Мэйхуачжуан
Мэйхуачжуан» («столбы сливы мэйхуа») — это сокращение от «ганьчжи уши мэйхуачжуан» («стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа»). Другие названия стиля — «мэйхуачжуанцюань» («кулак столбов сливы мэйхуа»), «мэйхуацюань» («кулак сливы мэйхуа»). Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий и справочников по ушу.
Легенды стиля утверждают, что он является одним из древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца — к сыну, от сына — к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля — «фуцзыцюань» («кулак отца и сына»).
Первые документальные сведения о существовании этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII — началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань — один из лидеров восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина, который заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин — неизвестно.
К концу XIX века стиль уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдуо из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч) начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на «ихэцюань» («кулак справедливости и спокойствия»). Восстание распространялось как пожар, ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем иностранные наблюдатели прозвали восставших «боксерами», а само восстание вошло в историю под названием «Боксерского восстания».
Странное название стиля — «столбы сливы мэйхуа» — объясняется тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась, и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей! Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость нижних частей ног.
Термин «пять форм» в названии стиля означает пять базовых позиций,в которых можно стоять на столбах: даши («большая позиция», в ней центр тяжести немного смещен на заднюю ногу), шуньши («позиция с одноименной рукой впереди», в ней центр тяжести смещен на переднюю ногу), аоши («позиция с разноименной рукой впереди», подобна предыдущей, только корпус повернут вперед другим боком), сяоши («малая позиция», в ней одна нога согнута до полуприседа, а другая висит в воздухе) и байши («позиция потерпевшего поражение», в ней вес тела сильно смещен на заднюю ногу, которая сильно согнута в колене). Все приемы стиля осуществляются в процессе перехода из одной позиции в другую.
Помимо «пяти форм», которые используются в процессе непосредственного боевого контакта, в стиле есть еще «три метода», то есть три способа перемещения, использумые для приближения к противнику. Это байфа («раскачивающийся метод», в его процессе боец кидается то вправо, то влево, не давая противнику возможности понять, с какой стороны последует атака), чэфа («отступающий метод», при нем боец неожиданно разворачивается и продвигается с атакой спиной вперед) и чжафа («кидающийся метод», при нем боец проскакивает рядом с противником, в момент выхода за спину разворачиваясь на 180 градусов и атакуя со спины). Согласно принципам стиля, необходимо запутывать противника перемещениями, он должен «словно попасть в туман и не иметь выхода».
При традиционном методе обучения первые три года новичок занимался только общефизической подготовкой. В частности, ему приходилось подолгу стоять в пяти канонических позициях для укрепления ног. После трех лет занятий в зависимости от прогресса решался вопрос — брать его в ученики, или не брать.
В качестве базы в стиле изучается комплекс «ла цзяцзы» — «построение каркаса». Он настолько длинный, что неподготовленный человек вряд ли сможет выполнить его полностью, и поэтому был разработан упрощенный вариант, в котором убраны все боевые приемы и оставлены только перемещения. После освоения базового комплекса в процессе парных упражнений ученик осваивает основные методы действий руками, приобретая навыки атак и защит.
Затем осваиваются комплексы «бафанбу» («шаг на восемь сторон света»). Это три комплекса, предназначенных для тренировки специальных видов перемещений, котрые так и называются — «малый бафанбу» и «средний бафанбу». В «большой бафанбу» в качестве составных частей входяят оба предыдущих комплекса целиком, кроме того там имеется много других видов перемещений.
Вся дальнейшая тренировка происходит только в паре. В специальных упражнениях прорабатывается боевое использование приемов из изученных комплексов, а также развиваются качества, необходимые для ведения боя как один на один, так и одному против нескольких, как безоружных, так и вооруженных.
Комментарии