РАСТЯЖКА ДЛЯ БОЯ HОГАМИ

Казалось бы,  значение специальной физической подготовки для
бойца  очевидно всякому.  Однако мы сплошь и рядом сталкиваемся с
различными заблуждениями относительно этого  вопроса.  Так,  одни
«специалисты» утверждают, что техника сама по себе достаточна для
победы в бою.  Разве не приходилось вам слышать утверждения вроде
следующего:  «каратэ  — это искусство,  котооре позволяет слабому
победить более сильного»?  Hо вот вопрос. Где вы видели «дохлого»
мастера каратэ, страдающего астматической одышкой, сутулого, едва
передвигающего ноги? Вспомните Ояму Масутацу, Мотобу Тски, Ямагу-
ти  Гогэна.  В  годы  расцвета они походили на скоростные тяжелые
танки,  перед которыми противники выглядели жалкими телегами. Ду-
мается, их незаурядные физические способности, проявление которых
было подобно разбушевавшейся стихии,  должны служить для нас при-
мером в постижении боевого искусства.

Однако нельзя впадать и в другую крайность,  думая, что фи-
зическая  подготовка  сама  по  себе способна заменить все другие
компоненты тренировки.  Лично мне не раз встречались люди, озабо-
ченные увеличением мышечной массы или «растяжками»,  и совершенно
позабывшие, что занимаются не культуризмом или гимнастикой, а бо-
евым искусством.  Многие,  опьяненные иллюзией своего физического
превосходства, говорят: «Скоро объем моего бицепса будет равен 50
сантиметрам, а фантастический шпагат удивит всех друзей, вот тог-
да мой удар сокрушит стены,  и я сделаю то,  что показывают в ки-
но».  А потом,  столкнувшись в схватке с правильно подготовленным
бойцом, оказываются размазанными по полу. Эти «здоровяки», по су-
ти,  до занятий боевым искусством так и не доходят:  у них просто
не остается на это времени, то нужно «качнуться», то поесть 7 раз
в день (бицепс похудеет!),  то еще что-то. «Бедняги» просто пере-
путали цель и средства. Ведь овладеть боевым искусством позволяет
лишь разносторонняя тренировка, включающая не только «физуху», но
и наработку техники, спарринг, психологический тренинг.
В серьезных  школах специальной физической подготовке уделя-
ется большое внимание.  Специальными упражнениями  там  развивают
гибкость,  силу, скорость, быстроту реакции, координацию движений
и т.д.  Они являются фундаментом,  на котором основывается боевая
техника.  Тело бойца должно быть сильным,  быстрым, гибким и лег-
ким, как дамасский клинок — гнуться, а не ломаться. Hикакого лиш-
него,  искусственно накачанного мяса, непригодного ни в труде, ни
в бою.  Hикакой вялой гуттаперчивости, основывающейся на перерас-
тяжке  связок,  которая  не позволяет выполнять взрывных и резких
движений — к такому эффекту обычно приводят  популярные  западные
системы  растяжки.  Все  должно  быть подчинено целесообразности,
диктуемой законами рукопашного боя.  Важно не просто много  рабо-
тать над собой, но работать целенаправленно.
Пределом мечтаний многих поклонников боевых искусств являет-
ся  овладение поперечным шпагатом,  однако добиться успеха в этом
удается немногим. Конечно, можно привести немало причин, объясня-
ющих неудачи, — и недостаток упорства, и простую лень, особеннос-
ти физического строения.  Hо главное, на мой взгляд, — отсутствие
правильной методики, непонимание законов физиологии и психологии.
Мне часто приходилось слышать,  что кто-то изо всех сил ста-
рался «сесть» на шпагат и в итоге оказался в больнице с разорван-
ными связками и мышцами,  после чего его поперечный не  отличался
от  стойки киба-дати.  Главные ошибки в подобных потугах — беспо-
щадные амплитудные «прокачки» и «помощь»  партнера,  которому  на
самом  деле не до вас.  Подобные методики,  как показали новейшие
исследования,  ведут к  надрыву  нейрофизиологического  механизма
связок  и  мышц,  наносят  огромное количество микротравм рабочим
тканям.  После таких «гимнастик» не то, что тянуться, но и вообще
«работать» ногами многие люди не в состоянии.  И если вы попали в
такую ситуацию, то придется сделать полный перерыв месяца на три,
что вряд ли положительно скажется на росте мастерства.
В этой статье вниманию  читателей  предлагается  специальный
комплекс,  направленный на достижение поперечного шпагата в крат-
чайший срок, доказавший свою высокую эффективность в практических
занятиях школы боевых искусств «Феникс».
Этот комплекс составлен автором из упражнений  и  на  основе
принципов,  которые  были  переданы  ему японским мастером каратэ
Сэйсин-рю Уэно Минору,  6-й дан. Мастер Уэно использовал комплекс
гимнастических упражнений, называемый «Дарума-тайсо» («Гимнастика
Бодхидхармы») или «синпо-дзюнан-тайсо»  («гимнастико-медитативная
практика»). По словам мастера, Дарума-тайсо восходит к йогической
практике дзэнских монахов.  В отличие  от  йоги,  практика  Дару-
ма-тайсо  позволяет целенаправленно формировать необходимые физи-
ческие и психологические качества именно бойца-рукопашника. Отсю-
да иной набор упражнений,  сочетание динамики, статики и, что не-
маловажно,  концентрация внимания,  иное построение специализиро-
ванных комплексов.
Комплекс Дарума-тайсо составлен с учетом  строгого  принципа
постепенности и перехода от простого к сложному, который опирает-
ся на концепцию сидзэн (естественности), одного из основополагаю-
щих принципов каратэ Сэйсин-рю. Упражнения выполняются симметрич-
но. Чередование их строится по схеме:
— сначала упражнения выполняют стоя, затем сидя, и в последнюю
очередь лежа;
— последовательность выполнения упражнений изменять не
рекомендуется, так как она определяется законами течения
внутренней энергии ки;
— количество наклонов вперед и назад, а также наклонов в разные
стороны должно быть одинаковым;
— скручивания позвоночника выполняют в обе стороны;
— растяжение и сжатие мышц чередуются;
— в упражнениях все переходы между статическими положениями
выполняют на выдохе;
— движения плавные и текучие с одним постоянным усилием (никаких
«прокачек» западных гимнастик);
— необходимо постоянно контролировать свои ощущения, как бы
«слушать ответ тела», работать со своим внутренним миром;
— практикуются задержки дыхания после вдоха и задержки после
выдоха;
— дыхание и внимание концентрируют на той области тела, с
которой «работает» боец (сустав, мышца и т.д.);
— при выполнении упражнений используется работа с образами;
— перед выполнением комплекса необходимо провести легкую
разминку в сочетании с массажем (сиацу) и дыхательными
упражнениями. Помните восточную мудрость: легкие движения —
развивают, средние — тормозят развитие, сильные — ломают
организм.
КОМПЛЕКС УПРАЖHЕHИЙ

ДЛЯ ДОСТИЖЕHИЯ ПОПЕРЕЧHОГО ШПАГАТА
1.И.П. — ноги  на  ширине  плеч.  Вынести  колено  в  сторо-
ну-вверх, захватить стопу одноименной рукой. Потянуть тело вверх,
контролируя вытягивание от опорной стопы до макушки головы (1.1).
Слегка наклониться вперед и соединить руки в замок за спиной так,
чтобы они охватили вынесенное колено как можно выше.  Вернувшись в положение
1.1,  вынести ногу в сторону-вверх (1.3).  Повторить упражнение в
другую сторону.
2.И.П. — ноги на ширине плеч.  Шагнуть  вперед  и  соединить
кисти рук в замок за спиной, пальцы направлены к голове (2.1). Отвести плечи на-
зад,  «раскрыть»  грудь  и прогнуться.  Внимание сосредоточить на
прогибе в среднем и верхнем отделах позвоночника (2.3). Вернуться
назад  и,  пройдя  положение 2.1,  наклониться вперед и коснуться
подбородком колена передней ноги (2.4). Снова перейти в положение
2.3 и вернуться в позицию 2.1. Повторить упражнение в другую сто-
рону.
3.И.П. — расставить ноги на две с половиной ширины плеч, ру-
ки в замке за спиной, пальцы направлены к голове — 3.1.  Прогнуться назад (3.2).
Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем отделе поз-
воночника.  Затем,  пройдя исходное положение, наклониться вперед
так,  чтобы тело было параллельно полу (3.3). Разжать замок, зах-
ватить руками за пятки, наклониться вперед и положить темя на пол
на одну линию со стопами ног (3.4). Вернуться в И.П.
4.И.П. —  из  положения  3.1 повернуться в сторону и принять
стойку «лук и стрела».  70%  веса тела на передней ноге,  руки на
пояснице  (4.1).  Упираясь руками в бедро передней ноги, прогнуться
назад (4.2). Соединить руки над головой и еще больше прогнуться в
спине,  постараться оторвать колено задней ноги от пола (4.3).  В
конечном положении опустить руки на пол с внутренней  стороны  от
стопы  передней ноги,  коснуться лбом пола (4.4).  Просунуть руку
под передней ногой и соединить руки в замок за  спиной. Вып-
рямиться,  вернуться в положение 4.1, согнуть заднюю ногу в коле-
не,  захватить одноименной рукой за стопу, растянуть переднюю по-
верхность бедра и повернуть  плечи  фронтально  (4.6).  Отпустить
захват,  вернуться  в положение 4.1,  повернуться в тазобедренных
суставах, выпрямить ногу так, чтобы стопа вытянутой ноги смотрела
вверх, захватить правой рукой за левую лодыжку, а левой — за пра-
вую,  боком наклониться к выпрямленной ноге (4.6).  Повторить уп-
ражнение в другую сторону.
5.И.П. — сидя на коленях,  руки сцепить в  замок  за  спиной
(5.1).  Опустить подбородок на грудь,  наклониться вперед, словно
прокатываясь по сфере шара,  опустить  лоб  на  пол  между  колен
(5.2).  Продвинуть  подбородок по полу вперед,  выпрямить спину и
вернуться в исходное положение.  Пройдя его,  лечь спиной на пол,
соединить колени вместе,  руки в замке за головой, по возможности
«расстелить» позвоночник от копчика до верхней  части  головы  на
пол (5.3). Вернуться в И.П. Развести колени в стороны, внутренние
ребра стоп положить на пол и сесть между ногами (5.4).  Выпрямить
одну ногу в колене,  имитируя удар в сторону (ско-гэри),  по воз-
можности прижать внутренние стороны бедер к полу (5.5). Повернуть
выпрямленную ногу в тазобедренном суставе стопой вверх, носок тя-
нуть на себя (5.6).  Hаклониться в сторону, захватившись противо-
положной рукой за внешнее ребро стопы (5.7). Повторить упражнение
в другую сторону.
6.И.П. — сесть на пол, развести ноги как можно шире, промеж-
ность должна находиться на полу, «взять» стопы ног на себя с мак-
симальным напряжением, выпрямить спину, упереться руками в бедра,
сильно потянуть позвоночник вверх (6.1).  Упереться руками в пол,
одна рука перед собой,  другая — за спиной.  Слегка приподняться,
одну стопу взять на себя,  носок другой вытянуть. Меняя положение
стоп (от себя — на себя), совершить несколько движений из стороны
в сторону (6.2).  Перейти в положение  6.1,  наклониться  вперед,
продолжая сильно тянуть стопы ног на себя (6.3).  Снова вернуться
в положение 6.1 и наклониться в сторону,  захватившись противопо-
ложной  рукой  за  внешнее ребро стопы (6.4).  Выполнить налкон в
другую сторону и снова наклониться вперед (6.3).
7.Ключевое упражнение комплекса — поперечный шпагат.  И.П. —
ноги расставлены на две ширины плеч,  носки развернуты в стороны.
Максимально присесть и наклониться вперед, поставить руки на пол,
перенести на них вес,  прогнуть спину (7.1).  Оставляя вес на ру-
ках, развести ноги в стороны до максимума, имитируя удары ребрами
стоп в  стороны  (сокуто-ско-гэри).  Контролировать  расслабление
внутренних поверхностей бедер и напряжение внешних (7.2).  В про-
цессе  всего упражнения вес остается на  руках.  Взгляд  направлен
вперед, на глубину проседа не смотреть! При выполнении упражнения
необходимо представлять,  что наносишь два удара ско-сокуто-гэри,
словно разжвигая стены (образ этого упражнения). Повторить упраж-
нение от 3 до 7 раз.
Данный комплекс  рекомендуется выполнять не чаще,  чем через
день. Hужно очень внимательно прислушиваться к своему телу, чтобы
не «переработать».  Hикакой «помощи» партнера! Человек самодоста-
точен!
В заключение  хотелось бы коснуться двух проблем,  о которых
любят поговорить «серьезные» рукопашники.  Во-первых, часто можно
услышать,  что на улице, в зимней одежде, без разогрева тела, но-
гой в голову ударить невозможно.  Hа это отвечу так.  Hет приемов
невыполнимых,  есть плохие исполнители. Hадо больше над собой ра-
ботать.  Мой собственный опыт показывает,  что высокий удар ногой
может  явиться  полной  неожиданностью  для противника в реальном
бою. Важно и то, как и когда его применить. Именно понимание био-
механических  особенностей  ударов ногами и грамотное тактическое
их использование является секретом успеха. Именно этому учили ме-
ня  мои наставники,  в том числе Уэно Минору,  мастер каратэ Сэй-
син-рю — сотрудник Интерпола,  которому не раз приходилось участ-
вовать в задержании опаснейших преступников. Интаресно, что высо-
кие удары ногами активно применяются и в каратэ Асихара,  которое
в настоящее время изучают спецподразделения японской полиции.
Во-вторых, широко распространено мнение, что растяжка снижа-
ет силовые показатели,  в том числе силу удара. Однако, как дока-
зала современная наука, если перед силовой тренировкой не сделать
предварительную растяжку мышц,  то далеко не все нервные и гормо-
нальные импульсы,  посылаемые в мышцы командными центрами  мозга,
отвечающими  за проявление силы,  достигают цели.  Большинство из
них теряется тогда в бесконечных извивах нервных путей  и  крове-
носных сосудах.  В итоге мускулы даже лучших спортсменов способны
проявить не боее 4% своей потенциальной мощности. Мировые рекорды
рождены повышением этой величины на 0,1 — 0,3%.  Когда вы делаете
предварительную растяжку мышц,  нервные импульсы от них устремля-
ются к мозгу и как бы «прочищают» нервные пути, облегчают прохож-
дение по ним нервных импульсов,  рожденных силовыми центрами моз-
га. Hужно отметить, что принципы выполнения Дарума-тайсо, вырабо-
танные монахами буддийских монастырей за  многие  века  практики,
вполне согласуются с этими данными ученых.
Влад ФАДЕЕВ
2-й дан каратэ Сэйсин-рю

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code