X

Стиль змеи

Гонконговский кинематограф  создал  легенду   о   смертельном   и
страшном стиле змеи. Однако все попытки обнаружить документальные
свидетельства  о   существовании   подобного   стиля   окончились
неудачей.  Более того,  даже слухов о мастерах такого стиля среди
занимающимися боевыми искусствами практически не существует.
Реально существуют лишь "змеиные поднаправления" в других стилях.
Попытаемся систематизировать имеющуюся информацию.
Hа севере  Китая  "стиль змеи" можно обнаружить разве что в таком
известном стиле,  как  синъицюань.  Согласно  требованиям  стиля,
"форма  змеи" выполняется мягко,  тая в себе скрытую силу.  Удары
"змеи" направлены в горло и в пах.  Боец должен имитировать образ
змеи, "струящейся" в траве.


Существуют глухие  упоминания о "змеиных" направлениях в эмэйском
ушу (стили юго-западного Китая).  Hеожиданным потверждением  этих
слухов  стала  начавшая  недавно действовать в Москве школа стиля
сацюань ("са" - это используемый  в  стиле  тип  выдоха),  тренер
которой (россиянин), согласно официальной версии, учился у своего
отца,  который в 1950-х годах служил в Китае и  там  изучил  этот
стиль. Hезависимых данных по этому направлению не имеется.
Основное количество  "змеиных  направлений"  находится  в стилях,
которые  выводят  свое  происхождение  от   южного   шаолиньского
монастыря  (ныне  не  действующего).  Согласно легендам,  система
обучения боевым искусствам в  монастыре  была  структурирована  в
подражание  образам  пяти  животных,  одним из которых была змея.
Потому  в   "южношаолиньских"   стилях   имеются   подражательные
направления,  в том числе змеиное.  Причем создается впечатление,
что чем дальше от того места,  где реально был  монастырь  -  тем
больше  эти  направления  разработаны,  тем  яростнее  адепты этх
направлений утверждают,  что именно так и обучали в монастыре.  В
качестве примеров упомянем два широко известных стиля.
Во-первых, знаменитый   стиль  провинции  Гуандун  -  хунцзяцюань
(хунггар).  Причем в разных  направлениях  стиля  имеются  разные
степени  "змеиности".  Если  в ортодоксальном хунгаре,  идущем от
Хуан Фэйхуна,  имеется просто комплекс  "усинцюань"  (кулак  пяти
первостихий),  соотносимый  с  пятью  животными,  при  исполнении
которого требуется лишь проявлять определенные качества, присущие
каждому  из  животных,  то  в "деревенском хунгаре" (например,  в
стиле "хасафа хунгар") есть целые комплексы,  посвященные каждому
из животных, в том числе и комплекс "кулак змеи".
Вторым примером  служит  такой стиль,  как юнчуньцюань (винчунь).
Если в китайских направлениях особенно за "подражательностью"  не
гонятся, то во вьетнамских мы опять же можем встретить комплексы,
посвященные каждому из пяти животных, в том числе и змее.

Читайте также: