Возрастные особенности развития

1_1.jpg

В фехтование приходят дети разного возраста. Большинство из них приводят родители.

Дети от 7 до 13.

Возрастной диапазон огромный, и работать со всеми одинаково просто невозможно. Те упражнения, которые для одних — детская забава, другие просто еще не в состоянии выполнить. Приходят способные, не очень способные и просто неспособные. Но все хотят заниматься и со всеми надо работать, потому что они (или за них) платят деньги.

Но все-таки это не самое главное, важнее то огромное удовольствие, которое испытывает тренер, постепенно создавая из неотесанной глыбы суррогатных движений технику фехтования, из хаоса мыслей и чувств — стройную логику боевой тактики.

Каждая высокоразвитая в спортивном отношении страна, опираясь на национальные традиции, формирует свою систему многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов. Так как эта система имеет дело с развитием околопредельных возможностей человека, она не может быть неизменна и стабильна на все времена. Происходит постоянный поиск технических и тактических новинок. Одни остаются в индивидуальном «ведении» того или иного спортсмена, другие (как, например, «вертушка Свешникова») становятся тем приемом, который используется всеми.

Но сначала несколько слов об общих моделях многолетней подготовки, предлагаемых теорией спорта.

Система многолетней подготовки спортсменов рассчитана на то, что дети начинают заниматься спортом с 8 —10 лет. Если следовать этой системе, то переход к этапу спортивного совершенствования требует не менее 6 — 7 лет систематической тренировки.

Тренер, как и садовник, чтобы добиться успеха, должен быть очень старательным. Но сколько бы ни старался, в одно мгновение и дерево не вырастет, и победители не возникают. Процесс становления хорошего спортсмена диктуется педагогическим мастерством, законами природы, условиями конкуренции и ослиным терпением тренера.

Теоретики спорта сходятся на том убеждении, что предлагаемая ими система подготовки состоит из 4 — 5 этапов. Не будем с ними сразу спорить (хотя всегда соглашаться совсем необязательно), а прислушаемся и выскажемся позже.

I этап начальной подготовки, продолжительность которого не менее двух лет, включает следующие задачи:

1) физическое развитие юных спортсменов;

2) овладение основами техники выполнения физических упражнений.

II этап начальной спортивной специализации (предварительной базовой подготовки) длится также порядка двух лет. Его задачи:

1) достижение оптимального уровня физической и функциональной готовности (а как можно «узнать» этот оптимальный уровень?);

2) овладение основами техники избранного вида спорта;

3) развитие ведущих физических качеств;

4) участие в различных соревнованиях;

5) определение спортивных задатков и способностей (спортивной пригодности).

III этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (специализированной базовой подготовки). На его долю приходится тоже порядка 2 — 3 лет. Задачи:

1) совершенствование техники избранного вида спорта;

2) овладение основами тактики избранного вида спорта;

3) повышение уровня физической и функциональной готовности.

IV этап спортивного совершенствования (максимальной реализации индивидуальных возможностей). Его продолжительность 2 — 3 года. Ведущей задачей является достижение побед на ответственных соревнованиях высокого уровня.


V этап — сохранение спортивных достижений.

Парадокс в том, что то, о чем написали теоретики, правильно. Но не со всем, что написали теоретики, можно безоговорочно согласиться.

Не может быть произвола в подготовке спортсменов — система нужна.

Но нет одинаковых условий тренерской работы, нет одинаковых детей и тренеров. Не только и не столько годами определяется каждый этап, а возможностями ребенка и тренера справляться с поставленными на каждом этапе задачами и их увлеченностью:

— наверное, правильно было бы только через два года выпустить юного фехтовальщика в мир соревнований (как рекомендуют теоретики), но он стремится раньше; и некоторые уже через год могут участвовать в соревнованиях, а некоторым, может быть, и через два года рановато;

— овладевать основами техники избранного вида спорта следует не на втором, а на первом этапе, потому что 8—10-летних, как показывает практика, уже можно успешно обучать;

— ничто не мешает тренеру уже на первом этапе развивать ведущие физические качества, просто следует учитывать возрастные возможности ребенка;

— определением спортивных задатков ребенка опытные тренеры занимаются сразу. Они, конечно, не спешат делать далеко идущие выводы, но на основании своих наблюдений ставят конкретные задачи обучения и физического развития;

— и еще одно: начинать обучать тактике только после 4 лет регулярных занятий поздно. Это должно происходить значительно раньше, практически сразу с освоением техники приемов нападения и обороны: тренер дает основы тактики, когда объясняет, в каких случаях и зачем следует выподнять прием. Или же рассказывает, как лучше наблюдать за противником, чтобы понимать его намерения и действия.

1_2.jpg

Совершенно очевидно, что при решении вопроса о переходе к очередному этапу подготовки тренер должен учитывать не только возраст спортсмена, но прежде всего уровень его физического развития и спортивной подготовленности, способность к перенесению все возрастающих тренировочных нагрузок. Опытные тренеры знают, что следует ориентироваться не на паспортный, а на биологический возраст и те социальные условия, в которых протекает процесс развития. Это, несомненно, должно учитываться при организации тренировочных занятий, дозировании нагрузки и установлении сроков начала специализации в тех или иных видах спорта.

Более того, совершенно обычно, что в одной возрастной группе занимаются дети разного моторного и интеллектуального развития, имеющие разный природный потенциал. Поэтому система подготовки важна не для того, чтобы равнять всех «под одну гребенку», а чтобы лучше организовать постепенную специализацию спортсменов в избранной дисциплине: сначала всесторонним физическим развитием, а затем созданием фундамента этой специализации.

Развитие этой идеи осуществлено В.П. Филиным, который разработал концепцию пропорционального согласования общей и специальной подготовки в процессе многолетней тренировки.

Вполне оправдано сочетание различных видов спорта на начальном этапе подготовки для предупреждения ранней узкой специализации. Правда, подбор этих видов не может быть случайным. К примеру, единоборцам не следует увлекаться поднятием тяжестей, потому что это может привести к закрепощению мышц плечевого пояса, а им нужно, как раз наоборот, ощущение расслабленного плечевого пояса.

Им также совсем не обязательно бегать на длинные дистанции, потому что при этом образуются так называемые длинные мышечные волокна, а им следует развивать короткие, «взрывные». Поэтому бег на короткие дистанции и прыжковые упражнения, а также различные спортивные игры представляются полезными.

Узкая специализация при регулярных занятиях связана с одной стороны, с монотонной нагрузкой при работе над техникой, а с другой стороны — с эмоциональной нагрузкой тренировочных и соревновательных поединков. И здесь необходимо принимать во внимание период полового созревания, который влияет на чувствительность психической сферы и неустойчивость реагирований ребенка на стрессовые ситуации.

В большинстве дисциплин спорта к участию в ответственных соревнованиях допускаются спортсмены в возрасте 15—17 лет после того, как создан фундамент базовой подготовки. По справедливому мнению В.П. Филина, ограничению подлежит не только возраст спортсмена, но и количество ответственных соревнований в течение года, продолжительность интервалов между турнирами, разделение участников соревнований по квалификации.

В Германии, как показывает анализ общей модели спортивной подготовки, построенной прежде всего на примерах циклических видов спорта, теоретики предлагают такую этапность:

— систематические занятия дети начинают в возрасте 9 — 13 лет (I этап);

— становление специализации соответствует 12 — 15 годам (II этап);

— между 15—18 годами осуществляется спортивное совершенствование (III этап);

— в 17 лет спортсмены начинают овладевать высшим спортивным мастерством (IV этап).

На I этапе — общей спортивной подготовки — ведущими задачами являются:

— развитие интереса к занятиям спортом;

— развитие основных двигательных качеств и навыков;

— общее физическое развитие.

На II этапе — спортивной специализации — достижение цели предполагает:

— окончательный выбор спортивной специализации;

— общее физическое развитие, соответствующее избранному виду спорта;

— развитие специализированных двигательных качеств;

— становление техники (базовая подготовка);

— участие в соревнованиях.

На III этапе — спортивного совершенствования — ведущей задачей является:

— совершенствование специальной физической подготовки;

— совершенствование технической и тактической подготовки;

— участие в соревнованиях.

На IV этапе — высшего спортивного мастерства — осуществляется:

— дальнейшее совершенствование в избранном виде спорта;

— реализация достигнутого спортивного потенциала;

— достижение высоких спортивных результатов.

Но это теория. На практике, в той же Германии все выглядит несколько иначе. Возможно, в циклических видах спорта и следует несколько лет посвящать всесторонней физической подготовке, но в фехтовании первостепенное значение имеют не столько традиционные физические качества (сила, выносливость, быстрота), сколько ловкость, которая, как совершенно уникальное качество, «берет под свои знамена» и координационные возможности спортсменов, и быстроту реагирования, выбора или переключения, и способность к предвосхищению как момента действия (его начала и завершения), так и движения предмета или тела в пространстве. Она также влияет на быстроту двигательного научения.

Уже в работе с ребенком 9—10 лет тренер закладывает основу техники. При этом избежать негативного влияния ранней спортивной специализации удается двумя способами:

— либо ребенок в этом возрасте тренируется не более двух раз в неделю;

— либо значительное место при более частых тренировках занимают подвижные и спортивные игры, а также специально подобранные для фехтовальщиков физические упражнения.

Отдельно проводятся соревнования для школьников в возрасте 9—12 лет (на миниоружии до 4 нанесенных уколов/ударов); для юношей группы «В» — 13— 14 лет и группы «А» — 15—16 лет; для юниоров и взрослых.

Для того чтобы быть впервые допущенными к соревнованиям, спортсмены должны сдать теоретические и практические нормативы, разработанные Федерацией фехтования Германии.

Первенство Германии среди школьников не проводится. Для детей этого возраста высшая ступень соревнований— земельное первенство (к примеру, Баварии, Гамбурга, Нижней Саксонии). Кроме того, школьники и юноши группы «В» делятся на подгруппы по годам рождения и в соревнованиях фехтуют только против «своего» года. Так как почти каждую субботу-воскресенье в разных регионах проводятся детские соревнования, особо увлеченные имеют возможность часто соревноваться и в большом количестве получать медали, призы, грамоты (иногда грамоты и призы выдаются всем юным участникам соревнований). Правда, родителям приходится посвящать свои субботы и воскресенья продолжительным поездкам к месту соревнований, многочасовому просиживанию там и переживаниям по поводу побед и поражений своих отпрысков.

Нетрудно представить идиллию детского любительского фехтования Германии: на тренировку ребенка приводит мама, которая нередко захватывает с собой и кое-какое съестное, чтобы ребенок мог подкрепиться в процессе занятий. Мама (или бабушка), естественно, присутствует на тренировке. Она может при этом вязать, читать или просто беседовать с другой мамой или бабушкой. Наиболее активные и заинтересованные иногда даже дают советы, как следует тренировать их отпрыска. Но это уже редкое исключение.

Несколько слов о специализации.

Специализацию на начальном этапе мы понимаем как развитие тех психомоторных качеств, которые обеспечивают успешность обучения и тренировки. Их развитие создает предпосылки для начала узкой специализации.

Наряду с опасностью узкой специализации существует и другая, о которой говорится реже. Это развитие несоответствующих фехтованию физических качеств и функциональных систем деятельности. Это происходит в результате необдуманного подбора тренером упражнений и средств общей и специальной физической подготовки. Такой чрезмерно общий подход к физическому и функциональному развитию может быть просто вреден.

Таким образом, началу этапа углубленной специализации должны предшествовать хорошо организованные, систематически проводимые занятия, направленные на формирование общих и специальных физических качеств и становление базовой техники. Это способствует созданию «фундамента фундаментов», т. е. такого физического и координационного развития, в котором основным для фехтовальщиков является развитие быстроты движений и реагирований, взрывной силы и ловкости.

Применительно к спортивным единоборствам рассмотрим два примера: дзюдо и фехтование.

Дзюдо. Периоды:

— предварительный — 10—12 лет;

— базовый — 12—16 лет;

— углубленной специализации — 16—19 лет;

— максимальной реализации— 19 —25 лет;

— сохранения достижений — 25 — 28 лет.

На этапе предварительной и базовой подготовки решаются задачи отбора способных дзюдоистов и согласование содержания обучения с их возрастными особенностями. Преимущественно используются общие и вспомогательные средства. Соревновательные и специальные средства составляют 5— 10 % на первом этапе и 10 — 15 % на втором от объема всей работы. Увеличение объема работы опережает темпы повышения интенсивности.

На этапе углубленной специализации происходит формирование функциональной базы для стрессовых режимов спортивной тренировки. Объем специальных средств обеспечивает формирование фундаментальных функциональных возможностей дзюдоистов. Соревнования составляют 20 %. Тренировка осуществляется по принципу многоборья с использованием различных видов борьбы.

На этапе максимальной реализации возможностей спортсмена адаптационные изменения совпадают с наивысшей интенсификацией тренировочных занятий. Это происходит за счет использования стрессовых режимов тренировок, индивидуализации процесса обучения, возрастания роли психических воздействий. Возрастает объем соревнований, снижаются объемы общей (до 25 %) и вспомогательной (до 15%) подготовок.

На этапе сохранения достижений прирост тренировочных нагрузок прекращается или несколько снижается. Снижается объем средств общего (до 20 %) и основного (до 35 %) характера. Происходит ограничение соревновательной деятельности за счет отказа от участия во второстепенных соревнованиях. Прирост мастерства обеспечивается разнообразием тренировочных средств и их строгой индивидуализацией.

Фехтование. Этапы:

— подводящий;

— подготавливающий;

— спортивный;

— этап мастерства.

Подводящий. Задачи:

а) повышение общих физических возможностей (40 % от общего объема тренировки);

б) развитие специализированных и индивидуальных физических качеств (30 %);

в) овладение основами техники и тактики фехтования (30 %);

г) формирование мотивации достижения; д) формирование умений сотрудничать в команде.

Подготавливающий.
Задачи:

а) повышение уровня общих (10 — 15 %), специализированных и индивидуальных (25 — 35%) физических качеств;

б) расширение диапазона технико-тактических и тактических учений (50 — 60 % от общего объема тренировки);

в) формирование индивидуального стиля деятельности;

г) повышение уровня познавательных процессов (наблюдения, реагирования и т. п.); д) активное участие в соревнованиях;

е) достижение запланированного уровня мастерства и результативности.

Спортивный (наивысших достижений).
Задачи:

а) совершенствование специализированных и индивидуальных физических качеств с акцентом на управление движениями и ловкость;

б) расширение способов применения технико-тактических действий (в соответствии с тактической ситуацией и действиями противника);

в) развитие индивидуального стиля боевой деятельности; г) развитие потенциальных возможностей спортсмена.

Этап мастерства. Задачи:

а) совершенствование индивидуального стиля;

б) освоение новых технико-тактических действий и тактических заготовок.

Такая периодизация спортивной тренировки соответствует нашим представлениям и, как нам кажется, может быть взята за основу при построении многолетнего тренировочного процесса подготовки высококвалифицированных фехтовальщиков.

Таким образом, теоретические построения, основанные на длительном развитии общих физических качеств, мало приемлемы для фехтования. За более чем 40 лет «пребывания» в фехтовальном мире мы ни разу не встречались и не слышали о тренерах, которые в течение нескольких лет занимались с детьми только играми и физическими упражнениями, откладывая обучение технике и тактике «на потом».

Однако в остальном подход к построению начальной подготовки юных фехтовальщиков может и должен опираться на общие теоретические положения: сначала повышение функциональных и физических возможностей детей средствами различных видов спорта, игр и специально подобранных упражнений илишь затем —узкая специализация. Такое постепенное и всестороннее развитие двигательных возможностей юных фехтовальщиков, совмещенное с исключительным отношением к совершенствованию координационных способностей, обеспечивает высокую эффективность тренировки и результативность соревновательной деятельности.

У начинающих спортсменов на первом плане стоит развитие широких фундаментальных основ спортивной работоспособности и формирование основ техники и тактики.

В период становления технико-тактического мастерства тренер должен учитывать:

— исходный уровень развития физических и психических качеств детей и подростков;

— их специфические возрастные особенности;

— особенности фехтования как вида спорта.

Сформулируем основные задачи базовой подготовки фехтовальщиков.

1. Использование в большом объеме разнообразных средств физической подготовки предпочтительно специальной направленности.

2. Осуществление технической подготовки посредством:

— усвоения основного состава технико-тактических действий с последующим совершенствованием их выполнения до уровня навыка;

— развития широкого диапазона двигательных возможностей фехтовальщика.

3. Осуществление тактической подготовки посредством:

— объяснения смысла различных действий и закономерностей тактики фехтования;

— формирования ведущих тактических умений.

4. Осуществление интеллектуальной подготовки посредством:

— развития быстроты и точности восприятия;

— умения наблюдать за противником;

— развития оперативной и долговременной памяти.

5. Систематическое проведение психолого-педагогической работы со спортсменами, направленной на развитие:

— устойчивости к воздействию внешних и внутренних помех;

— самомотивации как способа преодоления внешних и внутренних помех;

— готовности к достижению поставленных результатов в тренировке и соревнованиях.

Мы понимаем, что некоторые задачи как бы опережают этот этап. И все же считаем, что ставить и начинать их решать следует на этом этапе, естественно, продолжая на последующих.

Специализированные воздействия на этом этапе подготовки направлены на создание «школы» избранного вида спорта, в первую очередь — основ технического мастерства.


В технике принято выделять основное звено и детали, а также следующие характеристики:

— пространственную: положение тела, траекторию движения, амплитуду движения;

— временную: длительность движения, момент начала и завершения, темп;

— пространственно-временную: скорость, ускорение или замедление, плавность или резкость;

— ритмическую: как соотношение времени выполнения отдельных компонентов движения;

— динамическую, от которой зависит взрывная сила и дифференцировка усилий.

Сначала принято осваивать те элементы, связки и отдельные фазы целостного действия, которые не требуют приспособления к изменениям внешней среды (например, к возможным реакциям тренера, партнера, противника). Это овладение элементами фехтовальных передвижений (шаги вперед назад, выпад) и управления оружием (держание оружия, показ и выполнение укола/удара).

Выполнение движений на начальном этапе их овладения: сначала произвольное, даже несколько замедленное; затем быстрое; далее движения должны выполняться и быстро, и медленно в зависимости от технико-тактических условий и во взаимосвязи с другими действиями.

Важным в этом процессе научения является сохранение постоянного ощущения плавности движений, действий, связок. Даже при выполнении упражнений со сменой быстроты. Постепенно определяющим в процессе формирования техники становится взаимодействие: сначала с тренером и партнером, затем с противником.

На этапе углубленной специализации продолжается расширение диапазона технико-тактических действий. Ведущими задачами становятся:

— формирование техники действия в стандартных условиях (при соблюдении пространственно-временной и динамической структур взаимодействия); обеспечение правильности, плавности движений, овладение темпом и ритмом;

— развитие умения выбирать и выполнять действия во взаимодействии с партнером и противником;

— развитие оперативного мышления и способностей прогнозировать действия противника;

— развитие специализированных чувств оружия, момента, дистанции.

Таким образом, создается преемственность в технико-тактической подготовке не только по координации движений, но и по пространственно-временным параметрам.

Вследствие необходимости точно и своевременно выполнять действия при противодействии партнера и противника (упражнения в контрах, бои) техника обогащается тактическим содержанием.

На этапе спортивного совершенствования многие технико-тактические действия могут выполняться без предварительного решения, исходя лишь из боевой ситуации поединка. Ведущими задачами становятся:

— совершенствование техники действий в вариативных конфликтных условиях;

— выбор и применение адекватных технико-тактических действий в упражнениях и поединках с партнерами и противниками различных стилей деятельности;

— развитие умения рационально вести борьбу с противником;

— совершенствование специализированных чувств.

В табл. 1 приводится краткая характеристика возрастных групп. Надо признать, что по отношению к подростковому и юношескому возрастам эта характеристика в значительной мере условна. При половом созревании «заваривается» такая каша, в которой ломается и фундаментально перестраивается вся психическая сфера человека. И из этой пучины протестов и самоутверждений рождается личность.

Таблица 1
Краткая характеристика возрастных групп

Ребенок уже может обучаться и выполнять мелкие движения (например, переводы или круговые движения оружием) и довольно точно попадать в цель. Таким образом, он начинает «привязывать» движение к пространству и делать акцент на точность его завершения. Но эти упражнения так называемой «фехтовальной гимнастики» не должны быть продолжительны. Основное место в тренировке детей этого возраста занимают игры.

Дети 11-14 лет Отличаются быстротой и координированностыо движений. Появляется меткость и точность распределения усилий при выполнении двигательных действий. Эта способность дифференцировать усилия лежит в основе формирования базовой техники фехтовальных действий.

Способны избирательно и целенаправленно воспринимать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения.

Характеризуются противоречивым сочетанием психических качеств: с одной стороны, инициативностью и решительностью, с другой — стеснительностью. Многое зависит от среды и условий, поэтому нуждаются в поддержке.

Эмоционально возбудимы, несдержанны, часто недисциплинированны, т. к. не могут согласовать свои желания с обстоятельствами. Это проявляется в их

стремлении изменить ситуацию «под себя» или к отказу (фрустрации) от каких-либо действий, связанных с приспособлением к ситуации или поиском выхода из

нее. Еще не готовы к такому поиску, поэтому иногда их поступки воспринимаются как немотивированные. Характерна частая смена настроения. Устойчивость внимания в первую очередь зависит от интереса.

Проявляют потребность в общении друг с другом и самоутверждении. В оценке поступков других — максималисты. По отношению к взрослым критичны, по отношению к себе — далеко не всегда.

Юноши и девушки 15-18 лет Развивается выносливость и мышечная сила. Способны к осознанной саморегуляции эмоциональных проявлений, самоконтролю поведения.

Внимание характеризуется произвольностью, устойчивостью, интенсивностью и переключаемостью. Возрастает способность к анализу и обобщению. Критичность и активность в оценке окружающих людей, явлений, событий.

Повышается самосознание и самооценка. Формируются профессиональные интересы.

 

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code