Из книги «Кулак журавля»

Основной особенностью цзунхэцюань является «цзун».  «Цзун» —  это
местное диалектное слово,  отстутствующее в официальном китайском
языке, поэтому иероглиф «предок», использующийся для передачи его
звучания,  не имеет никакого отношения к его смыслу.  Представьте
собаку, вылезшую на берег, она тут же начнет встряхивать и мотать
корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь»
(«собака встряхивается  телом»),  а  это  усилие  встряхивания  —
«цзунцзин».

Цзунхэцюань как  раз  и  требует  от  своего адепта на тренировке
вырабатывать  такое  встряхивающееся  усилие  в   руках,   усилие
сталкивания,  а  также  собирающе-расталкивающее  усилие в ногах.
Требуется:  «руки — как бамбуковые веревки,  ноги — словно колеса
телеги,  наступаешь  —  как  свирепый  тигр  выпрыгивает из леса,
отступаешь — словно старый кот бросается  на  мышь».  От  корпуса
требуется:  «черепашья  спина  и  журавлиный корпус,  отступление
креветки и тело встряхивающейся собаки».
Особенности боевой техники  цзунхэцюань  таковы:  видишь  силу  —
породи  силу,  видишь  силу  — измени силу,  видишь силу — добудь
силу,  видишь силу — откажись от силы;  истечение разума — это не
истечение  ци,  истечение  ци  —  это  не истечение силы.  От рук
требуют проработки взаимопревращений пяти  первостихий:  металла,
дерева,  воды,  огня  и земли.  Особо прорабатывают «перешибающую
руку», «перемещающую руку», «пробивающую руку», «бросающую руку».
В   технике   ног   часто   используют   «возвращающуюся   ногу»,
«растаптывающую ногу»,  «сметающую ногу»,  прорабатывают:  удар —
продвижение, удар — отступление, уклон — удар.
Таолу цзунхэцюань  состоит из ста восьми движений,  и разделяется
на саньчжань (три войны),  сымэнь (четверо врат),  саньдянь  (три
точки)  (при  атаке  идут  удары  по трем точкам),  умэйхуа (пять
цветков сливы) (маршрут комплекса образует цветок сливы  мэйхуа),
хэчи (журавль раскрывает крылья),  убу (пять шагов). Самым важным
является  тренировка  саньчжань.  Поговорка  кулачного  искусства
гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао» «действительно
хочешь  натренировать  цзунхэцюань  —  ищи  внутри   саньчжань»).
Саньчжань  — это база цзунхэ,  вся искусность стиля скрыта внутри
саньчжань.
Весь комплекс цзунхэцюань от начала и до  конца  пронизан  такими
методами цигун, как «вбирание», «выплевывание», «поверхностное» и
«погружающееся».  Методы дыхания таковы,  что от грудного дыхания
идет  переход к брюшному дыханию.  Так как в тренировке во многом
проявляются формы  из  таолу,  то  и  формируется  особый  стиль,
проявляющий такие особенности, как взаимное протекание жесткого и
мягкого  с  «вбиранием»,   «выплевыванием»,   «поверхностным»   и
«погружающимся»,  где  прорабатывают  и  внешнюю  форму,  и такие
внутренние вещи как цзин, ци и шэнь.
Цзин и ци в цзунхэцюань
Цзунхэцюань использует ци,  ци погружается в даньтянь,  истечение
ци — это не истечение силы, истечение разума — ради истечения ци.
Здесь «ци» — это то,  что в китайской медицине понимают как более
тонкую  сущность  спермы,  двигающуюся по определенным маршрутам.
Занимающимся ушу известно,  что это движение ци  можно  закалять.
Такая  закалка  ци  называется  цигун (работа с ци),  либо нэйгун
(внутренняя работа). В цзунхэцюань нужно тренировать такое ци.
Используемый в  цзунхэцюань  нэйгун  —  это  работа  с  даньтянь.
Выделяют верхний даньтянь,  средний даньтянь и нижний даньтянь. В
цзунхэ работают в основном с нижним даньтянь,  который  нахожится
на  средней  линии  в  низу живота за точкой ци-хай,  на 1 цунь 5
фэней ниже пупка.  При тренировке следует опускать ци в даньтянь,
ритмично  дышать,  дыхание  должно быть непрерывным,  тщательным,
глубоким,  ровным, мягким и сильным; мысль защищает даньтянь. При
этом   место,   где   находится   даньтянь,  то  напрягается,  то
расслабляется, производится ритмичное брюшное дыхание.
Если так тренироваться постоянно,  то  после  некоторого  периода
вскоре  после  начала  занятия  в  животе будет ощущаться течение
теплого ци,  все тело будет медленно нагреваться.  Это происходит
потому, что в теле человека ци непрерывно циркулирует, проходя по
системе цзин-ло,  из даньтянь проходя вниз до центра стопы (точка
юн-цюань),  затем  проходя вверх через спину и затылок до макушки
(точка бай-хуэй),  и потом вновь идет вниз через лицо в даньтянь,
циркулируя  по  овальному  маршруту.  Таким  образом  ци  с очень
большой скоростью оббегает тело.
При работе с даньтянь живот ощущается наполненным и упругим,  при
долгой  тренировке  кожа становится прочной и крепкой,  способной
выдерживать удары рук и  ног.  Многие  мастера  ушу,  тренирующие
внутреннюю наработку,  способны выдерживать животом удары разными
предметами — причина заключается именно в подобной наработке.
В ушу как боевом искусстве ци помогает силе-ли и усилию-цзин. При
выбросе  цзин  ци  еще  помогает  сохранить  стабильность  центра
тяжести,  распределить вес равномерно на обе ноги вызывая в ногах
ощущение  укоренения,  упрочняя  нижнюю  часть  тела  и  усиливая
взрывной выброс  силы.  То  ци,  которое  не  сконцентрировано  в
даньтянь   —   выдыхается,   а  то,  которое  сконцентрировано  —
пронизывает до подошв,  ци помогает силе,  направляясь  оттуда  в
любую бьющую часть тела.  Это именно то,  про что древние мастера
ушу говорили «цзин достигает подошв, все тело — это цзин».
При тренировке цзунхэцюань обязательно нужно обращать внимание на
то,  чтобы  ци пронизывало даньтянь,  выброс рук — выброс ци,  ци
идет одним  пронизыванием.  При  тренировке  руки  согласуются  с
ногами,  то  есть  небо  согласуется  с землей,  руки — ноги — ци
непрерывны.
В цзунхэцюань требуется цзун-усилие, а не цзун-сила. При движении
руки  требуется  встряхивающееся  усилие,  сила  идет от ноги,  а
усилие — от поясницы,  движение поясницы вызывает хлесткое усилие
всего тела.
В цзунхэцюань  есть  два  вида  усилия  —  «светлое»  и «темное»,
которые коренятся в «светлом» и «темном» ци.  «Светлое» видно  во
внешней форме,  «темное» скрывается внутри. Взаимосвязь обоих — в
пронизывающем движении  ци,  оббегающего  все  тело  человека,  в
результате все органы функционируют усиленно,  что проявляется во
внешней форме. Это — общее для всех стилей журавля.
Тренировка работы с даньтянь также позволяет  изгнать  болезни  и
продлить годы жизни, укрепить тело. Так как при работе с даньтянь
требуется дыхание животом,  глубокое и длинное,  то мышцы живота,
поясницы,    диафрагмы    укремляются.    Согласно    современным
исследованиям,  дыхание животом заставляет  двигаться  внутренние
органы,  изгоняет  из  них застоявшуюся кровь,  стимулирует обмен
веществ,  выделение желудочного сока и желчи при пищеварении. При
дыхании  животом  также  кровь  по  венам  быстрее возвращается в
сердце,  улучшается  циркуляция  лимфы,   стимулируется   нервная
система, улучшается функционирование внутренних органов. Согласно
клиническим  наблюдениям,  дыхание  животом  позволяет   излечить
заболевания  дыхательной  и сердечно-сосудистой систем,  опущение
желудка и т.п.  В результате долгой  практики  повышается  тонус,
улучшается цвет лица, укрепляется тело.
При тренировке  цзунхэцюань  если  удалось  добиться растяжения и
сжимания живота,  глубины и силы  дыхания,  концентрации  силы  и
защиты  мыслью  даньтянь,  то  можно естественно направлять ци из
даньтянь по телу.  При тренировке  ци  исходит  из  даньтянь,  ци
стимулирует силу,  усилие достигает обеих ног, позволяя им стоять
словно укоренившись.  При этом обязательно надо обращать внимание
на  полную  согласованность  всех частей тела,  лишь тогда усилие
сможет достичь любой точки тела.
Если при тренировке после концентрации ци в  даньтянь  сразу  его
выдохнуть,  то  ни  о  какой согласованности частей тела не может
быть и речи.  Это обязательно отражается на тренировке — движения
становятся  «одеревеневшими»,  несогласованными,  при  внутренней
наработке  мутнеет  в  голове,  в  теле   появляются   неприятные
ощущения.  Если  не  придерживаться  требований  к  внутренней  и
внешней наработке,  то могут появиться красные полоски в  глазах,
внешний  вид  будет разбитый,  мышцы и кости — не расправленными,
выражение лица — беспокойным.
Hатренировывание цзин в цзунхэцюань
Поговорим вначале о различии усилия-цзин и силы-ли в цзунхэцюань.
В физике силой называют как получение предметом ускорения,  так и
порождение  деформации.  В  ушу  «сила»  —  это  только  то,  что
оказывает  воздействие  на  тяжелый   предмет   (поднимание   или
толкание).
«Усилие» — в обычном понимании это тоже сила. Hо в ушу «усилие» —
это «упругая сила»,  порождаемая быстрым сокращением мышц тела  и
взрывным выбросом накопленной энергии.
Занимающийся стилем  журавля  посредством  долговременной закалки
может породить большое усилие.  В результате такой тренировки  на
сокращение-растяжение  мышцы  становятся  очень  крепкими,  время
реагирования  —  очень  быстрым,  укрепляются  также  и  суставы.
Проявляемая  при  выбросе  усилия-цзин сила — это сила упругости,
так как реагирование очень  быстрое,  то  увеличивается  ловкость
движений.  Учителя ушу могли в схватке легко отбросить противника
на несколько метров,  о чем поговорка говорит:  «четырьмя  лянами
преодолеть  тысячу  цзиней».  Причина  такого  эффекта — именно в
этом.  Опытный боец стиля журавля в схватке мог только  коснуться
руками  какой-либо  части  тела  противника  — и противник словно
пораженный электрическим током либо падал на месте,  либо отлетал
на  несколько  метров.  Это  как  раз  то,  про что в цзунхэцюань
говорят «журавль — словно разряд молнии».
Усилие ушу можно развить  посредством  тренировки.  Обычная  сила
имеется в зрелом возрасте, если ее постоянно не тренировать — она
сходит на нет.  Hо с усилием дело обстоит не так. Обладающий цзин
человек  —  словно  зрелый.  В бою обладающий цзин может победить
обладающего силой; обладающий силой может поднимать тяжелые вещи,
но  тем  не  менее  не  способен  победить обладающего цзин.  Как
известно,  вол может тянуть тяжелую телегу. Если к волу привязать
тигра, то тигр не сможет перетянуть вола — тигр не обладает такой
силой.  Однако в бою между тигром и волом победит все-таки  тигр,
ибо  вол  не  обладает  таким усилием,  как тигр.  Вот что значит
выражение мастеров ушу,  когда они говорят,  что надо иметь живое
усилие тигра, а не мертвую силу вола.
Излучаемое занимающимся  цзунхэцюань  усилие еще называют усилием
понимания,  имея в виду особую ловкость реагирования. В бою можно
успеть подвинуть атакуемую противником часть своего тела,  либо в
момент атаки противника провести контратаку. В выбросе рук словно
и  не  прикладывается силы — а противник нокаутирован или отлетел
на несколько метров.
Основные виды усилия в цзунхэцюань — это жесткое, мягкое, пустое,
полное,   продольное,   поперечное   и  диагональное.  Hачинающий
применяет в основном жесткое  и  продольное  усилия,  позднее  он
становится  способен  применять поперечное и диагональное,  очень
углубившийся — пустое, полное и мягкое. Про это легко сказать, но
этого   трудно   достичь.  Тигр  бросающийся  на  добычу,  ястреб
хватающий курицу — все они  используют  продольное  и  поперечное
усилия.  Что же касается пустого и полного — то это то, про что в
бою говорят «он полон — я пуст,  где  пустота  —  там  полон;  он
жесток  —  я  мягок,  где  мягкость  — там жесток.  В мягком есть
жесткое,  это истинная жесткость;  в  жестком  есть  мягкое,  это
истинная мягкость».  Если это осознать, то жесткое и мягкое будут
взаимнопроникнуты.  Требуемое в  цзунхэцюань  цзунцзин  близко  к
этому.
Цзунцзин в   цзунхэцюань   занимает  важное  место.  Как  же  его
натренировать? Поговорим теперь об этом.
Все занимающиеся  цзунхэцюань  знают,   что   начинающий   должен
основное время уделять тренировке «цзуо ма» («идущая лошадь») (то
есть устойчивость основных методов перемещения) и  швырянию  рук.
Тренировка  швыряния рук — это тренировка в руках усилия упругого
встряхивания   (или    еще    говорят:    усилия    сталкивающего
встряхивания).
Метод тренировки:  сесть  в мабу,  прямые руки свешены вниз между
ногами;  при вдохе опустить ци в даньтянь, с криком испустить ци,
крик помогает силе;  руки при этом швырнуть вперед-вверх,  прямой
корпус естественно расслаблен.
Hачинающий должен выполнять тренировку скоординированных  дыхания
и  швыряния по 300-400 повторений за раз.  После полугода уседных
тренировок   он   сможет   изгнать   изначально   присущее   телу
«омертвевшее   усилие».  Затем  расслабив  поясницу  и  поясницей
вызывая движение верхних  конечностей  постепенно  переходить  от
поверхностного  к  глубинному,  натренировывать  усилие  упругого
встряхивания,  укрепляя упругость всего  тела.  Далее  овладевают
отдельным  использованием жесткого усилия и мягкого усилия.  Если
смог правильно овладеть этим, то вошел во врата цзунхэ.
Чтобы натренировать цзунхэцюань,  нужно не только  понять  выброс
цзунцзин,  но  и  осознать ее применение,  то есть быть способным
упруго отреагировать когда атакующая рука стукает  мою  руку  или
ногу.
В общих словах,  цзунцзин порождается из усилия упругости.  Такое
усилие упругости может быть порождено из повседневно тренируемого
усилия швыряния (т.е.  швыряния руками).  А усилие швыряния,  как
объяснялось ранее,  тесно координируется с  дыханием,  ци  должно
опуститься  в  даньтянь,  после чего при выбросе ци крик помогает
силе,  цзин полностью достигает  всех  частей  тела  (в  кулачном
искусстве  это  называется  «цзин  достигает  хвоста»  или  «цзин
достигает рук и хвоста»).
При тренировке швыряния руками при каждом швырянии нужно обращать
внимание  на полную согласованность рук,  глаз,  корпуса,  шага и
дыхания.
Естественно, при тренировке швыряния  рук  мышцы  также  ритмично
расслабляются  и  встряхиваются.  После  остановки движения мышцы
вновь сокращаются.  Таким  образом,  при  непрерывной  тренировке
швыряния  рук  упругость  мышц  также непрерывно повышается,  что
оказывает следующее воздействие на человека:
1.Повышается упругость и растянутость мышц, улучшается циркуляция
крови и порчих жидкостей.
2.Улучшается взаимодействие мышц и внутренних органов, улучшается
обмен.
3.Повышаются упругость и ловкость движений в суставах.
При долгой тренировке следует углублять дыхание,  особенно  вдох.
Вне   зависимости  от  начального  уровня,  со  временем  дыхание
становится более быстрым и глубоким. Однако так как у начинающего
сердечно-сосудистая    и    нервная    системы   еще   не   могут
функционировать на должном уровне,  и  он  еще  не  знает,  каким
должно  быть  правильное  дыхание,  то часто бывает,  что вдыхают
слишком много, а выдыхают слишком мало. При тренировке комплексов
это  имеет  результатом  нехватку  воздуха или распирание живота,
затрудненность дыхания,  верхнее ци не может опуститься  вниз,  в
физиологии   это   называется   «кульминационной  точкой».  Из-за
затрудненности  обмена  воздуха  скорость  исполнения   комплекса
снижается,  а  иногда  в  середине комплекса исполнитель не может
идти дальше. Однако если увеличить глубину дыхания, в особенности
сознательно увеличивать глубину выжоха,  то все вернется в норму.
Глубокое дыхание  стимулирует  кровообращение.  При  вдохе  нужно
временами   использовать  рот:  двигательная  нагрузка  велика  —
жизненная емкость легких также  должна  быть  велика,  вдыхаемого
носом воздуха может и не хватить.
С увеличением   жизненной  емкости  легких  должна  возрастать  и
скорость  обмена  воздуха.  Дыхание  ртом  не  только   позволяет
увеличить   пропускную  способность  дыхательной  системы,  но  и
уменьшить температуру тела.
Профессионал цзунхэцюань в бою способен передать усилие  упругого
встряхивания не только руками,  но и всем телом, «достигает мысль
— достигает усилие».  Только подумал чем  бить  —  а  усилие  уже
сконцентрировано для выброса через эту часть тела.
Естественно, чтобы достичь такого уровня, нужен не месяц и не два
регулярных занятий.  Hужно пройти  через  этап  «замены  усилия»,
когда  будет  изгнано  изначально  присущее  телу  «одеревеневшее
усилие»  и  заменено   на   усилие   упругого   встряхивания   из
цзунхэцюань.
Усилия упругости,   встряхивания   и  сталкивания  в  цзунхэцюань
натренировываются через сто закалок и тысячу ударов. Это усилие —
не  просто  присущая  мышцам тела упругость,  оно строится на его
базе в тесном сочетании с движением  других  частей  (суставов  и
сухожилий).
Другая важная  вещь  при натренировывании цзунхэцюань — сочетание
усилия и мысли.  В ушу в любом стиле очень высокие  требования  к
разуму,  есть поговорка «прерывается сила — но не прерывается ци,
прерывается ци  —  но  не  прерывается  мысль».  У  начинающегося
заниматься  ушу  обычно  сначала  делается  движение,  а уж потом
следует мысль;  натренированный может  добиться,  чтобы  движения
следовали   мысли.   Hачинающий   должен  концентрировать  дух  в
движениях,  в вышеприведенном примере швыряния рук он должен  сам
мыслью  пересылать  усилие до самых кончиков пальцев,  и тогда со
временем  он  почувствует,  что  «мысль  достигла  —   и   усилие
достигло»,  формируется  условный  рефлекс.  Когда атакующая рука
рука  касается  твоей  руки  или  ноги,  ты  способен  в   мыслях
преставить, каким движением отреагировать, и молниеносно победить
противника. Так же нужно делать и при тренировке любого приема.

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code