Каратэ приходит в Японию

Самую первую попытку познакомить японцев с каратэ предпринял окинавский мастер Азато Анко, совершивший в 1886 году поездку по Японии. Не смотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров, включая Сакудзиро Ёкояма, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сиро Сайго. Но блестящий успех Азато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. 

Вторую попытку предпринял окинавский врач Читосэ Цуёси (1889-1984) в 1915 году. Титосэ был учеником Кяна Тётоку, а в 1946 году открыл собственную школу Тито-рю. Но в годы первой мировой войны его попытка тоже прошла незамеченной. 

Третья попытка связана с именем Фунакоси Гитина, выступившего в 1917 году с демонстрацией техники каратэ в штаб-квартире Бутоку-кай (японского союза мастеров боевых искусств) в Киото. Выступление закончилось провалом, заключение японских экспертов было единодушным: "Кара-тэ, или окинава-тэ - это не боевое искусство, а разновидность фольклорного танца". 

Мастер Мотобу Тёки стал первым окинавцем, сумевшим популяризовать каратэ в Японии. Он происходил из семьи, известной своими мастерами боевого искусства. Семейный стиль назывался "удун-ди" (или "го-тэн-тэ" по-японски) и брал начало от Мотобу Тёхэ (позже свой стиль Тёки стал называть "мотобу-ха-косё-рю-кэнпо-каратэ"). В конце XIX века патриархом го-тэн-тэ был Мотобу Тёмура, обучивший троих сыновей: Тёю (умер в 1926 году), Тёдзюна и Тёки. Мотобу Тёю, как старший из сыновей, стал официальным преемником стиля и полноправным наследником отца. Позже он передал право на преподавание семейного искусства "чужаку" - Уэхара Сэйкити (родился в 1903 году), так как Тёки уехал жить в Японию. Еще позже в 1949 году Уэхара создал свой собственный стиль и назвал его "мотобу-рю"! 

Мотобу Тёки изучал, помимо го-тэн-тэ, несколько стилей направления Сёрин-рю. Его учителями были Мацумура Сокон, Мацумура Косаку, Итосу Ясуцунэ. Наделенный огромной физической силой и агрессивный, Мотобу очень быстро стал одним из самых известных бойцов Окинавы. За свои непредсказуемые движения он получил прозвище "обезьяна". Другое его прозвище - "тэйдзикун" ("убивающий кулак"), так как в бою он делал ставку на нокаут. В практике ката Тёки отдавал предпочтение Найханчи в различных вариантах ее применения. 

Приехав в Осака в 1921 году, Мотобу начал пропаганду своего искусства через показательные выступления и поединки со всеми желающими. На следующий год он попросил Фунакоси приехать к нему на помощь. Дело в том, что Мотобу плохо знал японский язык, в то время как Фунакоси владел им в совершенстве. Фунакоси очень ловко использовал официальное приглашение Мотобу, чтобы выступить в Кодокане, в Токио. Содержание этого выступления походило на демонстрацию 1917 года, поэтому Дзигоро Кано был очень удивлен 5 лет спустя, когда посетил Окинаву и увидел там совсем другое каратэ, нежели то, что показывал Фунакоси. 

К 1925 году репутация Мотобу как бойца прочно установилась по всей Японии. Нелишне отметить, что ему в это время было уже 54 года! В 1926 году была издана его книга "Окинава кэнпо каратэ дзюцу". В 1927 году он пеерехал в Токио, где между ним и Фунакоси возникли серьезные разногласия. В нескольких поединках, а также в различных ситуациях Мотобу убедительно доказал свое полное превосходство над Фунакоси. Эти эпизоды из жизни последнего потом всеми силами замалчивались... 

Мотобу никогда не склонен был к компромиссам. Все 15-летнее пребывание в Японии он гордился своим искусством и своим происхождением. Каратэ он повсюду старался показывать в самом что ни на есть традиционном духе - как искусство жестокого рукопашного боя. Поэтому главные упреки, которые он адресовал Фунакоси, заключались в том, что тот, во-первых, стремился превратить боевое искусство в военизированную гимнастику, и, во-вторых, эту гимнастику сотворить на японский манер, по образу и подобию дзюдо и кэндо. Короче, он считал Фунакоси ренегатом, стыдящимся собственного происхождения, родного языка и традиций своего народа! 

Когда Мотобу в 1936 году вернулся на Окинаву, Фунакоси немедленно изменил иероглифы термина "кара-тэ" с тех, что означали "рука континента" на другие - "пустая рука", и в своей маленькой ассоциации приступил вместе с сыном Ёситакой к последовательной ликвидации старинного кэнпо-дзюцу Окинавы. Он сам признавался, что изменил традиционные окинавские техники. Окинавские мастера также не признавали Фунакоси за продолжателя окинавской традиции. Таким образом, созданное Сётокан-каратэ не является наследником окинавских стилей (которые гораздо больше походили на китайское ушу, чем на современное японское каратэ).

Читайте также: