Ситихо-дэ

Чтобы свободно перемещаться по вражеской территории, вступая при этом в контакт с большим количеством людей и не вызывая подозрения у властей, ниндзя должен был найти подходящее обличье-маскировку. До наших дней дошло несколько списков канонических "легенд" "воинов ночи". 

Так, в школе Ига-рю в XVI веке, согласно "Сёнинки" ("Книга об истинном нин-дзюцу"), были кодифицированы 7 таких "легенд", которые в совокупности получили название ситихо-дэ - буквально "семь способов выхода": 

комусо (бродячий монах, собирающий подаяние);

сюккэ (буддийский священник):

ямабуси (горный отшельник);

акиндо (сённн; торговец);

хокаси (энкаси; фокусник);

саругаку (артист-акробат);

цунэбито (простолюдин - крестьянин, горожанин).

В средневековой Японии странствующие монахи, к которым можно отнести комусо, сюккэ и ямабуси, равно как и бродячие артисты - хокаси, саругакуси - и торговцы были самым обычным явлением и ни у кого не вызывали подозрения. Несмотря на обилие застав, постов, границ между феодальными княжествами все они имели возможность почти беспрепятственно перемещаться по стране, причем для подтверждения своей принадлежности к "свободному люду" им было достаточно продемонстрировать свои профессиональные познания - прочитать буддийскую сутру или заклинания, показать какой-нибудь фокус, "прокрутить" несколько сальто, продемонстрировать свое знание торговой конъюнктуры. Что же касается седьмой категории, то ее название говорит само за себя, ведь "цунэбито" значит "обычный человек", а обычное крайне редко привлекает внимание. 

До наших дней дошел еще один список "легенд". В нею включены пять вариантов маскировки (госю). Их разработка и кодификация приписывается полулегендарному знатоку воинского искуссва и мастеру гадания по священной книге "И-цзин" Киити Хогану, жившему во второй половине XII века в стольном граде Киото 

В госю входили: 

бидзё (красивая женщина) и бидан (красивый мужчина);

дэнья дайки (строитель роскошных дворцов и особняков);

каике гансуи (отшельник, уединяющийся в горах и ищущий покоя в окружении скал и вод);

дэнгаку кабу (сельские певцы и плясуны; артисты);

бумпицу (литератор) и гако (художник).

Внимательное изучение "пяти видов" Киити Хогана показывает их значительное отличие от ситихо-дэ традиции Ига-рю. В то время как ситихо-дэ позволяли легко переступать границы княжеств и беспрепятственно вступать в контакт с народной массой, маскировка госю делала возможным проникновение в самое логово врага - в его замок. Это давало больше возможностей для вызнавания планов противника, но, с другой стороны, требовало от шпионов поистинне незаурядного таланта, ведь для того, чтобы сыграть роль художника или поэта мало одного желания... Впрочем талантливость агентов защищала агентурную сеть от проникновения в нее шпионов врага. В наставлениях Киити Хоган на этот счет говорится: "Никакие враги не должны просочиться, ибо нет (в этой системе) слабого места".