50

Бугэй

В широком смысле слово бугэй обозначает совокупность всех возникших в Японии в различные исторические периоды воинских дисциплин, вне зависимости от их целей (подготовка к войне, вид религиозной аскезы, практика самосовершенствования, спорт и другие). В узком смысле, термин бугэй обозначает самостоятельные, самоценные искусства, цель которых — достижение измененных состояний сознания (ИСС).

Впервые слово бугэй встречается в кодексе «Тайхорицурё» (701 год н.э.). В период государства Рицурё солдат обучали верховой езде, стрельбе из лука, бою мечом. При императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука, а также по борьбе сумо. В более поздний период боевые методы получили развитие среди самураев равнины Канто. Основу их подготовки составляли верховая езда, стрельба из лука, борьба в доспехах ёрои кумиути, фехтование мечом. В эпоху Камакура бугэй воинов Канто распространились по всей стране. Особенно большое значение придавалось искусству стрельбы из лука. В начале эпохи Муромати (1336—1568) господствующим направлением бугэй оставалась стрельба из лука, но потом, в связи с изменением военной тактики, развитие получили приемы боя копьем и мечом.

В первой половине XV века возникли первые «рю» — школы. Их появление обозначило новую тенденцию в развитии бугэй. Целью практики бугэй постепенно становится обретение наивысшего индивидуального мастерства, связанного с достижением ИСС.

Преподавание бугэй превратилось в профессию, но в тот период «рю» были всего лишь необязательным дополнением к рэмпё — «воинскому тренингу», включавшему обучение передвижениям и боевым действиям в составе дружины. Кроме того, большинство их по-прежнему ориентировалось на применение на поле боя, практиковали приемы боя в доспехах, и представляли собой комплексные системы, объединявшие несколько дисциплин.

В связи с распространением в середине XVI века огнестрельного оружия японское военное искусство претерпело революционные изменения: произошел переход от стрел и лука к мушкетам, от господства кавалерии к господству пехоты. К старинным бугэй прибавилось хо-дзюцу, искусство применения различных видов огнестрельного оружия и зажигательных средств.

После установления мира в начале эпохи Эдо уровень боевой подготовки самураев неуклонно снижался, занятия рэмпё были свернуты. В этих условиях активизировались те школы бугэй, которые подчеркивали свое неутилитарное, высшее предназначение, пропагандировали самосовершенствование через практику боевых искусств.

Первая половина XVII века стала временем систематизации накопленного опыта и расцвета школ бугэй. Под влиянием дзэн-буддизма, неоконфуцианских учений складывается их теоретическая база.

Возникают сотни конкурирующих школ: стратегии и тактики (хэйхо), шпионажа и разведки (нин-дзюцу), боя мечом (кэн-дзюцу), копьем (со-дзюцу), алебардой (нагината-дзюцу), шестом (бо-дзюцу), короткой палкой (дзё-дзюцу), стрельбы из лука (кю-дзюцу), огнестрельного оружия (хо-дзюцу), выхватывания меча из ножен (иай-дзюцу), борьбы без оружия (дзю-дзюцу), связывания (ходзё-дзюцу), боевого плавания (суйэй-дзюцу), верховой езды (ба-дзюцу) и других искусств. Появляются новые дисциплины, например, искусство боя серпом (кама-дзюцу), цепью (кусари-дзюцу) и другие.

Большинство новых школ практиковали приемы боя без доспехов, не были рассчитаны для применения на поле боя и специализировались только в одном виде бугэй. В условиях такой сверхспециализации составляются списки из 14, 18 и другого числа дисциплин, которыми в идеале должен владеть воин. Влияние школ бугэй возросло настолько, что они смогли практически полностью вытеснить и подменить рэмпё, несмотря на критику специалистов, справедливо усматривавших в этом подрыв боеспособности войск.

В период эпохи Эдо создается огромное количество трактатов и наставлений по различным аспектам теории, практики и истории бугэй. После разработки защитного снаряжения начинают проводиться состязательные поединки на тренировочных мечах, копьях, алебардах, организуются соревнования в дзю-дзюцу по правилам, запрещающим использование опасных приемов. Бугэй все более превращаются в виды спорта.

После 1853 г. началось реформирование военной системы по европейскому образцу. Бугэй окончательно теряют свою практическую ценность. После реставрации династии Мэйдзи бугэй на некоторое время приходят в упадок, изучение их продолжается лишь в полиции. Но уже в 80-е гг. XIX века, претерпев серьезную трансформацию и превратившись в будо («воинские пути»), рассматриваемые как национальные вида спорта и средства морального воспитания нации в духе доктрины кокутай, бугэй вновь набирают популярность.

В 1895 г. для пропаганды будо в массах, при покровительстве императорской семьи, создается «Ассоциация воинской добродетели» (Бутоку-кай). В 1930—31 гг. несколько видов будо были включены в программы средних школ. В 1935 г. возникло Общество содействия развитию старинных японских воинских искусств (Нихон кобудо синко-кай).

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector