24

Словарь терминов капоэйра

А
Абада – Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
Агого – музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой
Алуно – ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса
Амазония – один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
Ангола – см. Капоэйра Ангола
Анголейру – человек, играющий капоэйру Ангола
Араме – Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных
Армада – удар ногой с разворота ребром стопы
Армада Дупла – вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Армада Пулада – армада в прыжке
Армада ком Мартэлу – боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Аррастау – бросок с помощью рук и головы
Атабак(е,у) – барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга
Ау Аберту – колесо
Ау Агули – рандат
Ау Батидо – удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
Ау Дубрау – колесо с выходом через мостик
Ау Жиратория – колесо с вращением
Ау Кортаду – колесо, оборванное на половине движения
Ау Понтэ Сэм Мау – колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
Ау Сэм Мау – колесо без рук
Ау Фешаду – Ау с согнутыми перед грудью ногами
Ау Флорис – бланш
Ау Чибата – переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
Ау Эскусито – перевёрнутое ау
Ау ди Коста – Ау назад, похожее на макаку
Аше – чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

Б
Бакета – Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау
Бананейра – нанесение ударов ногами, стоя на руках
Банда ди Коста – подсечка-выбивание ноги партнёра
Банда ди Френч – подсечка
Батерия – оркестр капоэйра
Батизаду – церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище
Бенгела – один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
Бенсу – прямой удар (наносится пяткой)
Бенсу Пулада – прямой удар в прыжке
Беримбау – Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
Бимба – мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна
Бока ди кальса – бросок с обхватом за обшлаги штанов

В
Верга – Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех
Вингачива – выталкивание плечом через бедро
Винтем – Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
Виола, виолинья – Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации
Во до Морсегу – удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
Вольта ау мундо – перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

Г
Галопантэ – удар ладонью
Ганж – удар подошвой
Градуадо – уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
Гримаш – палки для макулеле
Гунга – Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

Д
Джинга – покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, “раскачивающееся” передвижение во время поединка
Джого – Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
Добрау – монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау
Дону да рода – человек, ведущий роду
Дубрау – монета для игры на беримбау
Дэдэйра – удар пальцами в глаза

Ж
Жогу (жога) – игра, поединок
Жоэляда – удары коленями

И
Иуна – ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

К
Кабаса – Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
Кабесада – удар головой
Калоуру – человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
Камара – “друг”, “товарищ” – так капоэйристы называют друг друга
Камарадинья – восхваляющая песня
Капоэйра – афро-бразильское боевое искусство
Капоэйра Ангола – После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
Капоэйра Регионал – Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
Карибэ – прямой удар пяткой в Негачиве
Кашиши – погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм
Квадрос – см. Корридос и квадрос
Кеда ди Гинч – перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
Кеда ди Кватро – отползание, уход назад на 4-х конечностях
Кеда ди Трэс – защитная позиция сидя на носках
Кешада – удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
Кокоринья – защитная позиция, полусидя на корточках
Кордау – шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
Корпо фешадо – «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия
Корридос и квадрос – Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
Круз – бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
Куадрас – Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
Кутавелада – удар локтём

Л
Ладаинья – Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

М
Макаку – движение похожее на фляк через руку
Макулеле – танец с деревянными палками
Маландражи – подлый обман; первая ступень в капоэйре
Маландро – Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели
Малисиа – коварство, изящество, хитрость, злость
Малисья – хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
Манджингейру – колдун; человек, владеющий манджингой
Мандинга – Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов
Мандингейро – Человек, поднаторевший в мандинга
Марипоза – вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости
Мартэлу Ротадо – боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Мартэлу ди Жиру – боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Чау – боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Штрау – боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
Меа Луа Солто – вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
Меа Луа ди Компассо – удар пяткой с разворота с опорой на руки
Меа Луа ди Френч – удар прямой ногой вовнутрь
Меа Луа на Гинч – Меа Луа с “опусканием” в Кеда ди Гинч
Медиа, медиум, медио – Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
Местрандо – уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу
Местре – Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
Мортал – сальто

Н
Негачива – нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
Негачива Ангола – ангольский вариант негачивы
Негачива Дерубау – бросковая негачива

П

Пальма – прямой удар рукой
Пандейро(у) – Бразильский бубен-тамбурин
Пассо-а-дуас – Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
Патуа – Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов
Паштинья – мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
Пиау ди Кабеса – вращение на голове
Понтэйра – прямой удар
Профессор – уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

Р
Райз – Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
Растейра – Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
Режионал(ь) – см. Капоэйра Регионал
Резистенция – позиция на четырех опорах спиной вниз
Реко-реко – трещётка
Реложио – часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
Рода – По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
Рода ди Руа – уличная рода
Роле – смена Негачивы через 4 опоры, вращение

С
Сальвэ – приветствие
Сао бенто – ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
Секвенция – последовательность движений, их связка
Сензала – Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств
Синтура депрезада – Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений
Соло – одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику
Соло Рода – Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

Т
Телефон – удар 2-мя ладонями по ушам
Тизора Ангола – скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
Тизора ди коста – заднее высекание ножницами
Тизора ди френч – переднее высекание ножницами
Токе – ритм, исполняемый на беримбау
Трока ди кордас – “смена поясов”, церемония присвоения нового пояса

Ф
Финта – обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Фолха Сека – сальто на одну ногу
Формаду – выпускник школы капоэйра
Фундаментос – Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

Х
Хаштэйра ди френч – передняя подсечка с опорой на руки

Ч
Чапа Байса – низкая чапа
Чапа ди Жиру – чапа с разворота
Чапа ди Коста – толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)
Чапа ди Френч – толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

Ш
Шамада – вызов
Шулас – Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

Э

Эс Добраду – комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
Эсквива диагональ – широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
Эсквива латерал – широкий шаг в сторону, уклон от удара

Ю
Юна – см. Иуна

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

*

code

Adblock
detector