивший менее 100 килограммов Майноуми, конечно, не сумел получить высшиее звание йокодзуна. Но популярность, которой он пользовался среди японцев, его сила духа и филигранная техника с лихвой оправдали маленькую хитрость великого таланта.

Отчасти именно пример Майноуми послужил основанием тому, что консервативная Ассоциация сумо внесла в 2001 году изменения в свой регламент и разрешила малогабаритным атлетам (весом не менее 67 кг и ростом не менее 167 см) — в случае выполнения основных тестов по общефизической подготовке — пытать счастья на дохё.

Первые шаги в профессиональном сумо борец начинает делать в возрасте 15 лет. Если будущий чемпион еще не определился в своем жизненном выборе, ему нужно поспешить. В сумо принимают до 23 лет. Исключения, правда, делаются для борцов, добившихся высоких результатов в студенческом или любительском сумо. Но и их путь в профессионалы открыт только до достижения 25 лет. Со студенческой скамьи в большой спорт пришли очень многие великие борцы.

Наконец, для того чтобы стать профессионалом  сумоист должен войти в одну из «комнат».

БОРЦОВСКИЕ «КОМНАТЫ»

Несмотря на то, что в сумо спортсмены сходятся в поединке один на один, эта борьба до мозга костей пронизана духом коллективизма. «Первичными ячейками» общества сумоистов являются «комнаты» (хэя). «Комнаты» по своей внешней сути можно назвать командами. Однако понятие «комнаты» в сумо с трудом соотносится с понятием футбольной или баскетбольной команды.

«Комната» — это и спортивная организация борцов, и структура быта. Если сопоставлять сумо с популярными  командными видами спорта, жизнь в «комнате» можно сравнить с пребыванием спортсменов на  тренировочных сборах. Сумоист на время должен забыть о семье и о собственном доме. Большую часть своей жизни он будет проводить в буквальном смысле «в четырех стенах» (а спортсмен, не сумевший пробиться в дзюрё или макуути, — вообще всю свою спортивную жизнь!) И домом, и семьей для сумотори становится «комната». Здесь будут проходить не только изнурительные тренировки. С товарищами (от 2 до 30 человек) он будет делить рис и кров.

Во главе «комнаты» стоит ояката. Это слово можно перевести на русский язык и как «наставник», и как «тренер», и как «родитель». Действительно роль ояката чрезвычайно важна. Он не только руководит тренировками, учит борцов техническим приемам, следит за соблюдением режима. Ояката» — непререкаемый авторитет во всех вопросах. Его слово – закон для сумотори. Невыполнение приказов ояката, малейшие знаки неуважения к нему могут привести к печальным последствиям. В самом расцвете сил, в возрасте 24 лет, за неуважительное отношение к жене ояката из «комнаты» Тацунами был отчислен йокодзуна Футахагуро. Так бесславно прервалась одна из самых многообещающих карьер.

Авторитет ояката основан не только на его высоком положении. Все ояката — прославленные в прошлом борцы,  заслужившие свое нынешнее положение блистательными выступлениями на протяжении нескольких лет.  Чести иметь свои «комнаты» удостаивается далеко не каждый желающий.  Право на занятие должности ояката предоставляет  лицензия Ассоциации сумо (причем, количество лицензий строго ограничено).

Сегодня в японском сумо существует 54 «комнаты». До недавнего времени ведущей считалась «комната» Футагояма. Однако в последние месяцы лидерство перехватила «комната» Мусасигава.

ПОЕДИНОК

Несмотря на удивительную красоту церемоний и внешних аксессуаров, все же главное для зрителей — увидеть выступления сильнейших спортсменов. Хотя непосредственно сама борьба длится, как правило, не более минуты,  поединок двух рикиси (прежде всего психологический)  занимает намного больше времени.

Сумоисты занимают места возле арены за несколько минут до начала своего поединка. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за встречей других борцов. Подходит время – и йобидаси («зазывала») приглашает участников поединка на дохё. Протяжные и распевные объявления звучат примерно так: «Восток представляет озэки Кайо; Запад представляет сэкивакэ Ваканосато». Благодаря своей актерской подготовке йобидаси вполне мог бы выступать на сцене театра Кабуки.

Рикиси поднимаются на помост. Одеты они уже не в праздничные пояса, а в обычные маваси, шелковые пояса длиной около 9 метров и шириной около 60 сантиметров, которые обматываются вокруг тела борца от 4 до 7 раз (в зависимости  от объема талии). Маваси одноцветны, но цвет своего пояса сумотори волен выбирать сам. Многие борцы суеверны, и нередко в начале нового басё можно увидеть, что маваси, не принесший удачи своему обладателю в ходе прошлого турнира, уступает место новому фавориту. Перед маваси украшают декоративные струны (или стрелы). Никакой роли в борьбе они не играют, так что после завершения схватки сумоист может остаться как со струнами, так и без них. Второй случай может свидетельствовать только о более напряженном характере борьбы. Волосы рикиси собраны в пучок на макушке. Это одновременно и дань традиции эпохи Эдо, и способ защитить голову спортсмена от травмы в случае серьезного падения. Прическа борца макуути и дзюрё намного пышнее прически борца низших категорий. Прежде чем придать своему облику законченный самурайский облик, сумотори должен отращивать волосы не менее года. Так что борец, стремительно врывающийся в борцовскую элиту (это случалось с рикиси Мусояма, Миябияма и Котомицуки), рискует оказаться в сложном положении, когда его не совсем солидный облик не будет соответствовать торжественной атмосфере различного рода церемоний.

После выхода на дохё сумотори должен прополоскать рот водой и обтереться бумажным полотенцем. Как правило, воду готовящемуся к поединку борцу преподносит в деревянном ковшике другой рикиси, но только не сумоист, поверженный в предыдущей схватке (это плохая примета!) Полоскание рта помогает рикиси очиститься от дурных мыслей.  Продолжением ритуала является разбрасывание соли. С древних времен соль в Японии считается символом чистоты. Спортсмены зачерпывают из специального ящика по пригоршне соли и кидают ее на дохё. Такая процедура повторяется несколько раз. Бросая соль, рикиси не только изгоняет злых духов и демонстрирует намерение бороться честно, но и настраивается на поединок. Кроме того, хорошо удобренный солью дохё — гарантия того, что в случае травмы в кровь борца не попадет инфекция.

Сумотори  по-разному относятся к исполнению священного ритуала. Йокодзуна Ваканохана, например, разбрасывал соль по арене небольшими щепотками, пробуя специю на вкус. А 180-килограммовый Митоидзуми наполнял свою гигантскую ладонь до верху и изо всей силы запускал оставляющий белый шлейф порошок в небо, после чего нещадно хлестал себя обеими руками по щекам. Как признается борец, таким образом он расслаблялся. За 15 турнирных дней Митоидзуми расходовал около 9 килограммов соли. А всего – даже несмотря на то, что разбрасывать соль разрешается только рикиси старше макусита, — за год в воздух над дохё взлетает более 4 200 тонн соли (столько, сколько потребляют 1050 японских семей). После второй мировой войны бедная Япония, конечно, не могла позволять себе такого расточительства, поэтому в течение нескольких лет для разгона злых духов бросался песок.

На помосте участники поединка повторяют ритуал, совершаемый йокодзуна перед началом соревнований (хлопают в ладоши, разводят в стороны руки и притопывают). Магические действия напоминают разминку. В это время на арене могут появиться йобидаси со специальными свитками. Появление свитка перед зрителями свидетельствует о том, что кто-то из спонсоров выделяет награду для победителя поединка. Общую сумму призовых определить нетрудно: один свиток – это 60 тысяч иен (около 550 долларов). Правда, по окончании схватки победитель получит в конверте ровно половину (вторая половина уйдет на уплату налогов). Спонсоры не очень щедры и жалуют обычно только поединки самых знаменитых сумотори. Но решающие схватки собирают иногда более 20 свитков.

Важнейший элемент подготовки к встрече – сикири (психологический поединок). Сжав кулаки, слегка нагнувшись и сердито нахмурившись, сумоисты медленно приближаются друг к другу, упираясь немигающим взглядом в соперника. В давние времена случалось, что психологически слабые борцы пасовали перед противником и покидали арену без боя.  Сегодня такое уже невозможно, тем более что время сикири ограничено 4 минутами. Когда лимит времени истекает, судья (гёдзи) занимает позицию в центре арены, выставив вперед левую ногу. Поединок может начаться и «до времени» — но только при желании обоих «дуэлянтов».

Прежде чем броситься на противника, борец не только должен сам коснуться кулаками земли, но и дождаться того же жеста от соперника. Если спортсмен преждевременно срывается с места, гёдзи обязан сделать ему замечание. Количество фальстартов не ограничено, но за каждый из них нарушитель будет наказан денежным штрафом.

Чрезвычайно важно, какое положение сумеет занять «рикиси» непосредственно перед схваткой и насколько удачно он сможет скоординироваться. Татиай («положение на старте») очень часто предрешает исход поединка. Даже если удачно ринувшемуся в бой сумотори не удается сразу бросить на землю или вытолкнуть за пределы арены зазевавшегося противника, он может удобно захватить «вражеский» пояс, что скорее всего принесет дивиденды в ходе схватки.

Когда один из соперников повержен, гёдзи протягивает оригинальный веер – гумбай — в восточную или западную сторону, указуя на место, с которого принимал бой победитель. Определить исход поединка не всегда просто. Для того чтобы уточнить, кто из борцов коснулся земли или покинул арену раньше, может созываться моноий (собрание с участием гёдзи и пятерых судей, находящихся за пределами дохё). В случае если они не приходят к единому мнению (после просмотра видеозаписи), может быть назначен дополнительный поединок.

После завершения схватки счастливый, но не показывающий своих чувств победитель садится на корточки. К нему приближается гёдзи и, произнося имя выигравшего схватку борца, протягивает в сторону триумфатора гумбай. В это же время победитель получает в конверте денежный приз (если таковой имеется). В знак благодарности он рисует правой рукой в воздухе иероглиф, обозначающий сердце.

Теперь, с чувством исполненного долга, одержавший победу спортсмен берет в руки деревянный ковшик и наполняет его водой, которой будет полоскать рот участник следующего поединка.

ТУРНИРЫ

Поклонники сумо не обижены судьбой. Лицезреть своих любимцев они могут довольно часто. Шесть раз в год в течение 15 дней зрители заполняют 10-тысячные залы. Сумотори собираются на басё (турнир).

Басё проводятся раз в два месяца: в январе, марте, мае, июле, сентябре и ноябре. Трижды в год турниры проводятся в Токио (январь, май, сентябрь) и по одному разу в городах Осака (март), Нагоя (июль) и Фукуока (ноябрь). Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Сильнейшие «рикиси» категории «макуути» и «дзюрё» борются без выходных. Остальные борцы проводят за 2 недели по 7 поединков. Победители определяются в каждой категории.

Соревнования начинаются до обеда. Сначала на дохё (арену из глины, покрытой тонким слоем песочной крошки, диаметром около 4,55 метров) выходят наименее опытные борцы категории дзёнокути, дзёнидан, сандаммэ и макусита. Их сменяют борцы дзюрё и, наконец, макуути. Учитывая то, что в день проводится более 200 поединков, не стоит удивляться тому, что с утра зрительный зал заполняют только истинные гурманы сумо. Большинство собирается только на «сладкое» — поединки сильнейших борцов. Спортсмены категории макуути выходят на дохё ежедневно в 16.30 местного времени. Последняя встреча, с участием йокодзуна, завершается около 18.00 (Интересно, что 18 часов – традиционное время выпусков новостей; однако если  поединок затягивается, новости выходят позже).

Продолжительность турнира – 15 дней. Поэтому сумотори не имеет возможности встретиться с каждым соперником. Борцы более высокого ранга борются с более сильными противниками, борцы рангом пониже – с противниками послабее. Конечно, йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби не избежать встреч между собой. За одним исключением: спортсмены одной и той же «комнаты» в поединках не встречаются. Это правило вызывает немало споров. Многие считают, что борцы сильных «комнат» оказываются в заведомо выигрышном положении.

Пройти весь турнир без поражений удавалось очень не многим. Такая победа особенно ценна. Интрига турнира сохраняется, как правило, до последнего дня, когда в принципиальнейшем поединке сходятся великие чемпионы. Победителем турнира провозглашается сумотори, одержавший наибольшее число побед. В случае если лучшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов, объявляются дополнительные поединки. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. Только в этот счастливый для зрителей миг представители одной «комнаты» могут встретиться между собой. В середине 90-х гг. незабываемым событием для всех ценителей сумо стал поединок самых, наверное, популярных рикиси последнего десятилетия —  братьев Ваканохана и Таканохана, представлявших «комнату» Футагояма.

Вторых и третьих мест как таковых в сумо нет. Вся слава достается победителю. Остальные решают локальные задачи. Так как за турнир сумотори проводит 15 (или 7) поединков, количество побед не может равняться количеству поражений. И хотя  формально  для спортсмена существует только два результата турнира: катикоси («достижение победы») или макэкоси («преобладание поражений»), проходных поединков для борцов не существует. Чем больше побед сумеет одержать сумотори, тем более почетное место он будет занимать среди участников следующего турнира.

Кроме официальных басё борцы участвуют и в показательных выступлениях. Несмотря на то, что такие турниры стоит рассматривать скорее как хорошее шоу, они также собирают огромную зрительскую аудиторию. Показательные турниры проходят не только по всей Японии, но даже во Франции, Англии, Австралии, Канаде.

ЦЕРЕМОНИИ

Сумо – не просто часть спортивной жизни Японии. Сумо больше, чем спорт. Посмотреть борцовский турнир означает увидеть кусочек японской старины. Все – и одеяния участников действия, и манера поведения сумотори, и даже манера говорить – открывает перед зрителями колоритную картину 600-летней давности.

Дохё — специальная арена, представляющая собой круг диаметром около 4,55 метров, сделанный из глины, покрытой тонким слоем песочной крошки, и окаймленный соломенной окантовкой, — поистине священное место.  На дохё категорически запрещается ступать ноге женщины.

Подготовка арены к басё — настоящее искусство, окутанное многочисленными тайнами и поверьями. «Строительный материал» доставляется к местам будущих поединков из отдаленных уголков страны.  Глина для токийских турниров, например, добывается в префектуре Тиба, причем точное место ее залегания знают только несколько посвященных.  На сооружение дохё отводится ровно 72 часа. За это время 42 специалиста (по основному своему роду деятельности они также являются йобидаси — «зазывалами», приглашающими участников соревнований на помост) должны не просто подготовить арену технически, но и произвести несколько ритуалов. В центре дохё обязательно должны быть зарыты каштан, плод китайского мисканта, сушеная каракатица, морские водоросли, мытый рис и соль.  Накануне турнира «посевы» поливают освященным сакэ. Это нужно для того, чтобы вызвать удачу и получить благословение богов.

Теперь, когда все 14-15 тонн глины утрамбованы и священные действия произведены, можно начинать турнир.

Прежде чем сумотори вступят в борьбу  друг с  другом, им предстоит стать участниками грандиозной церемонии. Называется она дохёири (вступление на помост).  Перед зрителями под негромкие, ритмичные звуки, издаваемые деревянными палочками, появляются борцы. Сначала выходят рикиси, представляющие Восток, затем – Запад. Они хлопают в ладоши, что символизирует избавление от злых духов, и выстраиваются вдоль помоста.

Сумотори облачены в специальные одеяния –  праздничные пояса кэсё-маваси (больше напоминающие, правда, фартуки).  Кэсё-маваси изготавливают из шелка, отделанного золотыми или серебряными нитями.  Для того чтобы сшить праздничный пояс, требуется не менее 20 дней кропотливого труда. Стоят кэсё-маваси в среднем 400-500 тысяч иен (3,5-4,5 тысячи долларов), а весят около 10 килограммов.

Среди особо преданных сумо болельщиков принято отмечать достижения своих любимцев ценными подарками, в том числе праздничными поясами. Так,  выход рикиси в категорию дзюрё или макуути означает, что ему будет преподнесен кэсё-маваси стоимостью не менее 1 миллиона иен (9 тысяч долларов). Ну а самым дорогим маваси в истории сумо стал пояс, полученный рикиси Вакасимадзу. Когда этот борец удостоился титула сэкивакэ, преданные болельщики, уверенные в том, что их кумир вскоре получит звание йокодзуна, подарили ему изготовленный из зеленого шелка кэсё-маваси с вышитым серебряными нитями изображением орла. В правом когте хищник держал  настоящий бриллиант весом 10 карат. К сожалению, подарок стоимостью 150 миллионов иен не помог  сумотори подняться на высшую ступень борцовской иерархии.

Праздничные пояса – настоящие произведения искусства, способные украсить собой любой из музеев мира. Рисунок на материи – возможность для практически не ограниченного канонами творчества. Кроме имени борца и имени болельщика или названия организации-дарителя, на праздничных поясах можно разглядеть изображения растений и животных, гор и озер, родных мест сумотори и достопримечательностей различных префектур и городов, сцены из древней истории и т.п.  Кэсё-маваси рикиси Минатофудзи, к примеру, украшает изображение горы Фудзи, а с праздничного пояса одного из представителей Монголии в элите японского сумо Кёкусюдзана величаво взирает грозный монгольский воин.

Венцом парада участников становится появление йокодзуна. Великий чемпион появляется на помосте в сопровождении двух оруженосцев, один из которых держит в руке церемониальный меч. Йокодзуна перепоясан плетеной веревкой из рисовой соломы – симэнава (такие веревки можно видеть в синтоистских храмах, где они называются йокодзуна). Сначала богатырь хлопает в ладоши (это должно привлечь внимание богов), потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя всем, что в руках он не имеет оружия, а в мыслях – дурных намерений. После этого йокодзуна поочередно высоко поднимает ноги, а затем с подчеркнутым притопом опускает их на землю. Таким образом происходит изгнание с дохё злых духов.

Не менее колоритно выглядит и выход на помост судей – гёдзи, одетых в кимоно периода Камакура (600-летней давности). Гёдзи, как и борцы, имеют свою иерархию. Поединки йокодзуна может обслуживать только судья высочайшей категории – татэ-гёдзи.

Когда участники парада показали себя во всей красе зрителям, а злые духи изгнаны, можно начинать соревнования.

После завершения поединков проходит заключительная церемония. На помосте появляется атлет, исполняющий танец с луком. Эта традиция берет свое начало в эпоху Эдо: в то время победитель турнира, получавший в награду лук, исполнял благодарственный танец.

ПРИЗЫ

Завершение турнира знаменуется церемонией чествования победителей. Не успевшие еще вытереть пот после решающих поединков лауреаты вызываются вновь на дохё. Начинается вручение призов.

Главный приз – Императорский кубок – получает из рук члена императорской семьи победитель соревнований в категории макуути.  В дополнение к этой награде чемпион принимает вознаграждение в размере 10 миллионов иен (примерно 91 тысяча долларов) от  Ассоциации сумо и многочисленные подарки от спонсоров. Среди этих поистине драгоценных даров –  тысячи тонн риса и сотни упаковок сока, машина новейшей модели от одного из японских автомобильных гигантов и 1000 литров бензина от правительства Объединенных Арабских Эмиратов, изделия из знаменитого богемского стекла от правительства Чехии и многое-многое другое. Общая стоимость подарков составляет 20-30 миллионов иен.

Значительно скромнее оцениваются заслуги чемпионов в других категориях. Кроме специальных призов и почетных грамот победители в дзюрё получают 2 миллиона иен (около 18 тысяч долларов), в макусита — 500 тысяч иен (около 4,5 тысяч долларов), в сандаммэ — 300 тысяч иен (около 2 750 долларов), дзёнидан — 200 тысяч иен (около 1 800 долларов), дзёнокути — 100 тысяч иен (около 900 долларов).

Не сумевшие добиться победы борцы категории макуути могут рассчитывать на 3 специальные премии. Все они очень престижны, и их ценность далеко не исчерпывается денежным вознаграждением (по 2 миллиона иен каждая). Премия сюкунсё вручается сумотори, сумевшему одержать одну или несколько красивых побед над йокодзуна или озэки. Премию кантосё заслуживает борец, лучше других проявивший в ходе турнира бойцовский дух. Премия гиносё присуждается за техническое совершенство.

И все-таки главной наградой чемпиону становится всеобщий почет и уважение, а также  внимание со стороны газет и телевидения, которым прославивший свое имя рикиси будет пользоваться… по крайней мере до начала следующего турнира.

Комментарии

Оставить комментарий

*

code