Тогакуре-рю нинпо тайдзюцу

Тогакурэ рю -«Стиль Спрятанной двери», один из трёх стилей нинпо, входящий в систему подготовки по программе Будзинкан додзё, наряду с Кумогакурэ рю и Гёкусин рю. Название стиля тесно связано с японской мифологией. В частности с мифом о том, как богиня Солнца Амэтарасуно ками скрылась в пещере и только благодаря стараниям других богов вновь явилась в мир. Этот миф неоднократно описывался в отечественной литературе, посвященной истории, культуре и мифологии Японии, и мы не станем подробно останавливаться на нем здесь. Тогакуси (или Тогакурэ) — эта та самая дверь, которая скрывала вход в пещеру, которая, как верят японцы, как раз и находилась недалеко от места, где расположена деревня, и соответственно храм Тогакуси-дзиндзя. В этом храме каждый год отмечается праздник, в котором символически «открывают дверь» и люди, собравшиеся в храме, видят… зеркало, то есть самих себя!

По мнению сокэ Хацуми, Тогакурэ рю — важнейший стиль для практики ниндзюцу стиля Будзинкан, особенно для западных учеников, знающих очень мало о двух других школах.

Тогакурэ рю — один из самых старых стилей нинпо, до сих пор существующих в Японии. Источниками этого стиля традиционно считают знания известного нам по истории Гёкко рю генерала Икай и сакральные методы сюгэндо, практиковавшиеся его учениками. Непосредственным источником «Стиля спрятанной двери», как считается, послужил стиль Хакуун рю ниндзюцу, основанный Хакуун Доси.

Рэкиси Тогакурэ рю нинпо. История стиля.

Напомним, что побывав в Китае, Икай вернулся оттуда с большим багажом воинских знаний. В частности, как утверждается в некоторых источниках, именно он принес в Японию знания о стратегии боевых искусств, основанных на бессмертном труде Сонси (кит. Суньцзы), которые затем трансформировались в различные рюха, развиваемые в последствии в местности Ига. Он также принес знания и принципы, сыгравшие свою роль в развитии политической и культурной жизни Японии той поры. В городке Сада (пр. Ига), где он обосновался по возвращении, с его именем до сих пор связаны места, называемые Тодзин-Ива («Китайская скала») и Карадобути («Дверь китайской воды»), стиль оформления которых полностью схожи с китайскими вкусами тех лет.

С другой стороны, горы Ига — это традиционные центры практикующих «Путь обретения могущества» — сюгэндо. Так, совсем близко, немного на Юго-восток от Ига расположена гора Ёсино, занимающая лидирующее место по расположению сект сюгэндо. К Югу от Ига находится гора Кумано, где существует другая секта сюгэндо. На горе Хэйдзан где расположен храм Энряку-дзи, сегодня считается центром по изучению Тэндай сюгэндо. Естественным поэтому является большое влияние, которое оказывали ямабуси (или, иначе, сюгэндзя) на философию и методологию жизни населения Ига.

Первым учеником Икаи стал Гамон Доси («Доси» означает в приблизительном переводе «учитель Пути»). Он и его ученик, Гарю Доси, известны как основатели многих частей традиции боевого искусства (не только ниндзюцу), развитого в и вокруг Ига. Так, например, Гарю Доси, взявший себе в последствии имя Хакуун Доси, является основателем одноимённого стиля Хакуун рю ниндзюцу, оказавшего непосредственное влияние на Тогакурэ рю.

Неподалеку от тех мест находится маленькая деревушка под названием Тогакурэ (или Тогакуси).

Это место непосредственно связано со стилем Тогакурэ рю, основателем которого считается Нисина Дайсукэ, впоследствии взявший себе имя Тогакурэ Дайсукэ. Он родился в Синсю, возле провинции Адзумино приблизительно в 1161-

1162 году. Его отец, Нисина Юкихиро, был одним из главных вассалов (Минамотоно) Кисо Ёситака, одного из одиозных личностей в истории Японии. Он был убит в битве Авадза но Кассан.

Как мы знаем из истории, в 1182 году, во время войны Гэнпэй, Кисо Ёситака захватил столицу Киото. В свою очередь, несколько позднее, он был атакован войсками своего двоюродного брата, Минамото Ёсицунэ, известнейшего воина и полководца Японии.

Когда войска Ёсицунэ успешно пересекли реку Удзи, являющуюся ключом к обороне столицы, Ёситака бежал, но в процессе погони лошадь под ним была ранена и упала на лёд, придавив всадника, вследствие чего он погиб.

Дайсукэ был на стороне проигравших в этой битве и был вынужден бежать через всю страну, пока не попал в местность Ига, в деревушку Тогакуси (сегодня префектура Нагано). Там он встретил Каин Доси (также известного как Кагакурэ Доси или Касумигакурэ Доси). Каин Доси был сюгэндзя направления кайхогё и ниндзя Хакуун рю. Дайсукэ адаптировал своё воинское мастерство, совместив его с принципами и техникой ниндзюцу Хакуун рю и кайхогё сюгэндо, которые преподал ему Каин Доси. Таким образом, было положено начало учению Тогакурэ рю. А Дайсукэ стал первым в длинной цепочке сокё, кто постигал учения Омотэ и Ура («Внешнее и Внутреннее») на горе Хэйдзан…

Существует также версия, что Каин Доси был родным дядей Дайсукэ, к которому он и направился сразу после битвы, но эта теория ничем не подтверждена (как и не опровергнута).

Кроме Дайсукэ, Каин Доси преподавал Сима Косанта Минамотоно Канэсада. Этого самурая, носившего ранг косё у Кисо Ёситака, подобрали раненым после сражения, и в последствии Дайсукэ Тогакурэ продолжил его обучение. Сима Косанта на короткое время стал вторым сокэ Тогакурэ рю ниндзюцу.

Кагакурэ Доси преподавал Дайсукэ ранние формы дзёдзюцу, содзюцу, нагината, тайдзюцу, муто, коппо и сюрикэн. Возможно, эти знания имели своим источником ряд древних свитков о военном искусстве Амацу Татара Хибуми. Например, онгё дзюцу (искусство становиться невидимым) берет своё начало именно в свитках Амацу Татара Хибун но маки, и перешли из Хакуун рю в Тогакурэ рю практически без изменений. Когда Каин Доси заботился о Дайсукэ, он обучил его всем навыкам Хакуун рю. Добавив эти методы к личной практике сюгэндо, Дайсукэ Нисина, тем самым, положил начало стилю Тогакурэ рю. В знак своего «нового рождения» Дайсукэ взял себе фамилию Тогакурэ. Тогакурэ рю не имеет даты официального основания, как, например, другие боевые искусства, поскольку ни Дайсукэ, ни следующий за ним Сима Косанта никак не называли свое учение. Сын Дайсукэ — Горо был первым, кто официально оформил фамилию Тогакурэ и формально закрепил ее за традицией ниндзюцу, которая нам известна сегодня. В первых восьми поколениях пятеро носили фамилию Тогакурэ; как и многие другие боевые искусства, Тогакурэ рю стала семейной традицией, передававшейся от отца к сыну. Интересно, что 11, 12 и 13 сокэ Тогакурэ рю носили фамилию городка в провинции Ига —

Уэно (ныне Ига-Уэно). По традиции, в те дни было принято иметь фамилию по названию местности (города или деревни), где проживал человек.

Подобное положение вещей продолжалось приблизительно вплоть до 1600 г. Когда непосредственная прямая передача стала невозможна, тогдашний сокэ передал традицию Тода Сэйрю Нобуцуна. Члены семьи Тода передавали стиль внутри клана вплоть до 32 сокэ, Тода Синрюкэн Масамицу и, косвенно, до Тосицугу Такамацу, который также принадлежал к семье Тода по линии матери.

Такамацу Тосицугу, соблюдая традицию хидэн (тайной передачи) обучал Тогакурэ рю ниндзюцу только двоих учеников: нынешнего сокэ школы Хацуми Масааки и Фукумото Ёсио.

Тогакурэ рю нинпо. Общее представление о стиле.

Тогакурэ рю — это ниндзюцу. Этим, на самом деле, уже и так всё сказано. Тем не менее, отметим всё же, что подразумевается под техникой боя ниндзя в контексте обучения Будзинкан. Все методы, как безоружные, так и с оружием, используемые в данном стиле, носят отпечаток специфических целей и действий воинов-теней: нанести удар и скрыться, вместо того, чтобы сражаться любой ценой; избавиться от захвата и бежать; предчувствовав приближение противника в темноте, атаковать самому или спрятаться раньше, чем будет обнаружен и т.д.

Техника нинпо тайдзюцу Тогакурэ рю (методы «безоружного боя» в стиле ниндзя Тогакурэ) подразумевает использование т.н. Санпо хидэн («трёх тайных передач») или трёх тайных видов оружия: сюко, сэнбан-сюрикэн и синодакэ (дыхательной трубки, которую также можно использовать как танбо или фукия).

Курай дори (камаэ) Тогакурэ рю изначально предусматривают как безоружный вариант, так и вариант использования сюко (сюко тайдзюцу). Кроме того, они выполняются таким образом, чтобы выводить исполнителя в начальное положение для броска мэцубуси, сюрикэн или возможности исполнения мгновенного укэми. Ярким примером такой камаэ является хаппоно камаэ — восьмисторонняя позиция.

Укэми гата (формы падений), не только страхуют ниндзя при падениях, но и позволяют уйти от удара, например, мечом — в особенности, если на его руках надеты сюко. Кроме того, сами падения довольно специфичны, т.к. позволяют мгновенно вскочить на ноги, или выполнить кувырок в неожиданную сторону.

Параллельно с этим изучается синоби гаэси и аруки гата. Это методы незаметных перемещений, маскировки и возможности бегства в случае обнаружения. Все эти техники рассчитаны на бросок сюрикэн или мэцубуси (или иное поражение противника) и уход от преследования. Заметим, что главное место в маскировке в стиле Тогакурэ-ниндзя играет техника мокутон т.е. использование деревьев, травы, кустарника и т.д. для маскировки и бегства. Не случайно ниндзя Тогакурэ были известны под именем «куса» — «трава». Сюда же относится и сётэнно дзюцу метод взбегания на вертикальные поверхности.

Собственно техника безоружного боя рассматривается в форме Тогакурэ ниндзя дзюни гата или Санто Тонко но ката. Большинство из техник в этом комплексе рассматривают уже произошедшее нападение противника: захват, атаку мечом и т.п., без каких бы то ни было подготовительных действий или, тем более, ритуальных поклонов. В каждой технике используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и/или сюрикэн. Есть формы как против одного, так и двух-трёх и более противников. Естественно, все техники могут выполняться как в безоружном варианте, так и сюко на руках. Во всех ката действия разворачиваются по сходному сценарию: атака или угроза противника (как спереди, так и сзади, а также «кольцом», если нападающих более трёх) контратака ударом или броском ослепление нападающего или поверженного противника ускользание в момент замешательства  «исчезновение» (маскировка). И хотя собственно контратакующие действия представляют собой достаточно простые действия в стиле коппо или хакуда (жёсткого дзюдзюцу), в комбинации с применением ослепляющей смеси мэцубуси и техники ускользания, в Тогакурэ рю они «звучат» совершенно поиному.

Помимо нинпо тайдзюцу, в Будзинкан также изучается Тогакурэ ниндзя бикэндзюцу -«техника секретного меча в стиле ниндзя Тогакурэ». Это включает в себя методы использования не только собственно меча ниндзя (ниндзято), но и мечей еще нескольких видов: сикорогатана (мечапилы), одати (очень длинного меча) и некоторых других, но упор сделан именно на использовании ниндзято -короткого (с длиной лезвия до 45 см), практически прямого клинка в ножнах большей, чем необходимо, длины.

Вначале изучаются формы курай дори, включающие в себя методы ношения меча (тай то) и камаэ. Камаэ включают в себя также технику тотоку хиёси — методы отражения летящих сюрикэн или стрел из специфического положения  тотоку- хиёсино камаэ.

Затем изучаются методы ниндзя иайдзюцу (батто), использующие длину клинка ниндзя как преимущество — например, прыжком сблизившись и опережая ударом по запястью атаку противника с близкой дистанции (техника иай маай) или выхватывая меч из-за спины справа, прячась за предметом или напарником (техника кагэ-но итто). Также предполагается использование мэцубуси как броском руки (перед выхватыванием меча), так и махом ножен (техника итто рёдан). Существуют также методы использования меча в качестве импровизированных «вил» для снопа горящей соломы, который вначале может служить отвлекающим щитом, а затем довольно неприятным метательным средством, который будучи брошенным в противника, может поджечь его одежду или волосы, а также опалить глаза и лицо.

Ниндзя бикэн гата (формы секретного меча ниндзя) включает в себя девять техник использования меча ниндзя. В полной мере используются преимущества короткого и легкого меча возможность работы одной рукой, скорость уколов, а также дополнительные возможности в виде мэцубуси, сюко (на левой руке), ударов ногами, рукоятью и гардой меча, ножнами и т.д… Некоторые формы можно использовать вдвоём против одного противника.

Отличительной особенностью техники Тогакурэ рю от других школ, входящих в обучение Будзинкан, является работа над развитием паранормальных способностей по предчувствию и предвосхищению атак противника (саккидзюцу), находящегося или подкрадывающегося со спины. И хотя более ранние техники также направлены на развитие шестого чувства, есть и специфические упражнения, направленные именно на развитие сакки.Они рассматриваются в комплексе хидэн гата.

Также в традиции Тогакурэ рю изучается использование кёкэцу сёгё, фукия (синодакэ), дзюмондзикаги яри и др.но эта техника не описана в дэнсё — она передаётся только устно от учителя к ученику (кудэн).

И в заключении еще несколько слов о Тогакурэ рю. Для последователей Будзинкан этот стиль несёт еще одну очень важную идею — «сэкай-кагами» — «Мир как зеркало». Как человек относится к миру, так и мир относится к нему. Если человек зол на весь мир, то и весь мир будет относится к нему соответственно. Если человек считает всех глупцами, люди также не будут считать его умным. Вынашивающий коварные планы, в конце концов, сам падёт от интриг. Хацуми-сэнсэй говорит, что это похоже на эхо (ямабико): что человек крикнет в горах, то он и услышит в ответ, только многократно усиленным…

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code