Словарь терминов капоэйра

А
Абада — Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
Агого — музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой
Алуно — ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса
Амазония — один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
Ангола — см. Капоэйра Ангола
Анголейру — человек, играющий капоэйру Ангола
Араме — Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных
Армада — удар ногой с разворота ребром стопы
Армада Дупла — вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Армада Пулада — армада в прыжке
Армада ком Мартэлу — боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Аррастау — бросок с помощью рук и головы
Атабак(е,у) — барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга
Ау Аберту — колесо
Ау Агули — рандат
Ау Батидо — удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
Ау Дубрау — колесо с выходом через мостик
Ау Жиратория — колесо с вращением
Ау Кортаду — колесо, оборванное на половине движения
Ау Понтэ Сэм Мау — колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
Ау Сэм Мау — колесо без рук
Ау Фешаду — Ау с согнутыми перед грудью ногами
Ау Флорис — бланш
Ау Чибата — переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
Ау Эскусито — перевёрнутое ау
Ау ди Коста — Ау назад, похожее на макаку
Аше — чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

Б
Бакета — Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау
Бананейра — нанесение ударов ногами, стоя на руках
Банда ди Коста — подсечка-выбивание ноги партнёра
Банда ди Френч — подсечка
Батерия — оркестр капоэйра
Батизаду — церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище
Бенгела — один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
Бенсу — прямой удар (наносится пяткой)
Бенсу Пулада — прямой удар в прыжке
Беримбау — Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
Бимба — мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна
Бока ди кальса — бросок с обхватом за обшлаги штанов

В
Верга — Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех
Вингачива — выталкивание плечом через бедро
Винтем — Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
Виола, виолинья — Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации
Во до Морсегу — удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
Вольта ау мундо — перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

Г
Галопантэ — удар ладонью
Ганж — удар подошвой
Градуадо — уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
Гримаш — палки для макулеле
Гунга — Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

Д
Джинга — покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, «раскачивающееся» передвижение во время поединка
Джого — Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
Добрау — монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау
Дону да рода — человек, ведущий роду
Дубрау — монета для игры на беримбау
Дэдэйра — удар пальцами в глаза

Ж
Жогу (жога) — игра, поединок
Жоэляда — удары коленями

И
Иуна — ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

К
Кабаса — Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
Кабесада — удар головой
Калоуру — человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
Камара — «друг», «товарищ» — так капоэйристы называют друг друга
Камарадинья — восхваляющая песня
Капоэйра — афро-бразильское боевое искусство
Капоэйра Ангола — После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
Капоэйра Регионал — Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
Карибэ — прямой удар пяткой в Негачиве
Кашиши — погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм
Квадрос — см. Корридос и квадрос
Кеда ди Гинч — перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
Кеда ди Кватро — отползание, уход назад на 4-х конечностях
Кеда ди Трэс — защитная позиция сидя на носках
Кешада — удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
Кокоринья — защитная позиция, полусидя на корточках
Кордау — шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
Корпо фешадо — «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия
Корридос и квадрос — Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
Круз — бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
Куадрас — Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
Кутавелада — удар локтём

Л
Ладаинья — Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

М
Макаку — движение похожее на фляк через руку
Макулеле — танец с деревянными палками
Маландражи — подлый обман; первая ступень в капоэйре
Маландро — Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели
Малисиа — коварство, изящество, хитрость, злость
Малисья — хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
Манджингейру — колдун; человек, владеющий манджингой
Мандинга — Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов
Мандингейро — Человек, поднаторевший в мандинга
Марипоза — вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости
Мартэлу Ротадо — боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Мартэлу ди Жиру — боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Чау — боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Штрау — боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
Меа Луа Солто — вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
Меа Луа ди Компассо — удар пяткой с разворота с опорой на руки
Меа Луа ди Френч — удар прямой ногой вовнутрь
Меа Луа на Гинч — Меа Луа с «опусканием» в Кеда ди Гинч
Медиа, медиум, медио — Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
Местрандо — уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу
Местре — Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
Мортал — сальто

Н
Негачива — нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
Негачива Ангола — ангольский вариант негачивы
Негачива Дерубау — бросковая негачива

П

Пальма — прямой удар рукой
Пандейро(у) — Бразильский бубен-тамбурин
Пассо-а-дуас — Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
Патуа — Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов
Паштинья — мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
Пиау ди Кабеса — вращение на голове
Понтэйра — прямой удар
Профессор — уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

Р
Райз — Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
Растейра — Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
Режионал(ь) — см. Капоэйра Регионал
Резистенция — позиция на четырех опорах спиной вниз
Реко-реко — трещётка
Реложио — часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
Рода — По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
Рода ди Руа — уличная рода
Роле — смена Негачивы через 4 опоры, вращение

С
Сальвэ — приветствие
Сао бенто — ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
Секвенция — последовательность движений, их связка
Сензала — Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств
Синтура депрезада — Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений
Соло — одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику
Соло Рода — Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

Т
Телефон — удар 2-мя ладонями по ушам
Тизора Ангола — скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
Тизора ди коста — заднее высекание ножницами
Тизора ди френч — переднее высекание ножницами
Токе — ритм, исполняемый на беримбау
Трока ди кордас — «смена поясов», церемония присвоения нового пояса

Ф
Финта — обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Фолха Сека — сальто на одну ногу
Формаду — выпускник школы капоэйра
Фундаментос — Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

Х
Хаштэйра ди френч — передняя подсечка с опорой на руки

Ч
Чапа Байса — низкая чапа
Чапа ди Жиру — чапа с разворота
Чапа ди Коста — толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)
Чапа ди Френч — толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

Ш
Шамада — вызов
Шулас — Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

Э

Эс Добраду — комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
Эсквива диагональ — широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
Эсквива латерал — широкий шаг в сторону, уклон от удара

Ю
Юна — см. Иуна

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий