81

Тайцзицюань древняя система знаний

Тайцзицюань древняя система знаний и практических навыков для нейтрализации превосходящей физической силы оппонента без применения физической силы; метод оздоровления, укрепления и физиологического омоложения организма, развития интеллекта, интуиции и сенситивности, достижения гармонии сознания.

Обучение в нашей группе происходит по тем же принципам, какими руководствовался в 19-м веке основатель стиля Ян Лучань (1779-1872), преподавая знание о внутренней силе и её боевых приложениях восьми принцам и знати при дворе императрицы Цы Си. Самые прилежные из высокородных учеников научились побеждать собственную охрану. Ян Лучань путешествовал по Китаю, вызывая на поединки известных бойцов самых различных стилей и весовых категорий и всегда побеждал, никому не причиняя вреда, за что получил прозвище «непобедимый». Преподавал стиль Ян всем желающим. Передал своё знание сыну Яну Цзяньхоу (1839-1917) и внуку Яну Чэнфу (1883-1963), у которого учился легендарный мастер 20-го века, каллиграф, поэт и великий врач Чэн Маньцин (1901-1975), переехавший в США и основавший школу Тайцзицюань в Нью-Йорке в 1966 году. Свое обучение у Яна Чэнфу Чэн Маньцин начал с того, что учитель вылечил его от последней стадии туберкулёза. Подобным образом начинали путь изучения ТАЙЦЗИЦЮАНЬ многие мастера нашей линии, начиная с её основателя, которого его учитель вылечил от склеромы брюшной полости. Одним из современных продолжателей традиции является мастер Роберт Амакер, ученик легендарного Чэн Маньцина, а также его лучших учеников Бенджамина Пан Чэн Ло и Уильяма Чэна.

 Способность найти мастера, представляющего истинную традицию – редкая и драгоценная удача для вдумчивых учеников. Вот некоторые критерии подлинности преподавания ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, предложенные Терри Ли:

•  какую линию преемственности представляет данный преподаватель;

•  кто был учителем данного преподавателя и насколько долго он обучался у своего учителя;

•  каков его стаж преподавания внутреннего стиля;

•  идёт ли преподаватель одним путём или несколькими разными путями;

•  присутствуют ли в стиле жёсткие элементы или нет;

•  точно ли сформулированы сущность и цели стиля;

•  передаются ли ключи к достижению целей, и каким образом происходит передача;

•  способен ли преподаватель передавать абстрактные идеи;

•  является ли преподаватель выразителем принципа внутренней силы,

•  является ли манера общения преподавателя кичливой, высокомерной, заносчивой или нет.

 

Для ознакомления предлагаем Вам сведения об изучаемом стиле и программе обучения.

 

СУЩНОСТЬ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – классическая традиционная китайская система самозащиты, исцеления и духовного развития, основанная на применении внутренней силы . Боевые приложения системы исключают насилие, жестокость, применение в поединках грубой физической силы. Использование внутренней силы обеспечивает не только личную безопасность, но и безопасность оппонента, при этом сокрушительные атаки нейтрализуются ничтожно малыми внешними усилиями. Истоки традиции находятся в далёком прошлом, совокупный её возраст исчисляется тысячелетиями. Оздоровительный, восстанавливающий, укрепляющий эффект ТАЙЦЗИЦЮАНЬ подтверждён многочисленными медицинскими и психологическими исследованиями.

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – это также система передачи от мастера ученикам мастер–ключей , которые позволяют развивать и использовать ресурсы внутренней силы, а при постоянной практике – достичь здоровья, долголетия, духовной мудрости, неуязвимости для эмоциональной и физической агрессии, способности непринуждённо завершать конфликты достижением гармонии.

Роберт Амакер пишет в одной из своих статей, что репертуар техник ТАЙЦЗИЦЮАНЬ исключительно обширен и разнообразен, а отдельных небольших фрагментов стиля ЯН достаточно для создания нового боевого искусства. Даже опытные практикующие не знают их полный набор. В то же время эти техники – лишь пути к постижению единого универсального принципа ТАЙЦЗИЦЮАНЬ. Проверенный способ достичь полноты понимания – постоянно обмениваться опытом с другими представителями школы и учителем. Поэтому наиболее эффективное погружение учащихся в традицию происходит, когда занятия ведёт команда инструкторов и мастер.

Благодаря подвижнической деятельности великого мастера 20-го века Чэн Маньцина и других китайских мастеров, переехавших в США, сегодня ТАЙЦЗИЦЮАНЬ превратился во «всемирную паутину». Легендарный Чэн Маньцин завещал своим ученикам не конкурировать, а питать знаниями друг друга. Поэтому на любом уровне компетентности последователи стиля в совместной практике непрерывно учатся постигать целое, которое неизмеримо больше и сложнее отдельных его частей. В определённом смысле ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – это знание, которое заключено скорее внутри, чем вне человека. Индивидуальная и совместная практика после получения мастер–ключей организует и направляет этот процесс внутреннего поиска и совершенствования.

Для постижения ТАЦЗИЦЮАНЬ необходим отказ от большого количества силовых динамических стереотипов, сформированных в предшествующей личной истории. Чтобы ускорить этот процесс, передача мастер–ключей в курсе Роберта Амакера осуществляется с первых же занятий, которые сразу начинаются с изучения внутренних и прикладных аспектов одиночной формы, и также парных форм стиля ЯН. Такая открытая и интенсивная манера обучения, допускающая на начальных этапах тестирование тонких техник высокого уровня, встречается крайне редко. Этот стиль обучения мастер Роберт Амакер перенял у своего учителя, легендарного мастера 20-го века Чэн Маньцина – он требует столько же терпения и внимания, сколько нужно общения взрослого с годовалым ребёнком, который ещё не научился говорить.

Уникальность курса Роберта Амакера состоит в том, что он гармонично и в равной степени представляет учащимся как целительский, так и боевой аспект искусства. При этом изучение боевого аспекта происходит в самой миролюбивой и безопасной манере манере. Исследуя на тренировках схемы защитных реакций, исключающие какое бы то ни было сопротивление внешней силе, практикуя техники внутренней силы, действительно забываешь о противостоянии с оппонентом. Изучающие внутренние техники начинают воспринимать, а затем и реально выстраивать поединок как путь познания себя, примирения с собой, и как следствие – взаимной симпатии и сотрудничества, сколь бы ни были велики агрессия и сила атаки нападающего. По утверждению Роберта Амакера, «противник оказывается побеждён собственной слабостью». Происходит это потому, что практикующий стиль ЯН в нашей линии преемственности тщательно изучает прежде всего свои слабые стороны, а затем –слабые стороны своих коллег, поэтому и умеет их использовать. Как говорил Ян Цзяньхоу, сын основателя стиля ЯН Яна Лучаня, «ты знаешь всех, а тебя не знает никто». Сочетание всех этих факторов создаёт удивительный эффект неуязвимости практикующего ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Серьёзный и вдумчивый практик ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, оставаясь неуязвимым, страхует оппонента, и никогда не позволит себе покалечить атакующего. А если в жизни и случается применять описанные навыки, то это обычно происходит или парадоксально, или очень смешно, или ситуация разворачивается так, что необходимость их применения отпадает ещё до того, как конфликт может начаться. Человек, от которого исходит агрессия или атака, часто не связывает то, что с ним дальше происходит, с действиями адепта ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – он думает, что случайно поскользнулся, споткнулся о камешек или запутался в шнурках. Но это уже совсем другая история.

ИЗУЧАЮЩИЕ СТИЛЬ ЯН ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ПРОГРАММЕ ДОСТИГНУТ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

•  Получат мастер–ключи и узнают техники для практического постижения сущности внутренней силы . После тренировок увидят реальный смысл инструкций из классических книг по ТАЙЦЗИЦЮАНЬ древних и более поздних эпох.

•  Освоят широкий набор дисциплин, включённых в систему ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, в том числе мало известных. Научатся применять внутреннюю силу, практикуя классические одиночные и парные формы ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

•  Узнают элегантные, результативные, и экономичные техники самозащиты, рассчитанные на нейтрализацию сокрушительных атак и паритетную игру с противником, имеющим значительное преимущество в физической силе, весе и росте. На исполнение этих техник требуются внешние усилия не более 100 грамм !

•  За счёт использования преимуществ внутренней силы овладеют навыками превращения свободного боя в игру. Смогут, находясь в высоком состоянии духа и импровизируя, оставаться неуязвимыми для эмоциональной и физической агрессии, проявляя милосердие к оппоненту и чувство юмора, умея обеспечить не только свою, но и его безопасность.

•  Увеличат запасы здоровья и жизненных сил. Укрепят иммунитет, улучшат самочувствие.

•  Избавятся от последствий травм, застойных и хронических заболеваний – в частности, заболеваний костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, других органов и систем.

•  Испытают на себе омолаживающий эффект упражнений.

•  Освободятся от комплексов, негативных эмоций и переживаний. Обретут уверенность в себе.

•  Перестанут утомляться, испытывать стрессы и нервное напряжение.

• Достигнут мира с собой и другими людьми.

• Научатся 24 часа в сутки находиться в радостном настроении, на которое не смогут повлиять внешние обстоятельства.

• Женщины подготовят организм к родам, смогут быстро восстановить силы в

послеродовой период.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Вспомнить всё . . .

СТАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Базовая стойка «дерево» («поза всадника», «стояние в столбе»).

•  «иголка в пучке ваты» – выпрямление двух естественных изгибов позвоночника;

•  единая конструкция головы, шеи, верхней, средней, нижней части спины и таза;

•  плечи стремятся вниз;

•  голова «подвешена на нити»;

•  «пан» в руках и ногах;

•  эффект «растекающихся по полу» стоп;

•  равномерное распределение веса по всей соприкасающейся с полом области

стопы;

•  раскрытие щиколоток, коленей и тазобедренных суставов;

•  раскрытие запястий, локтей и плечевых суставов;

•  кисть и предплечье соединены в позиции «запястье прекрасной девушки»;

•  кисть сформирована в виде «деревянной лопатки»;

•  исключено «проваливание» колена вовнутрь;

•  колени проецируется в область носков, в основания стоп (точки «юнь-цюань»).

 

Проверка эффективности упражнения. Активизация почечной ЦИ: чувство давления в источниках; интенсивное выделение слюны во рту; разогрев и сильное тепло во всём теле; вибрация в мышцах, раскрытие пор и выделение пота по всей поверхности кожи; специфический эффект кровообращения – «мраморная кожа», как после сауны, ладони краснеют и одновременно покрываются бледными крапинками («лягушачья икра»).  

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Одиночная форма – классический длинный комплекс семьи ЯН :

•  сохранение внутренней основы «столба» («дерева»);

•  взаимосвязанность стоп, поясницы и всего тела;

•  чёткая связанность и синхронность движения плеч и бёдер;

•  контроль оси наклона корпуса;

•  способность выдерживать вертикальную ось;

•  корпус, способен покачиваться, как поплавок;

•  сохранение баланса при перемещении;

•  мысленная фокусировка веса в основании стопы (точке «юнь–цюань»),

•  правильное распределение и перемещение веса;

•  устранение «отталкивания» ногой от земли при перемещении;

•  амортизирующие шаги, исключающие соударение с землёй при опускании стопы на землю;

•  мягкость и нежность шагов, как будто ступаешь по живому человеку или собственной маме: «О-о-о, прости мама!»;

•  применение моделей перемещения в невесомости;

•  различение и контроль перетекания пустого и наполненного;

•  в шаге – «притягивание» тела к «пустой» стопе;

•  скручивание и разделение в суставах и конечностях;

•  контроль смены состояний «пан» и «ан» в руках и ногах;

•  устранение двойной нагрузки;

•  контроль раскрытия и закрытия тазобедренных суставов «коа»;

•  разделение шагов;

•  разделение действий ног и рук;

•  выполнение формы на одной высоте, понимание приложения всех движений;

•  укоренение;

•  способность интегрированно применять все перечисленные аспекты при исполнении этой и других форм.

 

Проверка эффективности упражнения. Более сильный внутренний разогрев и потоотделение, чем при стоянии в «столбе». Активизация перинатальной ЦИ: пощёлкивание суставов в разных частях тела и в позвоночнике. Параллельное развитие «внутреннего», «промежуточного» и «внешнего» внимания. Внутренне внимание – контроль скручивающей работы суставов, сухожилий, связи спины, поясницы и таза, стоп, мягкости контакта с землёй. Промежуточное внимание – баланс (равновесие), контроль перемещений. Внешнее внимание – мысленное моделирование поединка и боевых приложений в процессе медленного исполнения формы. Улучшение психофизического состояния. В результате постоянных внутренних скручиваний в процессе выполнения формы – формирование спиралевидной структуры мышц и упругости связок сухожилий, которые позволяют пружинящим образом отражать силу атаки, как батут или пружина (фа-джинг или «разрядка»)

Парные формы – туй-шоу, пэн-люй-цзи-ань, да-люй, пан-лу-джи-а, круг багуа, нда-лу, трёх шаговое туй-шоу, сань-шоу и их вариации :

•  сохранение внутренней основы длинной одиночной формы;

•  демонстрация центра тела,

•  демонстрация виртуальных шаров «металл», «дерево», «воздух»;

•  демонстрация вращения вокруг центра тела относительно трёх осей «земля», «вода», «огонь»,

•  неизменность расстояния между собственным центром тела и центром тела оппонента («не уронить бамбуковую палочку, зажатую между животами (точками ДЯНЬ–ТЯНЬ)»);

•  отражение, расширение и сжатие;

•  демонстрация эффекта куклы-дарумы («неваляшки»);

•  демонстрация эффекта «гироскопа»;

•  усилие не выше 100 г ;

•  «цунг», анти–«цунг»;

•  понимание толкания, отражения, отката назад и давления,

•  протягивание, расщепление, удар локтем и плечом;

•  демонстрация контроля стремления атаковать;

•  контроль расстояния, скорости, исключение поспешности;

•  мягкость и живость, стабильность всех центров;

•  использование внутренней силы – фа-джинг (разрядка), пан-джинг, тин-джинг, чансу-джинг рук;

•  следование, прилипание, исключение нависания;

•  интегрирование всех форм, различение «гражданского» и «боевого» сознания, выполнение спарринга в свободном стиле и с любой скоростью.

 

Проверка эффективности упражнений : при возникновении внешней агрессии или атаки настроение не портится, а улучшается, возникает чувство подъёма и счастья. Вместо обиды, подавленности, страха, замешательства возникает весёлое любопытство и азарт исследователя: «Как в этой ситуации сработает принцип?». Субъект агрессии получает в ответ реакцию, противоположную испугу – щедрую порцию внимания к себе, симпатии, приятия, при этом он сталкивается с тем, что неспособен причинить вред – в результате он или убегает, или у него пропадает импульс агрессии и он предлагает дружбу. Феномены внутренней силы (разрядка) проявляются самопроизвольно, непредсказуемо.

РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Формы с шестом, саблей, мечом, пикой (секирой) :

•  расширение пространства применения принципа по причине «удлинения рук» за счёт предметов;

•  усложнение навыков контроля для новой конструкции тела, которую формируют предметы в руках.

 

Побеждает тот, кто не борется

Подробно о курсе ТАЙЦЗИЦИЮАНЬ стиля ЯН Роберта Амакера

 

ТРАДИЦИЯ И ПРАКТИКА ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – традиционная китайская система самозащиты, исцеления, достижения долголетия, духовного развития, основанная на применении внутренней силы , которая делает адепта неуязвимым в схватке. Боевые приложения ТАЙЦЗИЦЮАНЬ основаны на отказе от насилия и жестокости, исключении применения «внешней», т.е. физической силы. Практика ТАЙЦЗИЦЮАНЬ заключается в исполнении классических комплексов и форм, созданных для нейтрализации силы оппонента и получения преимущества в бою с противником, имеющим значительное превосходство в силе, росте и весе. Истоки традиции находятся в далёком прошлом, совокупный её возраст исчисляется тысячелетиями.

Традиция ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – это также система передачи мастер–ключей , которые позволяют ученику использовать ресурсы внутренней силы и с их помощью при постоянном выполнении практик достичь неуязвимости для внешней агрессии, здоровья, долголетия и духовной мудрости. Мастер–ключи передаются изустно, в персональном общении и тактильном контакте с мастером – носителем традиции, и осваиваются учениками на совместных тренировках. Поэтому мы так подробно информируем читателей об основных мастерах нашей линии преемственности.

 

Канонические описания этих ключей содержатся в классических текстах китайских мастеров разных эпох, но раскрыть их смысл ученику может только реально владеющий ими мастер, знающий их практический смысл, при личном общении в классе. Словесные описания ключей использует единую терминологию, которая не меняется на протяжении столетий. Одну и ту же систему понятий используют авторы классических трудов, начиная с Чжан Саньфэна в 13-м веке, и заканчивая Яном Чэнфу в 19-м веке и Чэном Маньцином в 20-м веке. Инструкции, описанные в этих книгах, вы сможете выполнить под руководством мастера Роберта Амакера, а также на занятиях в нашем клубе.

 

 

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ РОБЕРТА АМАКЕРА

Чем жёстче школа, тем дальше она от практики внутренней силы. Именно милосердным мастерам литературные источники приписывают безупречное владение внутренней силой. Благодаря их преподавательскому таланту сегодня у них много преемников, которые умеют эффективно её использовать и передавать свои знания новичкам.

 

Стиль обучения в нашей линии передачи весёлый и доброжелательный. Он заложен мастерами просветителями Яном Лучанем, его внуком Яном Чэнфу, учениками Яна Чэнфу Чэн Вэймином, Чжан Цинлином, Чэн Манцином, последователями Чэн Маньцина, к числу которых принадлежат Бенджамин Ло, Уильям Чэн, Роберт Амакер, Мартин Инн. Смысл деятельности нашего клуба состоит в том, чтобы в творческом общении, по кратчайшей, наиболее оптимальной траектории взаимодействия, результативно и эфффективно обмениваться друг с другом навыками и знаниями о внутренней силе.

 

Благодаря тонкой, интеллектуальной, вежливой манере преподавания основатель стиля Ян Лучань смог продолжительное время занимать должность учителя боевых искусств императорского двора – трудно представить, что во дворце мог удержаться авторитарный тренер. Но причина не только в этом. Жёсткий способ обучения противоречит самому принципу внутренней силы и делает передачу соответствующей традиции и техник невозможной.

 

Преподаватели многих других школ внутреннего направления считают ТАЙЦЗИЦЮАНЬ столь сложным для понимания, что не решаются преподавать парные формы, а ограничиваются лишь преподаванием одиночной формы, не показывая её боевых приложений. Они предлагают грустную перспективу унылого исполнения однообразных движений без понимания их смысла в течение многих лет. Можно объяснить это незнанием сложных аспектов высокого уровня, либо неумением обучать. В любом случае, такой редукционизм не решает системной задачи включения студентов в традицию. Это напоминает отказ разговаривать с годовалым ребёнком по причине того, что он этого ещё не умеет.

 

Уникальная особенность нашей линии передачи состоит в том, что Роберт Амакер даёт новичкам возможность протестировать очень высокие уровни практики, не ограничивая студентов рамками более очевидных навыков. Поэтому в нашем клубе наряду с одиночной формой параллельно изучается её боевое применение, а также широкий набор парных форм, в том числе и мало известных без оглядки на их сложность.

 

Знание внешних форм движений не является самоцелью предложенной программы. Основной целью обучения является умение применять техники внутренней силы при их исполнении. Роберт Амакер передаёт различным студентам фрагменты мастер–ключей к пониманию сущности внутренней силы, а их применение студенты отрабатывают на занятиях друг с другом, «открывая заново» их прикладной смысл и обмениваясь друг с другом полученными фрагментами знания в самостоятельной работе. За счёт этого прогресс студентов значительно ускоряется.

 

Важная черта принятого в нашей традиции стиля обучения доступность подлинной традиции для учеников. Роберт Амакер стал хранителем наследия благодаря тому, что его учитель, знаменитый мастер Чэн Маньцин, переехал и начал широко преподавать ТАЙЦЗИЦЮАНЬ в США.

 

До сих пор в Китае техника ТАЙЦЗИЦИАНЬ намеренно окружается ореолом секретности, тайны и мистики. Менталитет многих китайских мастеров устроен так, что они готовы придумать массу уловок, лишь бы знание не попало во внешний мир. Отсюда произошла манера обучения, при которой ученики, исправно посещая школу, десятилетиями исполняют только внешнюю оболочку форм, не получив ключей внутренней силы, и, следовательно, не имея возможности её применять. Отчасти это может быть вызвано опасением хранителей традиции, что техника может попасть к плохим людям, либо их неосведомлённостью. Поэтому многие жители Китая не имеют возможности получать и крохи тех навыков, которые формируются в нашей школе.

 

В последние годы эта ситуация начала меняться после того, как знаменитый мастер Чэн Маньцин принял решение широко обнародовать и распространить практическое знание о внутренней силе, чтобы, как он пишет, «снабдить мудрых и храбрых людей мира средством для изучения и развития, сделать их способными устранять болезни и радоваться долгой жизни». Благодаря подвижнической деятельности популяризатора ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, непобедимого бойца, врача, каллиграфа, поэта и писателя, этот стиль стал известной и востребованной дисциплиной в США и в других странах.

 

Самый главный и тщательно охраняемый китайский секрет состоит в том, что мистической подоплёки ТАЙЦЗИЦЮАНЬ не существует. Об этом Роберту Амакеру сообщали многие китайские учителя. Уникальность нашей школы состоит в том, что мы открываем студентам тщательно скрываемые в Китае аспекты техники.

 

Однако есть более серьёзное препятствие для распространения ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, и оно находится внутри самих людей – это приобретённые в течение всей жизни силовые динамические стереотипы.

 

Принципиальная сторона техники ТАЙЦЗИЦЮАНЬ представляет собой рациональную систему, описанную Робертом Амакером с математической точностью. Все феномены внутренней силы имеют физическую природу, хотя физика ТАЙЦЗИЦЮАНЬ порою представляется скорее квантовой, чем классической. Уникальность школы ТАЙЦЗИЦЮАНЬ Роберта Амакера заключается в удивительном умении мастера ясно, обоснованно, увлекательно и в сжатые сроки передавать новым людям тонкости внутренних техник.

 

Истинный принцип ТАЙЦЗИЦЮАНЬ прост, только простота эта поначалу скрывается за ложным идеями и реакциями, которыми напичканы наши головы, и которым мы привыкли следовать, не задумываясь. Эта простота становится видна после того, как её постигнешь на данном уровне практики, избавившись от очередной порции ложных рефлексов, предрассудков и ошибочных представлений, в том числе и о себе самом.

 

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ СТИЛЯ ЯН

Комплекс ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, который мы изучаем, включает следующие дисциплины: одиночную форму классический длинный комплекс семьи Ян (118 форм) с изучением боевых аспектов , парные формы простое и трёх шаговое туй-шоу, круг ба-гуа , пэн-люй-цзи-ань (четыре направления), да-люй (четыре угла), и сань-шоу, оружие.

 

Освоение этих дисциплин формирует основу для дальнейшего изучения более сложных техник сабли, шеста, меча, пики и секиры.

 

Курс обучения включает постижение и практическое применение принципов внутренней силы, которую большинство людей, проявляющих интерес к боевым искусствам, считают явлением мистическим и для человека запредельным. Однако внутренняя сила – явление реальное, природа его ясна и доступна для понимания, а сущность прагматична.

 

Внутренняя сила основана на скручивании в суставах, формирование правильного мышечного каркаса позвоночника и рёбер («иголка в пучке ваты» и «железная рубашка»), перенаправлении силы оппонента в землю через основание стопы (точку юнь-цюань), устранении двойного веса, различении и разделении пустого и наполненного (в масшабах «железного», «деревянного» и «воздушного» шаров) , переменах , укоренении , следовании , использования четырёх типов виртуальных шаров и центров вращения для перенаправления силы противника, других аспектах принципа.

 

Курс обучения развивает в теле свойства хлыста , который обладает мягкостью, упругостью и гибкостью и способен с помощью волнообразных колебаний передавать энергию на конец кнута – в нашей аналогии это область ладони или кончики пальцев, – скорость которого является максимальной. Эти и другие свойства защищают в поединке тело, натренированное по принципам ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, от ушибов, вывихов, переломов и прочих травм.

 

Практические навыки ТАЙЦЗИЦЮАНЬ позволяют вести спарринг в свободном стиле как игру, прилагая усилие в точке контакта не более 100 г , с полным контролем личной безопасности обоих оппонентов, вне зависимости от силы и выносливости атакующего. Чтобы почувствовать усилие 100г, рекомендуем всем желающим мягко прикоснуться кончиками пальцев к поверхности электронных весов в супермаркете и понаблюдать за индикатором.

 

Цель поединка ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – поднять настроение, дух и самооценку оппонента, вызвать уважение, симпатию и улыбку, избавить его от печальных мыслей или неврозов и сделать его своим другом, застраховав себя и его от потенциальных травм, вне зависимости от степени агрессии, жёсткости и силы атакующего.

 

На развитом уровне техники любое нападение рассматривается как повод для игры, которая порой принимает весьма комические формы. Люди, от которых исходит внезапная атака, по наивности улетают на большие расстояния под воздействием собственной энергии, или испытывают растерянность от того, что неожиданно для себя «поскальзываются» и падают на твёрдой земле, как на скользком льду.

Те, кто изучают ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, постепенно расстаются с идеей победы над противником любой ценой, а вместо этого осваивают идею безопасного поединка без травм, а также весёлого, доброжелательного и милосердного контакта даже с самым жестоким оппонентом.

 

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ

Тренировки ТАЙЦЗИЦЮАНЬ не похожи на тренировки внешних стилей, ориентированных на развитие внешней силы и скорости ударов. Никто не издаёт пронзительных криков, не отжимается, не рассекает воздух ударами ног и рук, не бьёт по грушам или «лапам», не делает связки ударов, подсечек, кувырков, не спаррингует жёстко с целью выяснить, «кто сильнее». Никто не надевает щитки, шлемы и перчатки, т.к. средства защиты не делают бой безопасным, но мешают слушать партнёра.

Занятия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ проходят с точки зрения внешнего наблюдателя бесшумно, спокойно, размеренно и даже весело. Одиночную форму выполняет в медленном тепмпе вся группа. Это исполнение время от времени дополняется отработкой боевых приложений движений, т.к. форма это модель «боя с тенью», в длинном и плавном исполнении, которая постоянно удерживаетсвя в уме. Демонстрация силы не требуется, т.к. сила для нейтрализации чужой силы не нужна. Парные формы и упражнения на отработку различных аспектов техники также выполняются в спокойном, приподнятом и благожелательном стиле.

В то же время субъективно тренировки ТАЙЦЗИЦЮАНЬ ощущаются как значительные интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки. Это объясняется необходимостью удерживать в сознании и применять множество аспектов принципа ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, интенсивной работой суставов, связок, сухожилий, включением новых групп мышц, которые прежде не были задействованы, освоением принципиально новых, поначалу трудных для понимания двигательных стереотипов, ответственных за феномены «внутренней силы».

Кроме того, по причине запуска оздоровительных процессов, начинается биохимическая перестройка организма.

Парная работа в ветви традиции ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, переданной Робертом Амакером, на ранних этапах обучения представляют собой моделирование реальных поединков на низких скоростях и при малой силе атаки. В таких условиях детально изучается многогранный принцип ТАЙЦЗИЦЮАНЬ и его многочисленные аспекты. Это делается для того, чтобы у студентов наряду с телесной и подсознательной памятью о техниках развивалось полное и ясное ментальное их осознание.

На более продвинутых стадиях обучения скорость и сила атаки увеличиваются, поединки всё более приближаются к реальным. Реакции адептов становятся менее формализованными и более импровизационными.

По мере освоения базовых техник работы суставов, стоп, поясницы и позвоночника, которые отрабатываются на занятиях по классическому длинному комплексу ТАЙЦЗИЦЮАНЬ и на начальном уровне парных занятий туй-шоу, ученики переходят к изучению динамических аспектов стиля. Скорость взаимодействия, сила атаки, сложность и многообразие используемых форм на этом этапе возрастают.

В этот период студенты осваивают реакции цунг и анти-цунг , приучая тело отвечать на толчки и удары противника как японская кукла-дарума или русская неваляшка. Такие движения позволяют полностью нейтрализовать силу противника и непрерывно следовать за его движениями.

На данной стадии изучаются приложения движений одиночной формы, углублённые аспекты парных форм туй-шоу, формы пэн-люй-цзи-ань, да-люй и сань-шоу, а также техника разрядки , позволяющая «вылетать» из спарринга или «отбрасывать» оппонента на значительные расстояния, с целью обезопасить участников парной работы в случае возникновения внезапного и резкого силового контакта на большой скорости.

Эффект разрядки проявляется не от намеренного использования силы, а как вынужденная волнообразная реакция на резкое увеличение внешней силы или скорости атаки, сбой в прилипании или следовании, и, как и все эффекты ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, не требует усилия в точке контакта более 100 грамм .

Более высоким уровнем техники считается ведение свободного поединка без применения разрядки, когда полностью нейтрализуется даже исключительно резкая, сильная и быстрая атака.

 

 

СПЕЦИФИКА ВНУТРЕННЕЙ СИЛЫ

Внутренний стиль ЯН принципиально отказывается от инициативы в поединке – все действия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ происходят как синхронный ответ на чужую атаку с точным и неусыпным следованием ритму и скорости противника.

 

Внутренние стили используют идею виртуальных шаров различных размеров, через центры вращения которых перераспределяется сила атаки. В стиле ЯН идея возврата усилия по траекториям, лежащим на воображаемых поверхностях этих шаров, проявлена в максимальном разнообразии и количестве масштабов.

 

Стиль ЯН отказывается от применения внешней, физической силы, культивируют силу и эластичность сухожилий, развивают новые группы мышц, которые обычно у людей не развиты, формируют способность не утомляться, развивают интеллектуальные функции, концентрацию и внимание, а также способности учителя и миротворца.

 

В парной работе стиля ЯН неуязвимость адепта внутреннего стиля страхует, обучает и повышает нравственный уровень оппонента, несмотря на то, что приёмы поражения во внутренних стилях намного более разрушительны, чем во внешних.

 

Адепт ТАЙЦЗИЦЮАНЬ без применения внешней силы создаёт такую ситуацию, в которой противник, как пишет Роберт Амакер, «оказывается побеждён собственной слабостью». В результате недостатки противника становятся видны и понятны ему самому, а способы их устранения объясняются с помощью принципа ТАЙЦЗИЦЮАНЬ. Цель практикующего ТАЙЦЗИЦЮАНЬ – чтобы в итоге самооценка, уровень духа и компетентность его оппонента выросли.

 

Сущность ТАЙЦЗИЦЮАНЬ мастер Чэн Маньцин, цитируя наставления своего учителя Яна Чэнфу, описывает как «умение отразить тысячу фунтов четырьмя унциями», основанное на понимании «различий в поведении живого и неживого». Статую коня весом тысячу фунтов невозможно тянуть гнилой верёвкой. Но огромного быка можно тянуть усилием в четыре унции за кольцо, вдетое ему в нос. Найдя правильную точку приложения ничтожного усилия, мы можем направить прочь силу мощной и сокрушительной атаки.

 

Внутренняя сила основана, в частности, на внутренних скрутках в сочленениях конечностей при монолитном соединении нижней и верхней части спины, подвижности таза, натренированности в теле свойств «хлыста», технике «разделении пустого и наполненного», когда одна половина тела «поддаётся» противнику, а вторая половина тела мобилизована для атаки. Эти и другие техники позволяют практикующему ТАЙЦЗИЦЮАНЬ создавать в спарринге эффекты упругости и волновых колебаний, нейтрализации, прилипания, следования, «разрядки». Такие феномены создают дополнительную степень свободы и безопасности для адепта внутреннего стиля, которая отсутствует у представителей внешнего стиля.

 

Роберт Амакер в одной из своих статей расшифровывает метафору Юн Цюаня (19-й в), который сравнивает действия мастера ТАЙЦЗИЦЮАНЬ в поединке с игрой кошки с мышью с той лишь разницей, что кошка оставляет мышку целой и невредимой, иначе ей будет не с кем играть; кроме того, более чем вероятно, что оппонент тоже может быть кошкой. При этом потенциальная готовность к атаке мастера ТАЙЦЗИЦЮАНЬ сравнима с готовностью сокола, парящего в небе, стрелой броситься на зайца, бегущего по земле, и мгновенно поразить его. В то же время, отмечает Роберт Амакер, потворствовать устремлению сокола, т.е. желанию атаковать оппонента значит сойти с дороги принципа внутренней силы.

 

За счёт применения внутренней силы и отказа от применения внешней силы адепт ТАЙЦЗИЦЮАНЬ словно получает на одно пространственное измерение больше, чем представитель внешнего стиля. Вам приходилось наблюдать игру в салочки вороны и собаки? Когда собака бросается вдогонку за вороной, ворона выбирает лететь низко над землёй и контролировать скорость, чтобы не превысить физические возможности собаки и позволить игре продолжаться. Собака намного сильнее и крупнее вороны, но птица имеет несомненное преимущество перед собакой, т.к. обладает тремя степенями свободы, в то время как у собаки их только две.

 

В парной работе ТАЙЦЗИЦЮАНЬ более компетентный боец обучает менее компетентного партнёра, не причиняя ему боли или физического ущерба. Ради выполнения принципа безопасности обоих партнёров более опытный практикующий может позволить оппоненту выкинуть, «разрядить» себя из пространства поединка, что, с точки зрения не посвященного в тонкости внутреннего стиля наблюдателя, может быть истолковано как поражение. По той же причине с точки зрения принципа ТАЙЦЗИЦЮАНЬ нокаут противнику не является проявлением его мастерства, т.к. он сознательно отказывается от грубой демонстрации своего превосходства, какие бы удобные возможности не предоставил ему оппонент.

 

В США зарегистрировано довольно много случаев, когда этакий «крутой парень» заявлялся в класс к учителю внутреннего стиля, чтобы в исследовательских целях атаковать его максимально устрашающим и сокрушительным образом. Внешне это выглядело, будто за считанные секунды ураганный натиск гостя сметал мастера по диагонали зала из одного угла в другой, где пришелец бросал учителя на пол. Атакующий чувствовал себя очень довольным, важно расправлял плечи и свысока смотрел на поверженного партнёра, отпуская нелестные замечания о его стиле и школе. В это время, удобно разлёгшись на полу и положив ногу на ногу, учитель снисходительно посмеивался над «героем» и сокрушённо вздыхал: «Ты уже сто раз умер». Техники ТАЙЦЗИЦЮАНЬ невозможно продемонстрировать человеку, который не натренирован специальным образом и не прошёл определённый цикл трасформации. А чтобы научиться видеть и практиковать принцип ТАЦЗИЦЮАНЬ, нужно тщательно и терпеливо этому обучаться. «Горячие головы» без длительной кропотливой подготовки не способны в подобных вылазках получить опыт внутренней силы. Поэтому у мастера выбор невелик — либо «загасить» такого «экспериментатора», воспользовавшись преимуществами внутреннего стиля, (этого он делать, конечно же, не станет), или иронизировать над ним, лёжа на полу.

