76

ОПЫТ ПРАКТИКИ ТАЙЦЗИЦЮАНЯ

Этот раздел является пересказом книги о Тайцзи-цюане, написанной Чэнь Яньлинем (род. 1906, продолжает преподавать Тайцзи-цюань в Шанхае) в 20-х годах. Он описывает свой опыт и дает ценную информацию и советы по практике Тайцзи-цюаня.

Обычно ученики начинают с Тринадцати Позиций Тайцзи-цюаня и изучают их сравнительно быстро. Часто после трех-четырех месяцев занятий ученики заканчивают форму и думают, что знают все, что можно, о Тайцзи-цюане. Они не хотят подумать о том,что Тайцзи-цюань создавался нашими предшественниками с большим трудом и долгое время.

Как же может новичок за три-четыре месяца овладеть всем?
Ошибочность такого отношения станет более очевидной, если мы рассмотрим первоначальную методику обучения Тайцзи-цюаню как боевому искусству.

Курс обучения должен начинаться с Ма-бу, или «Стойки всадника», которая учит плотности и «укоренению ног». На овладение ею уходит не меньше месяца, а часто и год. После того как ученик научился стоять плотно, он может переходить к позе «Поднять кисти рук» и практиковать ее по крайней мере один месяц, чтобы научиться опустошать одну ногу и укоренять другую. Продемонстрировав умение использовать обе позы как следует, ученик должен изучить все Тринадцать Позиций и все их применения. На овладение каждой позой требуется опять-таки не меньше месяца. И только тогда ученик переходит к изучению полной формы. Завершив форму, что требует нескольких лет, ученик начинает изучать продвинутые операции, такие как Толкающие Руки, Да Люй и Спарринг Тай Цзи (тайцзи саньшоу), а затем формы с оружием.

Три позиции образуют каркас первоначального янского Тайцзи-цюаня: высокая, средняя и низкая. Ученики начинают с высокой позиции, в которой колени только чуть присогнуты. Затем они переходят к средней позиции, иногда называемой «Поза Четырех уровней», где выравниваются глаза, руки, ступни и бедра. Наконец, практикуется низкая поза. Каждая из этих трех позиций — это подразделение большого, среднего и малого стилей. Большая форма, которой обучал Ян Чэнфу, требует вытянутых поз и оказывает тонизирующий эффект. Это хорошее упражнение для здоровья. Средняя форма, преподававшаяся Ян Ю, требует применения философии Тай Цзи и ведет к умеренности. В этой форме концентрация на Даньтяне предохраняет от излишнего притока энергии к макушке головы. Малая форма, которую преподавал Ян Цзянь, требует компактности поз и быстрых движений. Особое внимание уделяется движению талии, рук и ног как единого целого. Из этих трех форм малую труднее всего изучать, поскольку в ней движение и скорость как бы сгущены и достигается большая интенсивность внутренней силы-Цзинь.

На изучение всех трех форм требуется очень много времени. В начале достаточно изучать в день одну-две позы. Изучение слишком большого количества поз сразу приводит к искажениям. В это время недопустимы высокая скорость исполнения и применение силы. Первое вредит развитию Ци, а второе портит кровь. Если заниматься правильно, вы можете получить больше пользы от одной или двух поз, чем кто-то от полной формы Тайцзи-цюаня, повторенной несколько раз, но неправильно.

Во время занятий следует уделять внимание следующим деталям. Касайтесь языком нёба, сомкните зубы и губы, дышите через нос, выпрямляйте тело, поднимайте грудь и спину, расслабляйте плечи и локти, держите шею и голову прямо. Начинайте упражняться с ощущением тела как единого целого, чувствуйте полноту и Цин. Различайте плотное и пустое, Инь и Ян, очищайте ум, концентрируйтесь для роста осознания и отбросьте все мысли. Развивайте настойчивость духа и физическую выносливость и спи- миге всякое напряжение. При постояннной упорной практике дыхание может быть взято под контроль. Расслабление избавляет от неуклюжей силы. В каждом движении позы пусть атмосфера расслабления и мягкости проникает из внешних форм во внутренность тела. Такие занятия повышают жизнестойкость и гармонизируют Ци и кровь. Если же не соблюдать этих условий, дух-Шэнь и сознание возбуждаются, бурлят и беспокоятся, порождая нежелательные реакции.

Итак, изучение комплекса тайцзицюаньских поз, независимо от ваших знаний и способностей, требует по крайней мере полугода. Мастерство пропорционально частоте занятий. Чем больше вы занимаетесь, тем лучше будете выполнять позы. Если вы действительно хотите достичь боевого мастерства, надо на каждом занятии повторить весь набор форм не менее трех раз. Первое повторение только растягивает тело. Если повторений больше двух, тогда уже развивается энергия и повышается мастерство. Если хотите упражняться для здоровья, то достаточно и половины сета за занятие.

Новичкам для занятий нужно просторное помещение со свежим воздухом. Если недостаток площади не позволяет выполнять Тайцзи-цюань без перерывов, вы не сможете хорошо сосредоточиться и выдерживать нужное направление перемещений. Но для достигших мастерства не требуется вообще никакого пространства для занятий. Мастер может исполнять Тайцзи-цюань даже сидя или лежа. В этом случае он сосредотачивается не на внешних проявлениях, а на ментальной практике.

Рекомендуется заниматься два раза в день — через полчаса после пробуждения и за час до отхода ко сну. Каждое занятие длится 20-25 мин.

Выполняя форму, поддерживайте постоянный ритм до конца. Переходите из одной позы в другую плавно. Выполняйте позы без ошибок. Не проявляйте ни излишней вогнутости, ни чрезмерной выпуклости. Не делайте несвязных движений, действуйте с осознанием

Необходимо знать применение каждой позы, а также то, как вовлекаются в движение Инь и Ян. Начинающий не ‘должен слишком волноваться насчет дыхания. Для него самое важно делать форму гладко. Пусть тело наполнится Ци. Пусть разум и тело будут в гармонии.

Следующим шагом (после изучения формы полностью с учетом всех моментов упомянутых выше) является практикование всей формы в левую сторону, т. е. с заменой в каждой позиции ног, рук и направлений поворота на противоположные. Так, если в оригинальной позе поднимается левая рука, то поднимайте правую руку и т.д. Оознакомление с зеркальным вариантом формы дает возможность достичь высших уровней мастерства. Затем уже можно изучать фиксированные Толкающие Руки, нефиксированные Толкающие Руки, Да Люй, спарринг Тай Цзи и формы с оружием. В любом случае надо продвигаться дальше неторопливо, и тогда будет ожидаемый эффект.

Начинающие могут испытывать телесную слабость и боль в мышцах ног. Это физиологическая реакция. Иногда эти явления длятся несколько месяцев, и не нужно их пугаться. Происходит перестройка организма. Старые структуры разрушаются и замещаются новыми. Другая причина этих реакций — слишком большое напряжение в теле. Поскольку Тайцзи-цюань учит общему расслаблению тела, ноги легко устают. Такая усталость проходит через 2-3 часа и сменяется притоком духа и энергии. В начальный период практики могут наблюдаться и другие явления. Происходит улучшение аппетита. Вследствие улучшения кровообращения новичкам требуется больше времени на сон — 8-9 часов. Но через небольшой промежуток времени возвращается нормальная потребность во сне, а старшие практикующие обходятся только 4-5 часами сна.

Начинающие могут также испытывать онемение в пальцах, руках и ногах вледствие использования силы выходе занятий. Что-бы избавиться от этого ощущения, потрясите конечностями пару минут.

Теперь относительно дыхания. Для начинающих лучше дышать естественным образом через нос и временно не обращать внимания на долгое и глубокое дыхание, сочетающееся с движениями тела и конечностей. Если вы на этой стадии будете сосредотачивать внимание на внутреннем дыхании, внешняя форма будет легко забываться. Зато когда вы достигнете того уровня, когда движения тела руководят дыханием, тогда и плавное дыхание будет делать внешнюю позу более свободной и текучей. Новичкам настоятельно рекомендуется не спешить опускать Ци в Даньтянь, поскольку, делая это в неверно выбранное время, вы получите как раз обратную реакцию. Спрашивайте, если поза не кажется удобной. Обращайтесь к учителю, и он внесет необходимые поправки. Не продолжайте дальше, если поза не комфортна для вас.

Автор перечисляет некоторые неправильные представления, бывшие у него до начала занятий Тайцзи-цюанем:

1) Движения Тайцзи-цюаня такие мягкие и медленные, как же они могут укреплять здоровье? Укреплять силу?
2) Действия Тайцзи-цюаня такие нежные, как они могут быть боевым искусством?
3) Не вредит ли работе легких опустошение грудной клетки (Хань Сюн)?
4) Может быть, Даньтянь — это просто толстая кишка? Позанимавшись Тайцзи-цюанем, он избавился от своих предрассудков при помощи следующих доводов:

1) Поскольку применение силы совершается без усилия, можно двигаться быстрее. Удобная поза и естественное дыхание плюс сокращение излишнего напряжения способствуют свободному току крови и Ци. Так улучшается здоровье и вырабатывается внутренняя энергия.

2) Как можно драться медленными движениями?
Медленное движение имеет целью искать неподвижность, но в результате можно при необходимости и повышать скорость. К тому же через Тайцзи-цюань можно развить в себе мастерство «слушать энергию противника», или Тин Цзинь, и «понимать энергию противника», или Дун Цзинь. Сила развивается из мягкости. В медленном движении спрятана потенциальная скорость. Движения Тайцзи-цюаня происходят из центра тела и контролируются талией, а не просто перемещениями рук и ног. Главная ось машины вращается медленно, но, передаваясь по системе шестерен и карданов, движение может приобретать большую скорость. Такой же принцип действует в передаче движения к конечностям.

3) Не мешает ли опустошение груди, или Хань Сюн, работе легких?
Выпрямление груди и спины без расслабления плеч и опускания локтей действительно оказывает плохой эффект. Для естественного дыхания надо попробовать опустошить грудь и расслабить одновременно все тело.

4) Справедливо ли, что Даньтянь и толстая кишка, в сущности, одно и то же?
Автор вначале чувствовал пустоту в брюшной области. Но он ничего не знал о Даньтяне целых три года, пока не осознал, что Даньтянь, штаб-квартиру всего тела, можно натренировать так, чтобы он хранил, возмещал и питал Ци. Если Ци запасается, Даньтянь наполнен. ТоГда по нему можно стучать, как по барабану. Дыхание специалистов по Тай Цзи, которые дышат Даньтянем, а не легкими, отличается от дыхания других людей. Новорожденные младенцы дышат, как замечено, через живот. Но по мере роста ребенка дыхание все больше удаляется от Даньтяня. Люди, умирающие от старости, дышат только через нос и горло. Итак, между жизнью и дыханием через Даньтянь существует прямая связь. Автор не знал, как хранить Ци в Даньтяне. Но как можно знать вкус пищи, не отведав ее? Как можно описать красоты, которых никогда не видел?

Причина появления случайных мыслей — в душевном беспокойстве. Чтобы избавиться от них, смотрите перед собой так, как будто перед вами стоят враги. Не давайте возрастать волнению. Познакомившись с набором поз Тайцзи-цюаня, вы достигнете мира в душе.

После выполнения четырех или пяти поз может также наблюдаться увеличение слюноотделения. От проматывания этой слюны тело получает и большую пользу, и чувство комфорта. Слюну, за ее тонизирующее и питательное действие, китайцы называют «медвяной росой». Каждый, кто правильно практикует позы Тай- цзи-цюаня, относится к вещам просто и применяет пренатальное дыхание, неизбежно обнаружит в себе описанные выше феномены. Эти ощущения указывают на то, что начинает вырабатываться внутренняя сила благодаря укреплению разума и воли. Такой процесс называется «трансформацией Свинца в Ртуть», или, иначе говоря, Инь в Ян.

Затем ученик начинает изучать «Толкающие Руки с фиксированными шагами» (т. е. без отрыва ступней от пола). Вначале бывает трудно различать Четыре Направления — отражение, отка-тывание, нажимание и толкание — и связывать их плавно воедино. Практиковать Толкающие Руки следует вместе с более продвинутым учеником или учителем-мастером, чтобы было с кого брать пример. Учитель показывает все Четыре Направления по очереди так, чтобы у ученика не оставалось вопросов по поводу их различий. Уяснив эти различия, ученик должен практиковать Четыре Направления в непрерывной последовательности так, чтобы они плавно соединялись. При этом талия и ноги должны быть расслабленными и активными. Через подвижность, раскрепощенность и текучесть ног и талии проявляется нейтрализующая и липкая энергии. Нейтрализация, или Хуа, — это способность отступать или принимать атаку противника. Прилипание, или Нянь, — это способность следовать за отступающим противником как тень. Обучившись техникам Хуа и Нянь, пора переходить к На и Фа.

На — это техника нахождения и прилипания к какому-то месту тела противника, которое называется точкой приложения. На — это «удержание», в том смысле, что, найдя точку приложения, вы просто прилипаете к ней, не применяя никакой техники. Изучив На, можно выполнять Фа. Фа — это применение техники, например, толкания или удара кулаком, к точке, удерживаемой в На. Итак, вы устанавливаете точку приложения и прилипаете к ней при помощи На, а затем атакуете через эту точку при помощи Фа. Самостоятельно ученик никогда не изучит этих принципов Сначала он обязательно должен увидеть, как применяет принципы На и Фа против него самого его учитель. Вообще к Толкающим Рукам следует относиться как к лаборатории, где ученик одновременно’ и экспериментатор, и материал. Он должен смотреть, каким образом учитель прилипает к нему и выводит его из равновесия. Он должен наблюдать, где и когда учитель приме- няет На и Фа. Чтобы научиться На и Фа, надо выбрать какую-нибудь конкретную технику и практиковать ее снова и снова с партнером, который может помочь познать эти принципы. Если успех достигается, то ученик уже сможет применять любую технику к любой части тела. На все это требуется опять-таки время, и торопиться в изучении этих принципов нельзя. Если спешишь, то рискуешь не достичь вообще ничего.

По мнению автора, основой всех достижений в Тайцзи-цюане являются Толкающие Руки с фиксированными шагами, поэтому он советует читателю проводить как можно больше времени за практикованием, наблюдением и изучением этого метода. Надо стараться заниматься Толкающими Руками с как можно большим количеством разных людей, чье мастерство больше, меньше или равно вашему, чьи мягкость, жесткость, рост и т.д. отличаются от ваших. Меняйте партнеров почаще, ибо, привыкая к одному партнеру, вы привыкаете использовать одну и ту же технику, что ведет к однобокости и застою в вашем развитии.

В «Толкающих Руках с подвижными (нефиксированными) шагами» все тело должно двигаться как одно целое; липкая энергия (Нянь Цзинь) постоянно держится наготове, как оружие в бою. По крайней мере одна точка оружия должна постоянно «липнуть» к противнику. Если вы прервете липкую энергию Нянь Цзинь, то порвете связь, которая позволяет вам чувствовать (Тин) намерения противника, будь то атака или отступление. Если вы действительно деретесь, руками или оружием, надо действовать по китайской пословице: «Когда твоя рука движется, ты должен видеть кровь», т. е. каждое отдельное движение должно вредить противнику, вы должны «пускать кровь» каждый раз, когда атакуете. Ваш разум также должен следовать этой пословице. Будьте серьезны и не потакайте себе, как на тренировках, а равно и не бойтесь, поскольку и то, и другое настроение помешает вам в нужный момент вклиниться в брешь в обороне противника.

Спарринг Тай Цзи сначала изучается как комплекс движений или форм. Для изучения применения этих движений, однако, каждую позу надо отрабатывать отдельно. Занимаясь применением конкретных поз, обращайте особое внимание на действия трех главных частей тела: рук, туловища и ступней. Надо различать вы—окую и низкую руку, шаг вперед и шаг назад, перед (фронт) и стороны тела. Соблюдайте основополагающий принцип:, в каждый момент выбирайте такое действие, которое дает вам преимущество, а противника ставит в невыгодное положение. Для этого пусть руки совершают круговые и дугообразные движения, а туловище во всех движениях и перемещениях будет вертикальным и прямым. Это как бы закрывает некую дверь к вам и не дает противнику никакой возможности напасть. Внутренняя деятельность должна быть энергичной и текучей. Если вы сосредоточены только на выполнении внешних поз в Толкающих Руках, то и через десять лет практики у вас будет плохое здоровье. К тому же, вы никогда не достигнете «мастерства понимания Цзинь», или Дун Цзинь, поскольку Дун Цзинь нуждается во внутренней и ментальной практике. Изучение внешних техник легко, но изучение внутренних — очень трудно.

Далее. Вероятно, кто-то хочет знать, как будут влиять занятия Тайцзи-цюанем на его здоровье и вес. Через год занятий худые люди поправляются и их хрупкость сменяется силой: Инь уступает Ян. Толстые сбрасывают вес и становятся сильнее: пустое заменяется плотным. Воздействие Тайцзи-цюаня заключается в перестройке всего организма как внешне, так и внутренне, в сбалансировании тела.

Относительно здоровья при занятиях Тайцзи-цюанем существуют следующие правила:

1) Не есть в течение получаса до и после занятий.

2) После занятий запрещается:

а) пить холодные напитки и есть холодивши фрукты и другую пищу;
б) выходить на холодный воздух и принимать холодный душ;
в) заниматься серьезной умственной работой.

3) Не садитесь и не ложитесь, пока пульс не придет в норму. Вместо этого походите. Иначе возросшее кровяное давление оказывает плохое воздействие.

4) Для восполнения затрат энергии на Тайцзицюань нужно спать достаточное время. Кто поздно ложится, тот легче сдается, ибо у него слабый дух.

5) Не занимайтесь Тайцзи-цюанем, когда вы устали или истощены.

Ключ к успеху в Тайцзи-цюане включает следующие моменты:

1) Настойчивость.
Упорство — это важный инструмент для занятий Тайцзи-цюанем. Без него занятия — пустая трата времени и энергии. Начальный период практики неописуемо скучен и утомителен. Если ученик обладает сильным намерением Продолжать, то скука сменится заинтересованностью через год, совершенство достигается через пять лет, а великий успех — через 20 лет, но это для тех, кто действительно занимался ежедневно. В соответствии с личным опытом автора, настойчивость более всего нужна для преодоления неблагоприятных внешних обстоятельств трех типов:

а) первые один-два месяца занятий Тайцзи-цюанем —самое трудное время;
б) произошли события, требующие срочных энергичных действий;
в) женитьба и путешествия полностью ломают распорядок дня и не позволяют регулярно заниматься.

2) Концентрация.
Это качество приближает успех в два раза быстрее.

3) Погода.
Продолжайте занятия в жару и холод.

4) Учеба.
Учитесь интенсивно. Исключите все остальное из сознания. Жадность и беспокойство доводят до помешательства. Высшая цель — простота и компетентность.

5) Один шаг за один раз.
Не перескакивайте через ступени. Не пытайтесь достигать целей побыстрее. Нельзя изучать следующую позу, пока предыдущая не отработана в совершенстве, или заниматься спаррингом, не освоив полного набора поз. Известно, что восхождение вверх начинается снизу, а путь в десять тысяч ли — с одного шага. Поспешность не приведет никуда. Это очень важно: не пытаться делать все сразу. Помня это, вы можете стать -хорошим исполнителем Тайцзи-цюаня.

К приведенным выше моментам можно прибавить необходимость иметь хорошего учителя. Прежде чем приступить к занятиям, испытайте способности будущего наставника. Опытен ли . он, образован ли, действительно ли обладает превосходным мастерством? Может ли он открыть секреты, передававшиеся из по- коления в поколение? Если вы нашли такого учителя, идите за ним и не ищите какого-то другого. Иначе вы ничего не получите, толь- ко утомите тело и потратите даром время и деньги. С другой сто- роны, хорошее обучение бесполезно без смирения со стороны уче- вика. Достигнув определенного уровня, задержитесь на нем для дальнейшего развития и дисциплинирования своих способностей. . Главная цель Тайцзи-цюаня — это ментальная и психологическая • тренировка, которая не учит быть безрассудно храбрым. Образно говоря, вы должны открыть свой разум как долину, выглядеть как немой и никогда не пускать пыль в глаза. Ни в коем случае не пытайтесь «производить впечатление», поскольку гордыня сопровождается падением. Каждый адепт Тайцзи-цюаня должен иметь глубокое и полное понимание этого закона.
* * *
В дополнение к своему уже описанному опыту Чэнь Яньлинь приводит наблюдения следующих физиологических явлений. Через один-два месяца ежедневных тридцатиминутных занятий ученик может слышать хруст в суставах сначала в конечностях, а потом и по всему телу. Этот звук свидетельствует об улучшении циркуляции пренатальной Ци.

Урчание в кишечнике — знак того, что загадочный Даньтянь начинает работать. Практикование легкости, или Цин, может привести к неприятным ощущениям при ходьбе. Не прерывайте занятий — через одну или две недели болевые ощущения в ногах и спине пройдут. Подобные явления не обязательно проявляются у каждого и протекают у всех по-разному. Начинающим не стоит уделять слишком много внимания этим явлениям.

«Дао Тайцзи-цюань» — Чжоу Цзунхуа

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector