Мэйхуачжуан

Мэйхуачжуан" ("столбы сливы мэйхуа") - это сокращение от "ганьчжи уши мэйхуачжуан" ("стволы, ветви и пять форм на столбах сливы мэйхуа"). Другие названия стиля - "мэйхуачжуанцюань" ("кулак столбов сливы мэйхуа"), "мэйхуацюань" ("кулак сливы мэйхуа"). Здесь нужно отметить, что в Китае существует много видов боевых искусств, упоминающих в названии сливу мэйхуа, и не надо их все отождествлять с данным стилем, как делают авторы многих энциклопедий и справочников по ушу. 

Легенды стиля утверждают, что он является одним из древнейших стилей ушу, что ему более тысячи лет, что он возник у монахов и относится к куньлуньскому направлению ушу. Однако документальных потверждений этому нет. Легенды дают объяснение и этому: долгое время стиль передавался внутри семей по мужской линии: от отца - к сыну, от сына - к внуку. Отсюда происходит еще одно название стиля - "фуцзыцюань" ("кулак отца и сына"). 

Первые документальные сведения о существовании этого стиля (и причем уже довольно развитого) отностся к концу XVIII - началу XIX веков. Этим стилем занимался Фэн Кэшань - один из лидеров восстания, поднятого сектой Багуацзяо (Учения Восьми Триграмм) на северо-востоке Китая. По находящимся в китайских архивах документам времен династии Цин, в числе которых есть и протоколы допроса арестованных участников восстания, китайским исследователям удалось проследить историю стиля на несколько поколений вглубь веков, вплоть до Ян Бина, который заведовал штабом столичного гарнизона и занял третье место на государственных экзаменах по военному искусству. У кого учился Ян Бин - неизвестно. 

К концу XIX века стиль уже был широко распространен в деревнях провинций Хэбэй, Хэнань, Шаньдун и Шаньси. В сложных социально-политических условиях в 1898 году мастер мэйхуацюань Чжао Саньдуо из провинции Шаньдун призвал своих последователей (числом несколько тысяч) начать борьбу против иностранного проникновения в Китай. Чтобы не ставить под удар других занимающихся мэйхуацюань, он изменил название стиля на "ихэцюань" ("кулак справедливости и спокойствия"). Восстание распространялось как пожар, ихэтуани обучали своему искусству все новых и новых людей. Лишь с помощью кровавого террора и крупной иностранной военной помощи китайскому правительству удалось справиться с восстанием. За отличное владение рукопашным боем иностранные наблюдатели прозвали восставших "боксерами", а само восстание вошло в историю под названием "Боксерского восстания".

Странное название стиля - "столбы сливы мэйхуа" - объясняется тем, что в традиционных школах основная часть тренировки проходила на верхушках врытых в землю столбов. Там отрабатывали статическое стояние в различных позицих, перемещения, удары, и даже вели поединки. Поначалу столбы были высотой около полуметра, по мере роста мастерства высота повышалась, и со временем тренировки уже происходили в нескольких метрах над землей! Такие суровые условия вырабатывали феноменальную координацию, а также крепость нижних частей ног.

Термин "пять форм" в названии стиля означает пять базовых позиций,в которых можно стоять на столбах: даши ("большая позиция", в ней центр тяжести немного смещен на заднюю ногу), шуньши ("позиция с одноименной рукой впереди", в ней центр тяжести смещен на переднюю ногу), аоши ("позиция с разноименной рукой впереди", подобна предыдущей, только корпус повернут вперед другим боком), сяоши ("малая позиция", в ней одна нога согнута до полуприседа, а другая висит в воздухе) и байши ("позиция потерпевшего поражение", в ней вес тела сильно смещен на заднюю ногу, которая сильно согнута в колене). Все приемы стиля осуществляются в процессе перехода из одной позиции в другую. 


Помимо "пяти форм", которые используются в процессе непосредственного боевого контакта, в стиле есть еще "три метода", то есть три способа перемещения, использумые для приближения к противнику. Это байфа ("раскачивающийся метод", в его процессе боец кидается то вправо, то влево, не давая противнику возможности понять, с какой стороны последует атака), чэфа ("отступающий метод", при нем боец неожиданно разворачивается и продвигается с атакой спиной вперед) и чжафа ("кидающийся метод", при нем боец проскакивает рядом с противником, в момент выхода за спину разворачиваясь на 180 градусов и атакуя со спины). Согласно принципам стиля, необходимо запутывать противника перемещениями, он должен "словно попасть в туман и не иметь выхода". 


При традиционном методе обучения первые три года новичок занимался только общефизической подготовкой. В частности, ему приходилось подолгу стоять в пяти канонических позициях для укрепления ног. После трех лет занятий в зависимости от прогресса решался вопрос - брать его в ученики, или не брать. 


В качестве базы в стиле изучается комплекс "ла цзяцзы" - "построение каркаса". Он настолько длинный, что неподготовленный человек вряд ли сможет выполнить его полностью, и поэтому был разработан упрощенный вариант, в котором убраны все боевые приемы и оставлены только перемещения. После освоения базового комплекса в процессе парных упражнений ученик осваивает основные методы действий руками, приобретая навыки атак и защит. 


Затем осваиваются комплексы "бафанбу" ("шаг на восемь сторон света"). Это три комплекса, предназначенных для тренировки специальных видов перемещений, котрые так и называются - "малый бафанбу" и "средний бафанбу". В "большой бафанбу" в качестве составных частей входяят оба предыдущих комплекса целиком, кроме того там имеется много других видов перемещений. 


Вся дальнейшая тренировка происходит только в паре. В специальных упражнениях прорабатывается боевое использование приемов из изученных комплексов, а также развиваются качества, необходимые для ведения боя как один на один, так и одному против нескольких, как безоружных, так и вооруженных.

 

Читайте также: