Ушу (Кунг-Фу)

На сегодняшний день тяжело найти человека, хотя бы раз не слышавшего о том, что такое ушу или кунг фу. Большинство людей, услышавших это слово, тут же вспоминают знаменитые боевики с шустрыми и непобедимыми китайскими актерами. Но оказывается кунг фу – это не только великое искусство боя.

Если буквально перевести иероглифы, из которых слагается слово «кунг фу», то получим следующее: «кунг» — работа, а «фу» — время. Понимать это можно так – «работа над собой». А это, в первую очередь, говорит нам о том, что Ушу (кунг фу) – это целый образ жизни, имеющий свою философию. Так же это можно понимать, как умение работать над своей личностью, при этом бесконечно совершенствуясь и доводя любое движение, чувства и мысли до мастерства высшей степени.

Кунг фу (на китайском правильно звучит как гунфу) – является синонимом слова «мастерство», при этом может быть абсолютно не связано с боевыми искусствами и даже спортом. Если же вести речь о боевых искусствах, то в Китае любая техника боя направлена непосредственно на оздоровление и укрепление гармонии между телом и духом.

Слово «кунг-фу» в Китае используют для обозначения ушу. Именно «ушу» (при переводе с китайского) означает «военное, боевое искусство». И словом «ушу», если разобраться, можно назвать любые боевые искусства, существующие в Китае. И кунг фу не является этому исключением.

Вообще, ушу и кунг фу – весьма похожие понятия, так как истинное искусство боя (ушу) должно являться настоящим мастерством (кунг фу), а без тщательной работы над собой будет просто невозможным.

И в кунг фу, без самосовершенствования и долгой работы над собой, стать мастером просто не возможно. Все мудрецы Китая, как ни кто другой знают, что совершенство невозможно достичь, существует лишь путь к нему. А путь этот – вся жизнь.

Такие понятия, как ушу и кунг фу, являются частью древней философии и особых мироощущений, важные элементы которых – это чувство времени, мотивация и самодисциплина.

Кунг фу способствует развитию духа через совершенствование тела, которое, в свою очередь, имеет просто огромнейшие возможности. Все стили кунг фу учат тому, где можно найти и как правильно воспользоваться жизненной энергией человека для значительного увеличения скорости и силы. Но главной задачей кунг фу является не развитие боевых способностей, а именно оздоровление организма в целом. Достигается это непосредственно через позвоночник, который является главной осью тела. Развивая энергетику тела, человек также «ускоряет» свой разум, мысли становятся более гибкими и в этом случае намного легче контролировать свои эмоции. Кунг фу – это не только спарринги и физические упражнения, это так же медитации и стиль жизни. А такой жизненный стиль дает человеку возможность намного быстрее справляться с повседневными задачами и непредвиденными ситуациями.

На сегодняшний день существует большое множество стилей ушу. Издавна существовали следующие виды классификации:

Классификация «Север-Юг». Есть такое мнение, что северным стилям ушу свойственно большое количество ударов ногами, высокие позиции, многочисленные перемещения, в то время как южным стилям, свойственна малоподвижность, низкие позиции и нанесение ударов руками. Хотя на самом деле, что на севере Китая, что на юге, имеются стили, которые ну ни как не подходят под это описание.

Классификация по месту зарождения стилей («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Существует утверждение, что все стили ушу были основаны в таких местах, как монастырь Шаолинь, даосские храмы в горах Удан и монастыри в горах Эмэй. Однако в это утверждение никоим образом не вписываются те многочисленные стили, происхождение которых не как не связано с перечисленными местами.

Зависимость от длинны рек («Хуанхэ, Чжуцзян, Янцзы»). Данная классификация была основана в 1909 году в Шанхае. Создателем данной классификации являлась ассоциация «Цзинъу», которая впервые решила научно систематизировать изучения ушу. Однако и в данную систематизацию не входят стили, которые распространены в тех местах, где ни одна из этих рек не протекает. А сама классификация стилей в данные группы выглядит довольно искусственной.

Существует так же классификация по дистанции ведения боя. Большая дистанция – «чанцюань», короткая дистанция – «дуаньда». Но и под такую классификацию не подходит множество стилей, где одновременно используются как короткие, так и длинные дистанции.

Кроме этого принято разделять ушу на два направления – спортивное и традиционное. Многие приемы традиционного боевого направления трудно отнести к какой-нибудь одной категории ушу. Так, к примеру, удар ногой в живот противника может быть началом броска противника с дальнейшим падением его на спину и т.д. Более распространенным сегодня считается спортивное ушу, а именно такие направления, как: ушу-таолу и ушу саньда (саньшоу).

Ушу-таолу является таким видом спорта. Участники соревнуются между собой в выполнении комплекса движений, составленных из акробатических элементов и некоторых движений из различных стилей ушу. Именно за сложность движений, их четкость и театральность в исполнениях ушуистов и выставляются оценки. Кроме одиночных исполнений таких комплексов движений, существуют еще и такие соревнования, как постановочные поединки и исполнение комплексов движений в команде.

Саньда является свободным контактным поединком. Участник надевает защитную экипировку, которая включает: шлем с защитой подбородка и висков, капу, боксерские перчатки, нагрудник и защиту от удара в пах. Спортсменов на соревнованиях распределяют в зависимости от их весовых категорий.

Схватка участников проводится минимум два двухминутных раунда. Возможен также и третий раунд. Выигрыш спортсмена засчитывается в случаях, когда он отправляет противника в нокаут или же выигрывает в чистую два раунда, спортсмен выигрывает раунд также, если противник дисквалифицирован с места соревнования, либо же выбывает из-за травмы. Выигрышем спортсмена также считается момент, когда противник получил два нокдауна в раунде, сумма его штрафных баллов превысила 6 или же противник дважды вышел за пределы площадки.

Шаолиньское ушу

Шаолиньское ушу или Шаолинь-Цюань, полное название которого звучит как «Шаолинь-Сы Цюань-Шу» – это искусство ведения рукопашного боя, а также способы использования различного оружия, которые возникли или развились в монастыре Суншань Шаолинь, принадлежащем монахам-буддистам. Монастырь этот расположен в Китае, в провинции Хэнань. Сейчас в ушу Шаолиня можно выделить следующие составляющие:

— методика «Стояние столбом», относящаяся к цигун.

— работы «Канон изменений мышц» и «Канон об омовении костного мозга» – последний был утерян; под названием «Сисуйцзин» обучают самым разным техникам.

— «Семьдесят два искусства Шаолиня».

— парные комплексы Шаолиня.

— комплексы с использованием и без использования оружия.

— приемы циньна.

Особенностями шаолиньского ушу является следующее:

— «Кулак бойца бьет на месте, где может лечь корова» – это значит, что для выполнения техники не нужно много пространства.

— «Движение кулака одной нитью» – т.е. комплексы выполняются по прямой.

— «При нанесении удара рука согнута – и не выпрямляется».

— «У кулака имеется форма, у удара нет формы» – означает, что в ходе тренировки движения бойца должны соответствовать «форме», но в бою они отклоняются от определенной формы.

— «Внешняя свирепость – спокойствие внутри».

— «Методы для инь и методы для янь» – выражение говорит о равном сочетании жесткости и мягкости, опустошенности и наполненности.

— «Встречать жесткое мягким, а мягкое – жестким наступлением».

Методики Шаолинь определяются шестью иероглифами, а именно: соответствие, смелость, скорость, свирепость, наработка и подлинность.

Соответствие – означает, что ци должно перемещаться с тем, что делаешь, защиты и нападения должны согласовываться, не стоит входить в лобовое соприкосновение с приемом.

Смелость – это решительность. Необходимо сразу атаковать при появлении возможности.

Скорость означает, что боец в технике схож с убегающим зайцем, окидываешь его взглядом – будто летящий лебедь.

Свирепость означает наличие в движениях силы.

Наработка говорит о необходимости совершенности мастерства. Согласно поговорке «кулак наносит удары тысячу раз, а корпус продолжает двигаться естественно». В ударах кулаками необходимо, чтобы проникновение достигало сверхъестественности, чтобы была высокая маневренность. Необходимо показывать один прием на одну позицию; в нападении есть защита, в защите есть нападение.

Подлинность – это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; прием за приемом, форма за формой, если не удар – то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code