 

Максимум, что может себе позволить мастер ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, – посмеяться над слишком самоуверенным или свирепым партнёром, тело которого достаточно тренировано для того, чтобы не пострадать от применения внутренней силы. В одном из поединков атакующий был сбит мастером с ног более 20 раз, пребывая в уверенности, что случайно споткнулся при атаке! Он постоянно требовал от судьи возобновить бой, но поединок был прекращён под хохот зрителей.

 

Стиль ТАЙЦЗИЦЮАНЬ позволяет быть настолько понятным Вашему противнику, насколько Вы сами этого захотите. Как говорил Ян Лучань, «никто не знает тебя, но ты знаешь всех».

 

Тонкое, изысканное, интеллектуально ёмкое и доброжелательное искусство прикосновений внутреннего стиля экономично и результативно противопоставляет отточенное внимание, осознанность и контроль физической силе и агрессии внешнего стиля.

 

КАК ТРЕНИРОВКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА

Для освоения техник ТАЙЦЗИЦЮАНЬ требуются большие, часто не используемые в обычной жизни ресурсы человеческой памяти, внимания и интеллекта. Для успешного выполнения принципа ТАЦЗИЦЮАНЬ необходимо одновременно удерживать в уме и практически исполнять множество аспектов техники в динамичной и непредсказуемой ситуации. Осваивая принципы ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, человек обучается управлять собой, а также с высокой скоростью обрабатывать большие потоки данных и быстро интерпретировать значительные массивы информации.

 

Известно, что умственные упражнения в сочетании с процессом непрерывного образования и обучения благотворно влияют на здоровье. Люди с высшим образованием, представители интеллектуальных профессий, гораздо реже болеют и дольше живут, чем люди без высшего образования. Развитие осознанности и внимания, постоянная работа интеллекта и воображения на тренировках ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, возвращение телу естественных и экономичных принципов движения и дыхания, психологическая разгрузка в процессе занятий, исчезновение страхов и последствий застарелых стрессов улучшают качество жизни и увеличивают запасы жизненных сил практикующего.

 

Изучающий ТАЙЦЗИЦЮАНЬ расстается с такими деструктивными реакциями, как обида, злость, ненависть, жалость к себе, скованность, уныние, страх. У него просто не остается на них времени. Перепрограммируются и исчезают телесные реакции, соответствующие негативным эмоциям человека – студент обучается реагировать на негативные действия позитивно.

 

Курс ТАЦЗИЦЮАНЬ делает человека высоко адаптивным к переменам. В практике ТАЙЦЗИЦЮАНЬ студент обучается отслеживать изменения в тактике партнёра и подстраиваться, «следовать» его движениям, отказавшись от собственных идей атаки или защиты. Выполняющий принцип ТАЙЦЗИЦЮАНЬ разрешает противнику «полностью контролировать своё тело», но тело живое, гибкое и упругое, как кнут. Если агрессор обращается с этой опасной игрушкой неосторожно, он вредит самому себе.

 

В процессе тренировок студент учится постоянно отслеживать, анализировать и исправлять множество ошибок, чтобы научиться выполнять принцип ТАЙЦЗИЦЮАНЬ. Он начинает относиться к ошибкам как глубокому и информативному источнику знания и опыта.

 

Занятия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ на телесном, эмоциональном и ментальном уровнях развивают в студентах парадоксальную способность реагировать на агрессию нестандартным образом – радостью и принятием человека, представляющего собой источник этой агрессии. В большинстве случаев именно эта неожиданная, противоположная привычным ожиданиям агрессора реакция, сбивает его с толку прежде, чем он успевает совершить действие. По этой причине конфликт или драка с практиком ТАЙЦЗИЦЮАНЬ чаще всего не успевает начаться, либо продолжается какие-то доли секунды.

 

Оздоровительный, восстанавливающий, укрепляющий эффект ТАЙЦЗИЦЮАНЬ подтверждён многочисленными медицинскими и психологическими исследованиями.

 

Занятия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ позволяют избавиться от застойных и хронических заболеваний позвоночника, суставов, лёгких, почек, сердечно-сосудистой системы, других органов и систем, ликвидировать последствия травм.

 

Занятия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ полезны для женщин, поскольку развивают эластичность мышц и связок тазовой области, а также мелких внутренних мышц живота и паха, которые важны для родов. После родов практика ТАЙЦЗИЦЮАНЬ быстро восстанавливает нормальное самочувствие и состояние здоровья.

 

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ является прекрасным дополнением к атлетическим упражнениям. Приобретаемая на атлетических тренировках мощность и выносливость мышц дополняется на занятиях ТАЙЦЗИЦЮАНЬ эластичностью, упругостью, растяжимостью мышц и связок.

 

Моральный эффект тренировки ТАЙЦЗИЦЮАНЬ сравним с эффектом от посещения высококлассного психотерапевта или интенсивного психологического тренинга – на душе становится легко, растёт самооценка, восприятие самого себя становится более целостным. В этом нет ничего удивительного: техника скруток в суставах, применяемая в ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, используется в телесно ориентированной психотерапии и результативна в лечении неврозов, последствий стрессов и снятии комплексов.

 

Скрутки в суставах стимулируют лимфатические узлы, расположенные возле сочленений, вызывают дополнительный импульсный кровоток, усиливая кровообращение и лимфообращение во всех тканях. Гормональная активность организма при правильном исполнении движений ТАЙЦЗИЦЮАНЬ достигает максимума, поскольку в это время активизируются одновременно все железы внутренней секреции. Подобный уровень гормональной активности не может быть достигнут ни при каких иных условиях, будь то стресс, волнение или любовное переживание. Этим объясняется мощный терапевтический эффект ТАЙЦЗИЦЮАНЬ.

Постоянная практика Тайцзицаюнь развивает двигательную, тактильную и эмоциональную чувствительность человека, а также чувство равновесия. Практикующий ТАЙЦЗИЦАЮНЬ начинает воспринимать и верно трактовать информацию, поступающую по невербальным каналам восприятия, на которую большинство людей не обращает внимания при том, что более 85% информации люди передают именно по невербальным каналам. Это очень помогает понимать другого человека иногда даже лучше, чем человек может понять себя сам. Кроме того, если по вербальному и невербальным каналам от человека идёт противоречивая информация, сенситивность, выработанная практикой ТАЙЦЗИЦАЮНЬ, поможет это распознать. Развитый навык физического равновесия распространяется и на эмоциональную, и на ментальную сферу практикующего это позволяет в обычном общении не зависеть от чужих негативных состояний, которые другие люди могут транслировать вовне.

 

Занятия ТАЙЦЗИЦЮАНЬ резко усиливают естественную выработку эндорфинов – веществ, ответственных за ощущение счастья и умиротворения. ТАЙЦЗИЦЮАНЬ оказывает на организм омолаживающий и укрепляющий эффект, делает психику человека спокойной и уравновешенной. Изучающий ТАЙЦЗИЦЮАНЬ учится гармонизировать себя и окружающий мир.

 

После тренировок студент чувствует себя великолепно, испытывает прилив энергии, у него проходят стрессы и усталость. Появляется изумительное настроение и ощущение мира с самим собой, а если в жизни и возникают проблемы, то для них находятся решения.

 

СЕМИНАРЫ И УРОКИ РОБЕРТА АМАКЕРА

Все желающие имеют возможность посещать специализированные мастер классы Роберта Амакера, где обучаются студенты, практикующие ТАЙЦЗИЦЮАНЬ много лет. В Москве такие семинары проходят несколько раз в год. Занятия проводятся на английском языке с участием переводчика.

 

Семинары проводятся с целью в концентрированном виде сообщить студентам новую информацию более высокого уровня сложности. На семинарах Роберт Амакер передаёт различные фрагменты принципа ТАЙЦЗИЦЮАНЬ разным студентам, которые впоследствии, на занятиях в классе, собирают из этих фрагментов единую «картинку», обмениваясь полученными новыми навыками между собой, раскрывая коллегам свой фрагмент знания и обменивая его на другие фрагменты, которые мастер передал другим ученикам.

Роберт Амакер проводит также мастер классы для новичков и индивидуальные занятия.

 

Регулярные тренировки в периоды между семинарами проходят в классах под руководством опытных студентов, получивших одобрение Роберта Амакера.

 

Семинары Роберта Амакера и постоянно действующие классы ТАЦЗИЦЮАНЬ больше похожи на исследовательскую лабораторию, чем на учебные курсы. В этой лаборатории студенты в диалоге друг с другом и мастером конструируют собственную компетентность в рамках стиля ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, собственную практику и стиль обмена с коллегами навыками ТАЙЦЗИЦЮАНЬ на достигнутом лично каждым из них уровне знания.

Роберт Амакер строит самообучающуюся систему, в которой все практикующие вынуждены постоянно исследовать, критически пересматривать и воссоздавать заново четыре ареала своего знания: «я знаю, что я знаю», «я знаю, что я не знаю», «я не знаю, что я знаю», и «я не знаю, что я не знаю». На занятиях мы учимся постигать целое, которое неузнаваемо отличается от отдельных частей и неизмеримо больше их.

Роберт Амакер утверждает, что занятия в классе важнее для развития мастерства, чем персональные занятия с ним. Он говорит, что, несмотря на то, что тренироваться с ним индивидуально комфортнее и интереснее, тем не менее, занятия в классе намного полезнее для студентов, потому что уровень компетентности студента определяется прежде всего его способностью обучать и повышать уровень отстающих и новичков, и только во вторую очередь – навыками выполнения техник или ведения поединков.

По утверждению Роберта Амакера, уровень школы нужно измерять по квалификации самого слабого ученика, а также по скорости, с которой прогрессируют новички. Школа является хорошей, если вновь пришедшие обучаются быстрее, чем те, кто начали заниматься раньше.

Общие занятия нужны для того, чтобы хорошая техника как можно быстрее распространялась среди максимального количества студентов.

Во время пребывания в России Роберт Амакер любит посещать занятия в классах, поскольку удивлён и обрадован скоростью развития наших учеников. Для этих посещений он специально готовит неизвестные сюрпризы из числа техник ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, чтобы поделится с учениками новыми, неожиданными гранями искусства.

Роберт Амакер кроме таланта мастера наделён великим талантом учителя, поэтому развивает в своих учениках наряду с умением учиться также умение учить. Впрочем, те, кто изучает ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, понимают, что роли учителя и ученика неразделимы между собой, а мастером может стать только тот, кто сохраняет способность непрерывно обучаться и совершенствоваться, открывая в себе в процессе постоянной практики новые области того, что он знает, умеет и может передать другим.

Новые песни о главном

Традицию ТАЙЦЗИЦЮАНЬ невозможно представить без захватывающих историй о мастерах. Эти истории пишет сама жизнь, и они будут возникать вновь и вновь, пока существует традиция.

 

КИСТОЧКА ИЗ ПЕРЬЕВ – ХОРОШЕЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ МЕЧА

Матера линии ЯН выделялись не только превосходной техникой, но также большим юмором и элегантностью стиля. Они легко выдерживали жестокие «проверки», которые нередко устраивали им разные незваные гости. Одного из таких гостей, ворвавшегося с мечом в руках в дом Яна Лучаня, патриарха стиля ЯН, обезвредил его младший сын Ян Цзяньхоу, фехтуя бамбуковой кисточкой для обмахивания пыли.

 

ВОРОБЬИ И ЯСТРЕБЫ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Для прояснения специфики семейного стиля Ян Цзяньхоу, сын основателя стиля Яна Лучана, любил приносить в класс воробья, сидевшего у него на ладони. Воробей не улетал, хотя мастер не делал ничего, чтобы его удержать. На занятиях наступал момент, когда ученики начинали расспрашивать, зачем мастер принёс воробья и почему птица не улетает. Мастер пояснял: «Воробей не улетает, потому за мгновение до того момента, когда он собирается подняться в воздух, я слегка смещаю руку вниз – воробей оказывается без опоры, и поэтому не может оттолкнуться, чтобы взлететь. Я ломаю его двигательный стереотип, запрограммированный инстинктом, и он на мгновение сходит с ума. То же самое вам нужно учиться делать со своим противником».

 

Похожую демонстрацию делал в 13-м веке открыватель принципа внутренней силы даосский отшельник Чжан Саньфэн монгольскому принцу и его подданным, которых он случайно встретил в горах. Он поймал и удерживал на ладонях двух ястребов. Во время этой встречи он прочёл принцу поучения о вреде насилия, ловя налету стрелы, выпущенные в него свитой.

 

КАК УВИДЕТЬ ВНУТРЕННЮЮ СИЛУ

Однажды студенты знаменитого мастера стиля ЯН Чэн Маньцина, который был маленького роста и худощавого телосложения, решили поставить эксперимент над учителем, чтобы проверить, как он будет применять внутреннюю силу против партнёра огромных размеров. Для этого они разыскали в авторемонтной мастерской рабочего ростом выше двух метров и могучего телосложения, который на работе переносил двигатели. Им удалось создать ситуацию поединка между учителем и силачом. Они даже смогли незаметно снять происходящее на плёнку. Чэн Маньцин начал поединок с того, что предложил гиганту стойку «отражение», которую по китайскому бойцовскому этикету традиционно предлагает учитель ученику. Её смысл «я могу отразить любую предложенную тобой атаку». Колосс предпринял несколько попыток сбить учителя с ног, оказавшихся безуспешными. После этого великан, на мгновние задумавшись, схватил мастера за предплечье и швырнул его вверх. В ответ Чэн Маньцин сделал своеобразное сальто перед лицом атакующего: он пробежался ногами снизу вверх по корпусу оппонента, переворачиваясь вниз головой и сохраняя баланс, и в заключение успел нанести ему несколько ударов ногами по голове в тот момент, когда отталкивался от него, чтобы скоординировать вращение в воздухе. Мягко и бесшумно приземлившись, Чэн Маньцин принял ту же стойку, в которой встретил атаку. На лице гиганта от разилось изумление, после чего он уважительно поклонился Чэн Маньцину и восхищённо заметил, что впервые видит «парня с такими железным яйцами». Ученики были столь потрясены увиденным, что решили уничтожить плёнку. Им очень не хотелось объяснять мастеру, откуда они её взяли. А хранить этот короткий фильм в тайне от окружающего мира у них не хватило бы душевных сил.

 

УМЕТЬ ВОВРЕМЯ ИСПУГАТЬСЯ

Известен случай, когда, уже живя в США, Чэн Маньцин использовал технику ТАЙЦЗИЦЮАНЬ для того, чтобы избежать травмы, а возможно, и гибели в дорожном происшествии. Он прогуливался со своим знакомым по улице, когда внезапно им навстречу на большой скорости выскочил автомобиль. Чэн Маньцин мгновенно прикоснулся одной ладонью к автомобилю, который к этому моменту уже настиг их, а другой – к своему другу. Мастер перераспределил силу удара в соответствии с техникой разрядки, которая позволяет отбрасывать жёсткого оппонента на несколько метров. Источником атаки в данном случае служил автомобиль – оба человека перелетели на другую сторону дороги, и при этом остались целы и невредимы. После этого инцидента Чэн Маньчин сказал своему знакомому: «Хорошо, что ты успел увидеть автомобиль и испугаться. От этого твоё тело мобилизовалось, стало упругим и вибрирующим, и мы оба смогли использовать энергию фа-джинг. Не испугайся ты вовремя, ты был бы убит».

 

ТРОЕ МУЖЧИН И ОДНА ДЕВУШКА

Курьёзный случай произошёл с американской студенткой класса Роберта Амакера, хрупкой и миниатюрной блондинкой. В классе она изучала классический длинный комплекс ТАЙЦЗИЦЮАНЬ, и про боевые аспекты стиля был лишь наслышана. Как-то раз, торопясь из библиотеки в офис, она на безлюдной улице перехватила такси, на которое претендовали трое парней, ожидавших машину на стоянке отеля по другую сторону дороги. Они остановили такси и вытащили девушку наружу вместе со стопками книг, которые она держала под мышками. Всё дальнейшее происходило не более минуты, при этом она не выпустила книги из рук! Один из парней толкнул её в грудь. Балансируя на одной ноге вокруг центра тяжести тела, она с той же скоростью и силой, с которой её толкнул этот парень, ударила ему коленом в пах, но не потому что хотела отомстить, а для того, чтобы сохранить устойчивость и не уронить на землю книги. Парень согнулся пополам и рухнул на землю. Она только успела удивлённо выдохнуть: «Это белый журавль расправляет крылья!». Второй парень набросился на неё сбоку. Она снова отклонилась и развернулась в его сторону, не теряя равновесия – парень тоже с грохотом упал. Она успела только охнуть: «Ой, это – причесать гриву дикой лошади». Третий мужчина кинулся на неё и тоже оказался на земле, споткнувшись о её ногу, которую она выставила перед собой, перенеся вес на опорную ногу и пропуская вперёд его массивную фигуру. «О-о, это отражение слева!», изумлённо воскликнула девушка, быстро села в такси и умчалась прочь, оставив троих мужчин лежать на земле. Девушка поехала к мастеру за советом, что ей следует делать, когда парни подадут на неё в суд – она всерьёз тревожилась, что размер компенсации за моральный ущерб окажется для неё слишком велик. Выслушав её взволнованный рассказ, мастер долго смеялся, и, наконец, ответил, что никакого суда не будет, потому что у парней не возникнет ни малейшего желания рассказать кому-нибудь эту историю. Им проще будет думать, что всё это им почудилось. Так оно и вышло.

 

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ ВОЗЛЕ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ

Один из образцовых поединков ТАЙЦЗИЦЮАНЬ завершился, не начавшись. Роберт Амакер прогуливался в Париже возле Эйфелевой башни, когда к нему подошли французские хулиганы, начали провоцировать конфликт и выкрикивать угрозы в его адрес. Всё это время он приветливо улыбался, демонстрируя дружескую готовность понять, что они ему говорят. Хулиганы столкнулись с человеком, который не чувствует исходящей от них опасности, не осознаёт их угроз и совершенно их не боится, а напротив, невероятно счастлив их вниманию. Сначала они объясняли ему своё намерение на французском языке. Амакер продолжал улыбаться и поощрительно им кивать, не проявляя ни малейших признаков тревоги или страха. Не достигнув успеха с первой попытки, французские «братаны» перешли на ломаный английский – реакция была та же. Затем им пришлось разыграть весь спектакль ещё раз, только теперь на языке жестов. Отчаявшись быть понятыми, хулиганы вновь перешли на ломаный английский, вопя: « We shall beat you !». Мастер возликовал еще больше и на русском языке, который он старательно изучал в России, радостно ответил: «О-о, давай, давай! Бить – очень хорошо! Давай бить, это хорошо!». Лишь только заслышав русскую речь, французские хулиганы мгновенно и бесследно испарились, потому что по своему опыту знали, что с русскими драться не следует.

 

ПУТЬ К СЕРДЦУ ОСТАЁТСЯ НЕИЗМЕННЫМ

Похожа на притчу история о поединке Роберта Амакера с одним из самых свирепых американских бойцов, который имел привычку калечить своих оппонентов во время поединков. Неписаный этикет предполагает длительную процедуру подготовки обеих сторон к встрече – бой известных мастеров является событием в жизни бойцовского сообщества. Перед боем принято, чтобы оппоненты знакомились и общались между собой. Роберт Амакер на стадии «ухаживания» пригласил оппонента на ужин и заплатил за него. Из поединка он вышел без единой царапины. Когда бой закончился, его опасный оппонент задумчиво произнёс: «Надо же, я искалечил стольких людей, и ни один из них не догадался угостить меня ужином!». К подобным вершинам человеческих взаимоотношений стремимся и мы, изучая стиль ЯН.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЦИТАТА ИЗ КЛАССИКОВ

По преданию сущность внутренней силы открылась отшельнику Джану Саньфэну, жившему в 13-15 веках, когда он наблюдал битву змеи и журавля. В момент озарения он вспомнил классическое стихотворение:

 

У стратегов есть поговорка:
«Я не посмею быть хозяином, буду лишь гостем.
Я не дерзну ступить и на цунь вперёд.
но отступлю на чи назад».
Это зовётся продвижением вне движения,
Закатыванием рукавов, не имея рук,
Противостоянием врагу, не имея противника,
Победой без оружия.
Нет большего несчастья,
Чем легко одержать верх
Над слабым противником.

Слабый противник будет стоить мне

всех моих сокровищ.
Когда две враждующие стороны
вступают в поединок,
побеждает преисполненный милосердия.

(«Даодэцзин» (69). Перевод А.А.Маслова).

 

На наших занятиях Вы убедитесь в истинности и узнаете практический смыл этих утверждений.

Приглашаем всех желающих вместе с нами постигать удивительное искусство ТАЙЦЗИЦЮАНЬ!

Текст написан Татьяной Рясиной с использованием историй, рассказанных Робертом Амакером, а также на основе собственного опыта занятий на его московских семинарах, частных уроках и общих тренировках по ТАЦЗИЦЮАНЬ.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector