Ударная техника

Просматривая собственные записи, кажется 1978 года, когда редкие материалы по каратэ распространялись методам переписывания (как песни Высоцкого, книги Солженицына и много другое), обнаружил интересный материал.

Тогда на «мелочи» даже не обращали внимания либо неправильно практиковали – молодость…

«…Глава 6. «ШАГ». Пункт С. «Уклонение или Таи-сабаки».

В момент, когда каратэист уже убежден, что атака будет проведена успешно, их противник внезапно срывается с места и кисть или нога атакующего не встречает ничего на своем пути. Уклонение выполняется перемещением бедер или просто поворотом торса. Как только начинает надвигаться атака, одно из бедер совершает вращение назад, осью вращения служит другое, не движущееся бедро (или движущееся немного)…».

Потрясающе! Сегодня ЭТО не только осознается, а и выполняется, как описано в рукописи, только с ещё большими нюансами в исполнении…

Приведу несколько страниц из этой рукописи для сравнения техник китайского и японского «бокса» (те «у кого pзакончилась книжка» – могут воспользоваться моими старыми записями).

Как мы уже знаем, техника рукопашного (кулачного) боя в Японии появилась из Китая и как-то по-своему систематизировалась и развивалась. Посмотрим…

Приёмы каратэ.

Атаки или Тэ вадза – техника ударов рукой.

A. Цуки Ваза — техника прямой атаки рукой (8):

  1. Гиаку цуки – удар прямой кистью,
  2. Ои цуки – удар прямой кистью при продвижении вперед. Приёмы произвольные и варьированные (не буду загромождать вас названиями всех техник):
    1. Кисть с одним пальцем,
    2. Кисть со средним пальцем,
    3. Кисть в одну фалангу,
    4. Удар ладонью руки,
    5. Удар разветвленной рукой,
    6. Удар прямой кистью с наклонным корпусом,
    7. Тоби кондэ ои цуки — удар прямой кистью при подпрыгивании с согнутыми коленями (не удержался),
    8. Удар кистью с малой дистанции при продвижении вперед,
    9. Удар кистью с короткой дистанции с прыжком,
  3. Мабаси цуки – удар кулаком по дуге,
  4. Кагэ цуки – крюк,
  5. Моротэ цуки – удар двумя кистями на одном уровне. Вариант: Япа цуки – дублированные кулаки на разных уровнях.
  6. Ура цуки – удар приближенной кистью,
  7. Агэ цуки – крюк снизу (или апперкот), Вариант: удар на подъеме,
  8. Нукитэ – колющие удары рукой,
    1. Иппон нукитэ – одним пальцем,
    2. Нихон нукитэ – двумя пальцами,
    3. Йохон Нукитэ – четырьмя пальцами

B. Ичи ваза — техника непрямой атаки рукой (9):

  1. Уракэн (рикэн ичи) – атака тыльной стороной кулака, Вариант: тыльной стороной кисти,
  2. Тэтцуи ичи – удар «молотком», Вариант: удар кулаком со стороны большого пальца,
  3. Тэтсё ичи – удар «пяткой» ладони, вариант: кимадэ – «медвежья лапа»,
  4. Суто ичи – рука «меч»,
  5. Найто ичи – «сабля» со стороны большого пальца,
  6. Емпи ичи – атака локтем,
  7. Атака «массой» фаланг кулака,
  8. Кокэн ичи – атака тыльной стороной запястья,
  9. Каратэ ичи – мягкие удары рукой.

Блоки или Укэ вадза — приёмы защиты рукой (18).
Рассмотрим блоки каратэ, они нам понадобятся для дальнейшей практики парирования.

  1. Агэ укэ – верхний блок,
  2. Гэдан бараи – нижний блок, вариант: хара укэ,
  3. Удэ укэ – блок по среднему уровню, варианты:
    1. Моротэ укэ – усиленная защита,
    2. Сото укэ – блок сверху вниз,
    3. Ичи коми – блок «протяжка»
  4. Сото укэ – отбив «рука меч»,
  5. Джуджи укэ – х-блок (верхний и нижний),
  6. Какивакэ укэ – блок «освобождение»,
  7. Емпи – защита локтем,
  8. Цуками укэ – защита с захватом одежды,
  9. Какэ укэ – блок «опережение»
  10. Хайсу укэ – защита тыльной стороной руки,
  11. Кэйто укэ – блок в сторону согнутым запястьем.
  12. Какуто укэ – блок ударом кулака – защита тыльной стороной запястья,
  13. Тетцуи укэ – блок «молоток».
  14. Тейсо укэ – блок ладонью,
  15. Цуки укэ – блок ударом кулака
  16. Сукуи укэ – «сгребающий» блок,
  17. Нагаси укэ – «сметающая» защита,
  18. Осае укэ – подавляющая защита.

Ну, вот собственно говоря, и всё. И было бы замечательно, если бы не было так печально, т.к. описывать данные техники не буду по нескольким причинам:

  1. Долго писать, да и без нюансов крайне нежелательно,
  2. Без нормальной практики с Учителем данная информация бесполезна.

В сегодняшнем исполнении многих каратеистов техника не похожа на «мягкую» китайскую технику, из которой она выросла, так как выполняется крайне жёстко. Хотя описания техник каратэ достаточно корректные для исполнения по Принципам ДзюХо китайского кулачного боя, если их рассматривать под другим углом зрения.

Достаточно сместить акценты:

  1. «выкинуть» слово блок с огромного количества техник поменяв на технику парирований с их же помощью.
  2. с техник передвижения в стойках на активные и быстрые передвижения из стойки в стойку.
  3. с «зажатого» удара на удар «выпущенный» от центра (тандэн) к точке приложения силы или сброса энергии.
  4. и т.п.

и техника сделается значительно «мягче», получиться почти китайское боевое искусство или его японские «собратья» тайдзюцу, айкидзюдзюцу, кэмпо.

Складывается впечатление, что при переводе с японского на английский, а потом на русский ушел истинный смысл техник, преподаваемых в изначальном варианте каратэ. Хотя возможны и другие варианты, например: потеря Знаний при передаче информации в процессе обучения из Китая в Японию или уже в самой Японии.

В китайской технике ЭТО примерно звучало бы так…

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code