Ушу эмэйское

Горы Эмэй находятся на юго-западе Китая, в провинции Сычуань. С древних времен в этих горах Эмэй было множество буддийских и даосских монастырей, монахи которых, помимо своих религиозных дел, практиковали боевые искусства. Поскольку они обменивались эффективными приемами и методами тренировки, постольку постепенно сформировалось эмэйское направление ушу, одно из трех крупнейших в ушу наряду с шаолиньским и уданским.

Эмейское направление вобрало в себя достоинства буддизма и даосизма — как даосское движение, так и буддийское неподвижное созерцание. Из соединения подобных методов тренировки в одно целое с техникой рукопашного боя и владения оружием сформировалось эмэйское ушу (эмэйпай ушу). К знаменитым методам тренировки в двюкении относятся «эмэйские 12 столбов», к методам тренировки в покое — «6 видов наработки».

В эмэйском ушу используют силу «пяти пиков и шести локтей». «Пять пиков» — это голова, плечи, локти, ягодицы и колени; «шесть локтей» — это верхний локоть, нижний локоть, левый локоть, правый локоть, обратный локоть, перевернутый локоть. В приемах требуют нарабатывать локоть.

Мастер Тан Шуньчжи, живший во времена династии Мин, написал трактат «Кулачные правила монахов-воинов с гор Эмэй», где образно выразил особенности эмэйского ушу. Согласно трактату, основные приемы эмэйского ушу — это «взвиться, переместиться, увернуться, подпрыгнуть, всплыть, вобрать, выплюнуть»

В начале династии Цин (XVII век) буддийский монах Чжань-шань в «Записках об эмэйском кулаке» написал:

«На дереве раскрываются пять цветков,

Пять цветков опираются на восемь листьев

Чистых, как эмэйская луна    

Озаряющих своим светом реки и озера»

«Пять цветков» и «восемь листьев» — это тринадцать знаметых разновидностей эмэйского ушу.

«Восемь листьев» — это:

Сэнмэньцюань (кулак монашеских врат). Стиль назван так потому, что в горах Эмэй довольно много буддийских святых мест. В этом стиле в равной степени используют кулаки, ладони, локти и стопы, удары идут и слева, и справа. В тренировке главное — статическая наработка, стараются дождаться атаки противника и контратаковать. Сэнмэньцюань распространен на западе и юге провинции Сычуань. Основные комплексы без оружия: хуолунцюань (кулак огненного дракона), ляньбуцюань (кулак тренировки шагов), даляньхуаньцюань (большой непрерывный кулак), хубаоцюань (кулак тигра-леопарда), лютунцюань (кулак шести пронизывающих).    

Юэмэньцюань (кулак врат Юэ). Стиль назван в честь знаменитого китайского полководца Юэ Фэя. Юэмэныдюань распространен на востоке и юге Сычуани. Основные комплекеы без оружия: цзиньсуо шоуцюань (кулак семьи Юэ), шиэр ляньцюань (12 непрерывных кулаков), юциньцюань (кулак странствующих захватов), байцюань вантяо (белая обезьяна смотрит на персик), цзюгунь шибадяо (9 кувырков и 18 падений). Основное оружие - шест, приемы с которыми тренируют, как правило, в паре.

Чжаомэмь (кулак врат Чжао). Стиль назван в честь основателя династии Мин — Чжао Куанъиня, который был большим знатоком ушу. Техника школы относится к шаолиньскому направлению. Используются прыжки и перепрыжки, движения разворачиваются на большой площади, позиции в основном высокие. Чжаомэньцюань распространен на юге Сычуани. В комплексы входят: мэйхуачжоу (локти сливы мэйхуа), хэйхуцюань (кулак черного тигра), цимэньцюань (кулак удивительных врат).

Думэньцюань (кулак врат Ду). По одной версии, название стиля происходит от слова «дуцзе» — «завалить», «прервать»; по другой — от фамилии бойца Ду Гуаньиня. В этом стиле мало приемов, выполняемых кулаками, много приемов с использованием ладоней, постоянно идут опутывания и перекрывания, используется мягкое усилие. Техника боя основана на болевых приемах и методах опрокидывания противника. Думэньцюань распространен на севере Сычуани. Комплексы без оружия: вэньцзиньцюань (кулак спрашивания о переправе), яоцзыцюань (кулак ястреба). Из оружия в стиле используют копье, шест, алебарду-дадао.

Хунмэньцюань (кулак врат потока). Якобы этот стияь является собранием приемов, использовавшихся в ходе подпольной борьбы с династией Цин. Он широко распроетранен в Сычуани. Особенностями являются: прямолинейная атака, «тяжелые» удары, жесткое усилие. В защите используется много блоков предплечьями. Комплексы стиля: дахунцюань (большой хунцюань), сяохунцюань (малый хунцюань), наньшань сао (разламывание южных гор), хуоянь шаошань (пожар выжигает гору), эрлухун (второй комплекс хунцюань), яньцинхун (хунцюань Янь Цина), дабасянь (большой кулак восьми небожителей). Из оружия используется меч-дао, шест, копье, алебарда-дадао и скамейка.

Хуамэньцюань (кулак врат трансформации), другое название — цаньбимэньцюань (кулак врат перекрываний подобно шелковичному червю). Манера этого стиля противоположна хунмэньцюань. Здесь используются кисти рук и запястья, стараются «покорить трансформацию силы врага, вытянуть атаку и провалить в пустоту». Большое внимание уделяют отработке действий одной рукой, скорость рук и ног. В схватке стараются перекрывать руки противника, не давая ему проводить приемы. Основным комплексом стиля являётся саньшилю бишоу (36 перекрывающих рук).

Цзымэньцюань (кулак врат иероглифа). Стиль назван так потому, что заключительные позиций в комплексах этого стиля имеют форму иероглифов «и» («единица») и «чжи» (суффикс). Особенностью стиля являются высокие позиции, бой на длинной дистанции, большие поднимания и опускания корпуса, ударов ногами мало, при ударе кулаком производится мощный выдох. Комплексы стиля: цзючуйцюань (кулак девяти ударов), цичуйцюань (кулак семй ударов), багуали (сила восьми триграмм), тинцзьши (сила беседки), усуншоу (руки У Суна), чжицзышоу (кулак иероглифа «чжи»). Именно этот стиль практиковал Хайдэн, ставший впоследствии настоятелем монастыря Шаолинь.

Хуэймэньцюань (кулак врат общества), в другом написании — «кулак врат сообразительности». Базовые приёмы сходны с цзымэньцюань, однако здесь требуют «глядя на учителя безмолвно подражать». Классическим комплексом стиля является шэньцюань (священный кулак). При тренировке произносят заклинания, выбросу силы помогают издаванием специальных звуков.

«Пять цветков» — это пять направлений эмэйского ушу: Хуанлинское направление. Оно распространено в окрестностях Чэнду (административного центра провинции Сычуань). В буквальном переводе «хуанлин» означает «желтый могильный холм». По одной версии, название происходит от названия кумирни, по другой — от могилы Лю Бэя, находящейся в Чэнду, по третьей — от имени даоса Хуанлина, по четвертой — от того факта, что стиль пришел в Сычуань из провинции Шэньси, где находится могила Желтого императора (легендарного предка всех китайцев). По технике это направление похоже на сэнмэньцюань и юэмэньцюань.

Дяньиское направление. Распространенр на востоке Сычуани. В узде Пэйлин есть пещера Дяньи (Прикосновение к «Переменам»), где неоконфуцианец Лай Фуцзы изучал «Канон Перемен» — отсюда название. По технике это направление тоже подобно сэнмэньцюань и юэмэньцюань.

Цинчэнское направление распространено на западе провинции Сычуань. Название происходит от гор Цинчэншань. Горы Цинчэншань — это священное для даосизма место, здесь немало даосов и простых жителей занимаются боевыми искусствами.

Тефоское направление распространено на севере Сычуани. Еще называют Юньдинским направлением. Названия, возможно, связаны с монастырями Тефосы (Храм Железного Будды) и Юньдинсы (Храм Упирающийся в Облака). По технике это направление похоже на чжаомэньцюань и думэньцюань.

Циннюское направление распространено на востоке Сычуани. Названо в честь истории о том, как «даос Цинню победил буддийского монаха Хуанлуна».

Помимо перечисленных основных направлений, в провинции Сычуань существуют и другие стили. Эмэйские методы боя копьем происходят от жившего при династии Мин буддийского монаха Пуэня; в них входят 18 видов укола копьем и 12 методов перехвата рук. Эмэйские методы боя мечом-цзянь создал неизвестный даос, живший в конце династии Мин; комплекс состоит из 52 движений. Эмэй улунцюань (эмэйский кулак пяти драконов) произошел от популярного в провинции Сычуань танца с фонарями-драконами; постепенно сформировалось боевое искусство, в котором было пять «драконьих» комплексов — цинлунцюань (кулак молодого дракона), паньлунцюань (кулак свернувшегося дракона), улунцюань (кулак черного дракона), хуолунцюань (кулак огненного дракона) и лунсинцюань (кулак дракона).