История и развитие корейских боевых искусств

Тхэккён возник в тот временной отрезок, когда все боевые искусства в целом переживали быстрый упадок, последовавший за объединением трех королевств Корейского полуострова в единое государство. Являясь производной формой субака, тхэккён был агрессивным и жестким стилем. В Корее установился временный мир, и занятия боевыми искусствами утратили свою практическую ценность для гражданского населения. После объединения трех королевств династия Силла (688-935 годы н. э.) превратила страну в централизованное буддистское государство, в котором процветали изящные искусства, а боевые искусства за ненадобностью быстро пришли в упадок. Интерес к юсулю стал пропадать почти так же быстро, как в свое время возник, и к концу VII века это искусство практически прекратило свое существование. Тхэккён, таким образом, остался единственной в стране боевой системой, сохранившей связь с древним искусством субак.

Династия Силла пала в 935 году. В результате устроенного мятежниками государственного переворота к власти в стране пришла династия Коре (935-1392 г.). Внутренние конфликты, не прекращавшиеся в Корее в эту эпоху смены правительства, никак не отразились на жизни рядовых граждан и не повлияли на развитие философского мировоззрения. В 1170 году представители рода Чо, устроив военный переворот, захватили власть в стране и принялись искоренять идеалы буддизма, проповедуемые гражданским населением.

В 1231 году в северные территории Корейского полуострова вторглись монгольские завоеватели. Правительство Чо направило большую часть своих вооруженных сил на борьбу с захватчиками, которые, однако, благодаря уже только подавляющей численности своих войск без труда расправились с корейскими армиями. В 1258 году режим Чо был свергнут, и к власти в стране вернулось правительство Коре, поддерживаемое монголами.

Несмотря на то что в этот период страна находилась в состоянии активного военного противостояния захватчикам, этсч не смогло пробудить интереса гражданского населения к занятиям боевыми искусствами. В центре внимания народа были философия и изящные искусства, но не политика. К боевым искусствам на всей территории Кореи в эту эпоху относились с презрением и высокомерием, чему способствовал и указ короля Чун Мока (1344-1348 г.), полностью запрещавший гражданским лицам заниматься искусством тхэккён.

Восстание против монгольского правления, разразившееся в 1356 году, ознаменовало собой начало нового периода беспорядков на Корейском полуострове. После нескольких десятилетий партизанских войн династия Коре была низвергнута, и на смену ей пришла династия Йи (1392-1909 г.), поклявшаяся в верности китайской династии Мин и заручившаяся ее поддержкой.

Правительство династии Йи, отказавшись от буддизма как национальной религии страны, заменило его конфуцианством. В результате этих преобразований появилась квалифицированная бюрократия, способствовавшая формированию упорядоченной общественной структуры государства и быстрому росту образовательного уровня населения. На протяжении всего периода правления династии Йи активно развивались культурные связи Кореи с Китаем и Японией. В эту эпоху происходил взаимный обмен знаниями о боевых искусствах между тремя государствами, правда, оставленный без внимания правительственными органами и наблюдавшийся только на бытовом уровне. В Корее открывались частные школы китайского кунг-фу и японского каратэ. Техники национального стиля тхэккён хотя и испытывали на себе влияние китайских и японских боевых систем, по-прежнему оставались уникальными по своим ярко выраженным оборонительным тенденциям.

В эпоху правления династии Йи тхэккён был официальным рукопашным боевым искусством корейских вооруженных сил. Именно благодаря признанию в армейской среде этот древний стиль смог сохраниться в своем оригинальном виде вплоть до XX века. Период династии Йи, считающийся корейской эпохой просвещения, завершился в 1909 году, когда страну оккупировали японские захватчики. С падением династии Йи совпал по времени и закат популярности тхэккёна.

Корея вновь обрела независимость в 1945 году, когда войска союзников изгнали с полуострова японцев. Долгожданная свобода послужила причиной небывалого роста национального самосознания, сплотившего корейцев. С тех пор страна никогда больше не находилась под властью военного правительства.
Параллельно с развитием корейских вооруженных сил происходило возникновение некоторых новых национальных боевых искусств. Новые стили появлялись не только как средства самообороны, но и в качестве дополнительных способов обеспечения безопасности Кореи. Основателями этих боевых искусств были корейцы, вынужденные в свое время покинуть родину или вывезенные из страны японскими оккупационными силами.

Вернувшись на полуостров, основатели подобных боевых систем соединяли техники различных стилей, выученных ими за границей, с техниками тхэккёна. К числу новых видов корейских боевых искусств принадлежали такие, как тансудо мудук кван, основанный Хваном Ки, который изучал каратэ, живя в Манчжурии; таеквондо, изобретенное в 1946 году генералом Чой Хон Хи, выходцем из семьи потомственных военных, изучавшим в детстве тхэккён, а затем — каратэ, когда он вынужден был служить в японской армии; и, наконец, хапкидо, основанное в 1940 году Чхве Ёнсолем.

Эти три стиля являются основными современными видами корейских боевых искусств. Техники тансудо и таеквондо очень схожи, поскольку оба стиля опираются в первую очередь на удары руками и ногами, характерные для тхэккёна, а также на стойки и формальные процедуры каратэ. Хапкидо, напротив, сохранив техники ударов руками и ногами тхэккёна, большее внимание уделяет оборонительным действиям, в чем мы сможем убедиться в следующих главах.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code