Воинское искусство с оружием

Боевые искусства, основанные на применении различных подручных средств и необычного оружия, никогда не были особенно популярны в Японии. В соответствии с различными средневековыми наставлениями самурай был обязан никогда не расставаться со своей "душой" - мечом, постоянно упражняясь в фехтовании и тщательно следя за ним. В набор обычного вооружения японских воинов входили также лук со стрелами, копье, своеобразная алебарда - нагината и небольшие ножи. Но все же с самых древних времен, существовали в этой стране небольшие клановые школы, в которых обучали работе с длинными и короткими шестами, японским серпом с цепью, железными веерами и дубинками. 

Обычно такие школы являлись "семейным предприятием", где мастерству обучали членов одного рода, изредка посвящая в число адептов наиболее упорных и рьяных учеников со стороны. Как правило, любителями употребления в бою необычного оружия были не профессиональные воины из самурайского сословия, а многочисленные в раннее средневековье воины- монахи. Частенько ввязывавшиеся в различные междоусобицы и охранявшие свои монастыри и собственную жизнь от разбойников, такие монахи значительно преуспели в овладении различными видами оружия, первоначально не очень популярного среди самураев.

Известно, например, что один из любимых героев японского эпоса XII века - монах Бэнкэй - был большим специалистом в нагината-дзюцу, т.е. во владении алебардой. Жизненно необходимы были приемы борьбы с применением подручных средств и японским диверсантам - ниндзя. Вынужденные маскироваться под мирных людей различных профессий, ниндзя приспосабливали для боя самые необычные вещи, такие, например, как пояс от кимоно или заколки для волос. Навыки работы с наиболее экзотичными и мало похожими на оружие предметами постепенно отошли к специфическому комплексу ниндзя - ниндзюцу. Палки, шесты, багры, кинжалы и т.п. со временем становились известны как оружие и самураям, некоторые даже начинали специализироваться на кобу-дзюцу - так позже стали называть все виды борьбы с необычными средствами ведения боя. 

Отдельной ветвью в родословном древе кобу-дзюцу стали школы, основанные на обращении с бывшими сельскохозяйственными орудиями труда. Считается, что истоки этих школ, кстати, наиболее популярных среди всех разновидностей кобу-дзюцу, находятся на родине каратэ - островах Рюкю (Окинава). Жившие там крестьяне приспособили рукоятки от жерновов (тонфа), молотильные цепы (нунтяку) и особые металлические кинжалы с круглым лезвием (саи) для борьбы с вооруженными мечами и копьями самураями. Владение этими предметами, равно как и исконно японскими шестами и серпами, требовало особых навыков и длительных, упорных тренировок, результатом которых и было превращение бывших всегда под руками предметов в грозное и опасное оружие. 

В конце XIX - начале XX века клановые школы борьбы с использованием необычного оружия не прекратили своего существования, т.к. изначально не ориентировались на широкие массы занимающихся. В Японии каждым из видов кобу-дзюцу (или, как часто говорят, кобу-до) занимается от тысячи, как в искусстве со-дзюцу (метание копья), до 60 тысяч человек, как в нагината-дзюцу. Некоторые виды, например школа владения тростью (дзё-дзюцу) Синдомусо-рю, стали официально приняты на вооружение в полиции. 

В России Федерация кобу-дзюцу существует с 1997 г. и объединяет несколько тысяч человек. Регулярно проводятся соревнования по ката и поединкам с оружием, в которых участвует более 400 человек. Это много, хотя, как и везде в мире, кобу-дзюцу у нас - не самый популярный вид будзюцу. Русские адепты кобу-дзюцу изучают владение нунтяку, тонфа, саи, различными шестами и другим оружием. Это наиболее распространенные и популярные у нас виды старинного японского оружия, которое к тому же, в отличие от, например, серпа с цепью, имеет и некоторое практическое значение. Многие из древних приемов получают у нас второе рождение. Специалисты из Федерации кобу-дзюцу учат владению тонфа, которая мало чем отличается от милицейской резиновой палки с поперечиной, представителей Министерства внутренних дел. Навыки работы с ножом и против ножа с использованием древних японских техник осваивают специалисты всех силовых структур. Мастера кобу-дзюцу, также на основе старых, испытанных приемов с палками и коротким оружием, создают и комплексы борьбы против пистолета и автомата. Нашим ребятам пригодился даже пояс от кимоно. Мастера кобу-дзюцу, приезжавшие в Россию из Страны восходящего солнца, высоко оценили умение наших спортсменов с помощью веревки или шарфа выполнять обезоруживание противника, удушение, болевые приемы и связывание. Именно в кобу-дзюцу проводятся соревнования по владению нунтяку, хотя это оружие используют и представители других видов будо. 

Работа с оружием в японских боевых искусствах характеризуется высокой степенью сложности и предусматривает высокую вероятность получения травм и повреждений. Может быть, поэтому психологической подготовке в кобу-дзюцу уделяется повышенное внимание. Воин, работающий с оружием, в том числе и с нестандартным, обязан целиком сконцентрироваться на поединке. От умения владеть предметом зачастую даже на тренировке зависит здоровье и жизнь адептов кобу-дзюцу. Отсюда внимание к старинным техникам релаксации и концентрации, стремление познать свое искусство изнутри. Практикующие кобу-дзюцу ребята отличаются высокой дисциплинированностью и сосредоточенностью. Необходимость осваивать медитативные техники и знать исторические и философские основы будо приводит к тому, что в школах будзюцу довольно высок процент отсева. Особенности этого вида боевых искусств способствуют тому, что, как и в старой Японии, российские школы кобу-дзюцу становятся уделом относительно небольшого числа преданных своему делу, сильных духом и, что особенно важно при работе с оружием, умных людей.

Читайте также: