Практика медитации — Малая циркуляция
Медитативное дыхание
Первый и важнейший шаг на пути к эффективной медитации — это правильное дыхание . В китайской медитации используются два базовых метода дыхания — даосский и буддийский .
Даосское , или обратное дыхание , служит для подготовки ци к циркуляции , и поэтому правильности его выполнения придается огромное значение. В даосском дыхании «обратным» по отношению к «нормальному» является движение нижней части живота . На вдохе она НЕ РАСШИРЯЕТСЯ, а ВТЯГИВАЕТСЯ , а на выдохе — соответственно, наоборот.
Никогда не задерживайте и не форсируйте дыхание! Вдыхайте медленно через нос, плавно и легко, втягивая и поднимая нижнюю часть живота. Когда легкие наполнятся, начинайте мягко выдыхать.
Вдох считается иньским процессом, а выдох — янским. Вдох и выдох должны образовывать подобие символа Инь — Ян, плавно переходя друг в друга в текучем циклическом движении. На выдохе медленно , без усилий выталкивайте Даньтянь и всю нижнюю часть, живота вниз и вперед ( «во вне» ). Область Данътяня — место, где генерируется и накапливается ци перед началом малой циркуляции. Поэтому мышцы вокруг Данътяня нужно тренировать, чтобы они могли в должной степени обеспечивать дыхательные движения живота. Поначалу выпячивание нижней части живота при выдохе может казаться трудным, но с практикой мышцы научатся растягиваться больше и больше, позволяя вытягивать всю нижнюю часть живота от пупка до лобковой кости. Не форсируйте этот процесс, но работайте настойчиво и регулярно.
Даосское дыхание — глубокое: не в том смысле, что оно тяжелое, а в том, что легкие при нем задействуются почти на полную мощность. Часто люди, выполняя тяжелую физическую работу, дышат тяжело, но не глубоко. Глубокое дыхание заставляет внутренние органы вибрировать в ритме дыхания, что стимулирует их деятельность и укрепляет их. Но этого не происходит, если дыхание не глубокое, даже при самых напряженных гимнастических упражнениях: они укрепляют лишь мышцы, принося мало пользы жизненно важным органам.
В буддийской методике движения нижней части живота противоположны даосским, то есть на вдохе живот выпячивается, а на выдохе — втягивается. Такой вид дыхания называется также «нормальным». Так дышат, например, певцы.
Оба метода используют один и тот же принцип генерирования энергии ци. Различие между ними — лишь в координации движений живота с дыханием. Многие медитирующие практикуют и даосский, и буддийский методы, легко переключаясь с одного на другой .
Медитация и циркуляция ци
Научившись правильно дышать по вышеописанным методам , можно приступать к медитации и осваивать циркуляцию ци. Первый шаг — достижение спокойствия ума при концентрации на глубоком дыхании. Требуется войти в как бы умиротворённое состояние и оставаться в нем до тех пор , пока выпячивание и втягивание Даньтяня не начнет происходить без сознательного усилия и внимание не перестанет блуждать.
С достижением контроля над мышцами живота дыхание становится как бы мехами , раздувающими огонь ци в печи Даньтяня . Весь процесс генерирования и накопления ци в Даныпяне называется «дыханием нижнего уровня», а простые вдохи — выдохи в легких — «дыханием верхнего уровня». Первая система ставит целью накопление ци как энергии, а вторая — ци как воздуха. Избыточная ци в Даныпяне вызывает у большинства людей подергивание и ощущение тепла в области живота. «Мехи» ( глубокое дыхание ), таким образом, вызывают огонь (накопление ци ) в районе Даньтяня. Когда это происходит, ци уже готова вырваться из Дянътяня и отправиться в другую полость. Чтобы быть уверенным в том, что накопленная ци пойдет в нужную полость, надо принять правильную позу (со скрещенными ногами ). Когда ци готова вырваться из Даньтяня, нельзя позволить ей уйти в ноги. Если же ноги правильно скрещены, поток ци частично перекрывается. Дело в том, что, направившись вниз, ци может застрять в некоторых полостях. Для начинающего ученика это опасно, поскольку он еще не имеет опыта контроля над ци. Эта остаточная ци в полостях позднее будет влиять на циркуляцию в ногах и даже, в исключительных случаях, может вызвать паралич.
Когда ци входит в нежелательный канал и вызывает какие — то проблемы, это называется цзоу хо, или «утечка огня». Поэтому , осваивая круговорот ци, всегда держите ноги скрещенными. Ноги можно не скрещивать только тогда, когда малая циркуляция уже полностью освоена и вы начинаете пробовать большую.
Чтобы правильно начать малую циркуляцию, ци должна направиться в полость Вэйлюй, расположенную в копчике.
Итак, ци идет из Даньтяня вниз через промежность, называемую «Морским дном» ( Хайди ), в копчик. По пути к Вэйлюй ци проходит и через другие полости, но Вэйлюй проявляет наибольшую сопротивляемость: здесь поток ци блокируется костью.
Во время медитации разум должен сознательно вести ци по ее круговому руслу . Без сознательного руководства циркуляция ци не будет последовательной и плавной. Иногда случается, что ци проходит из Даньтяня в Вэйлюй без сознательного усилия, но для дальнейшего продвижения активное командование со стороны разума необходимо. Начиная с Даньтяня, разум остается спокойным и полностью сосредоточенным только на проведении ци через Вэйлюй. Этот процесс никогда нельзя «подталкивать» силой. Просто сосредоточьтесь на следующей полости, и пусть ци сама дойдет туда. Расслабление помогает лишь локальной циркуляции. Для более длинных круговоротов совершенно необходимо волевое сосредоточение.
Секрет ввода ци в Вэйлюй заключается в том, что нужно мягко сжать анусна вдохе. Это называется биган ( «закрывание ануса» ). На выдохе же анус расслабляется и ци направляется разумом в Вэйлюй. Это сунган ( «расслаблениеануса» ). Такая координация необходима всегда, даже после освоения малой циркуляции.
Из Вэйлюй ци идет вверх вдоль позвоночника к следующему из главныхпрепятствий — Цзяцзи. Она расположена на спине, прямо позади сердца, между остистыми отростками шестого и седьмого грудных позвонков. Когда ци доходит сюда, сердце начинает биться быстрее, что может помешать сосредоточению .
Последнее из главных препятствий на позвоночнике — Юйчжэнь , или Наоху . Эта полость находится в основании черепа , на конце затылочной кости. Здесь канал отчасти перекрывается костью. Если энергия не пройдет через эту точку плавно, она может войти в другие каналы на голове или в мозг. В этом случае возможны головные боли или лихорадочные, бредовые мысли.
Когда ци входит в голову, ощущение циркуляции ци становится иным, чем в спине. Поскольку слой мускулатуры на голове очень тонок, ощущения сокращения мышц здесь не будет. Будет зуд, может быть щекотно, словно по голове ползают насекомые, и это ощущение пройдет через макушку головык лицу.
Рассмотренные три главные полости в китайской медитации называются «Тремя воротами», или сань гуань .
После прохждения точки Юйчжэнь разум ведет ци через макушку головы вниз, через срединную линию лица и груди, обратно в Даньтянь, где цикл начинается снова. Обычно достижение малой циркуляции требует трех медитаций в день на протяжении как минимум 90 дней. На большую же циркуляцию иногда тратятся годы.
Пока что мы совсем мало внимания уделяли дыханию в процессе управляемого круговорота ци. Теперь же сообщаем, что циклическое движение энергии должно быть точно скоординировано с процессом глубокого дыха ния ( рис .1). На этом рисунке показана базовая схема даосской медитации , в которой один полный круг малой циркуляции происходит за время двух вдохов — выдохов . В таблице 1 перечислены названия важнейших точек и даны их буквенные обозначения , используемые в рис . 1, 2 и 3.
Этот «двухдыхательный» цикл рекомендуется для начинающих .
Сначала, во время первого вдоха, создание ведет ци из носа в Даньтянь . Затем вы выдыхаете и ведете ци из Даньтяня в Вэйлюй. Снова вдох — и ци ведется вверх к точке на уровне плеч, называемой Шанбэй или Дачжуй ( см . табл .1). Наконец , вы выдыхаете и ведете ци через голову в нос, завершая цикл . Итого один круговорот ци за два дыхания .
Когда этот двухдыхательный цикл освоен, можно приступать к циклу «однодыхательному». Он является базовым в боевом цигун. Однодыхательный цикл показан на рис . 2. Ци ведется до копчика на выдохе и затем до
носа на вдохе.
Иногда новички говорят, что они не чувствуют потока ци или чувствуют, что ци остановилась в одной точке. Ответ в обоих случаях будет один: продолжайте выполнение цикла. Поначалу поток ци будет больше воображаемым, чем реальным, но при упорной практике он станет сильнее и ощутимее . Помните, что поток ци существует всегда, иначе вы бы не жили. Поскольку ци следует за мыслью, движение внимания будет вызывать соответствующее движение ци по каналам и постепенно удалит все препятствия.
Опытные ученики могут пробовать обратить поток ци в малой циркуляции, то есть сделать так, чтобы энергия шла вверх по груди и вниз по спине. В обратной циркуляции этапы движения ци таковы:
- вдох — из Дяньтяня в нос;
- выдох — через голову в Шанбэй;
- вдох — в копчик ( Вэйлюй );
- выдох — возвращение в Дянътянь .
Однодыхательный цикл следует тому же принципу . Обратная циркуляция помогает лечить болезни и прочищать труднопроходимые при обычной циркуляции места .
К однодыхательным циклам относится также буддийская система циркуляции ци. Медитирующий буддист вдыхает и ведет ци из носа вниз , через промежность в копчик. Затем он выдыхает и ведет ци вверх вдоль позвоночника, через голову в нос. Буддисты также могут менять направление
Точка | Даосское название | Название в акупунктуре | Месторасположение |
А | Дяньтянь | Цихай | Полтора дюйма ниже пупка |
В | Хайди | Хуэйинь | Основание таза |
С | Вэйлюй | Чанцян | Копчик |
О | Линтай | На позвоночнике на уровне сердца | |
Е | Шанбэй | Дачжуй | Верхняя часть спины |
Р | Юйчжэнь | Наоху | Основание черепа |
С | Тянълингай | Байхуэй | Темя |
Н | Би | Суляо | Нос |
I | Дуци | Шэньцюэ | Пупок |
Таблица №1
циркуляции . Следует помнить , что в буддийском методе Даньтянь расширяется ( т. е . живот выпячивается ) на вдохе и сжимается на выдохе.
Есть и другие методы медитации, в которых Даньтянь не задействуется как источник ци. Роль такового могут играть солнечное сплетение , центр лба и другие точки; иногда ци генерируется без координации с дыханием.
Совет начинающим
Человек , подходящий к медитации серьезно , на первых порах не должен пытаться заниматься циркуляцией ци . Ваша начальная цель — натренировать мышцы вокруг Даньтяня для естественного и легкого даосского дыхания . Это достигается предварительной практикой обратного дыхания . Когда мышцы адекватно натренированы и сознание в достаточной степени успокоено — только тогда можно переходить к циркуляции.
Комментарии