Принципы ударной техники палкой в Эскрима Де Кампо созданных мастером Манонг

Содержание:

  1. Как в Саньте - Барабаре: передачи секретной техники Эскрима Де Кампо
    1. Мононг скрывает основные смертельные техники
    2. Как мастер Манонг стал доверять своему ученику
    3. Разарботка экстенсивного курса: элементарный уровень, уровень средней школы, уровень колледжа, инструкторский уровень и мастерский уровень
    4. Сидя за горячим хлебом и сиквате мастер раскрывает техники для убийства
  2. Антау – Ларго Мано - работа на дальней дистанции
  3. Кадлит – ударные комбинации
  4. Три уровня
  5. Ма-ай (боевая дистанция) в Де Кампо
  6. Прорез и хлест – кадлит
  7. Тампарос - шлепок
  8. Двойной удар – поражение вооруженной руки
  9. Палки
  10. Uno Des Tres – определение простоты
  11. Примечания от автора

Мало кто слышал о системе Де Кампо 1-2-3 Орихинал Грандмастера Хосе Д. Кабальеро, в настоящее время переименованной практикующими и последователями в Де Кампо JDC-IO (сокращение произносится как ДжейДеСиО). Данное сокращение образовано из первых букв имени основателя Хосе Д. Кабальеро и его первого ученика Иренео Олавидеса.

Основатель Хосе Д. Кабальеро

Как в Саньте - Барабаре: передачи секретной техники Эскрима Де Кампо

За исключением нескольких учеников, таинственный воин решил сохранить в секрете свои наиболее смертельные техники. Учитель Эдгар Г. Сулите, основатель системы Ламеко Эскрима, был близок к тому, чтобы завоевать доверие старика. Но когда стало известно о занятиях Сулите с Грандмастером Антонио Иллюстрисимо, Манонг Хосе скрыл сокровенные принципы от Сулите. Мананг Ампаро Либумфасил, 83-летняя вдова Манонга Хосе, недавно сообщила по секрету, что патриарх Де Кампо хотел, чтобы его система была признана наряду с такими системами как Досе Парес и Балинтавак, однако, в то же самое время, не доверял людям, которые однажды могли использовать и превратить его систему Ларго Мано Эскрима в источник прибыли.

Мононг скрывает основные смертельные техники

Грандмастер Кабальеро, в свои лучшие годы непобежденный боец Хуэго Тодо, также не хотел, чтобы кто-нибудь (даже наиболее близкий ученик), постигнув его тайные техники, стал однажды его потенциальным противником. Его методика, как ее описывал Олавидес, была растянутой и состояла из стандартных упражнений Эскрима, например, Абеседарио, Эспада и Дага Х-блок и удар. Выполнение этих упражнений надоедало терпеливому ученику Эрику Олавидесу, который не видел, чтобы старик выполнял изучаемые техники во время спарринга. Олавидес постоянно подозревал, что Манонг что-то скрывает от него. Эти сомнения подтвердились однажды в 1975 году, когда сын Манонга Хосе был арестован полицией.

Как мастер Манонг стал доверять своему ученику

Единственным человеком, кого Манонг мог попросить о помощи в предоставлении залога в полицию, был Олавидес. Олавидес отдал заработанные тяжелым трудом 500 песо, что представляло внушительную по тем временам сумму – минимальная зарплата тогда составляла 300 песо. Будучи глубоко тронутым таким жестом, Грандмастер Кабальеро, наконец, открыл ученику все свои техники. Хотя оригиналы записей Манонга Хосе все еще хранятся его наследниками, Олавидес отошел от этих модулей техник, считая их слишком витиеватыми и представляющими лишь немногое из реальных боевых техник, демонстрируемых эскримадором из Баррио Ибо, Толедо.

Разарботка экстенсивного курса: элементарный уровень, уровень средней школы, уровень колледжа, инструкторский уровень и мастерский уровень

По сравнению с изначальной структурой Де Кампо, преподаваемое в настоящее время Олавидесом наиболее близко боевому стилю его учителя. Причиной существующих расхождений стал не тот факт, что Манонг Хосе был плохим учителем, а, скорее, одержимость Манонга секретностью, с которой изучаемые техники были старательно завуалированы для того, чтобы скрыть реальные смертельные комбинации. Грандмастер Кабальеро преподавал эскриму, чтобы получить дополнительные источник дохода к деньгам, которые он зарабатывал, будучи фермером, выращивавшим кокосы. Для поддержания численности учеников, он разработал экстенсивный курс, который включал в себя элементарный уровень, уровень средней школы, уровень колледжа, инструкторский уровень и мастерский уровень. Олавидес с большим вниманием постигал тонкости ударных комбинаций старого мастера во время их спаррингов. В конце концов, он обнаружил, что движения Манонга Хосе в реальном бою отличались от техник, которые он демонстрировал при обучении.

Сидя за горячим хлебом и сиквате мастер раскрывает техники для убийства

Они прерывали свои жесткие тренировки, чтобы насладиться горячим хрустящим хлебом и сиквате (местный шоколад), который Олавидес никогда не забывал принести с собой, чтобы доставить удовольствие старику. Именно во время таких перерывов Манонг Хосе поведал со всей искренностью о том, что некоторые преподаваемые им техники были предназначены для того, чтобы скрывать смертоносные приемы, которые он применял в дни своего рассвета на Хуэго Тодо в Себу. То, что Манонг Хосе не вносил в план тренировок, вписывалось и добавлялось Олавидесом. Позднее Олавидес объединил техники ГМ Кабальеро в группы или связки ударных комбинаций.

Сегодняшнее Де Кампо вернулось к своим скрытым корням – простоте, скорости, насыщенности, жесткости.

Названия и описание ударных техник Эскрима Де Кампо

Антау – Ларго Мано - работа на дальней дистанции

Работа в Де Кампо осуществляется, в основном, на дальней дистанции (Ларго Мано). Жители Себу называет такую дистанцию антау. Если вы применяете палку в схватке с противником, также применяющим палку – это, по существу, дальняя дистанция. Если вы хотите приблизиться к противнику, применяйте нож или кулаки, голову, локти и т.п. Какой изначальный смысл в использовании палки, если вы собираетесь просто выбить вашему противнику глаз своими пальцами. Поэтому мы считаем, что логичным становится оптимизация использования палки за счет ведения боя на дальней дистанции.

В Де Кампо нет финтов, первый удар всегда наносится с максимальной эффективной силой. Вашей мишенью является ближайшая к вам часть тела вашего противника. В большинстве случаев это вооруженная рука.

Получив разрешение старого мастера, Олавидес изучал стиль Досе Парес у Фернандо Кандавана. Опыт изучения Досе Парес стал поворотным моментом в развитии и инновациях ударных принципов Де Кампо. Не смотря на изучение Досе Парес, Олавидес остался привержен стилю Де Кампо, утверждая, что он лишь организовал и задокументировал основные элементы ударных комбинаций ГМ Кабальеро, не внося изменений в систему в целом. Хотя учебный план не включает техники ведения боя на ближней дистанции, Олавидес в качестве дополнения обучает методам ближнего боя, которые представляют собой смесь техник, изученных им у мастера Кандавана и других стилей боя, включая Абанико де Сунгкити гранд-мастера Билли Баакло.

Кадлит – ударные комбинации

Основной отличительной особенностью стиля Де Кампо являются его ударные комбинации. Марк «Крафти Дог» Дэнни (из Dog Brothers Martial Arts) в письме, присланном мне 19 февраля 2000 года, писал: «Пунонг Гуро Эдгар часто рассказывал мне о системе Де Кампо, и, если я не ошибаюсь, комбинация №5 была взята в Ламеко из Де Кампо. Это моя любимая комбинация, которую я применяю в различных вариациях». Комбинации ударов могут наноситься под разными углами как из открытого (абьерта), так и из закрытого (серрада) положения. Руэль Тубанг привел пример техники кадлит для демонстрации ударных комбинаций стиля.

  • Прорез и хлест из стойки серрада – это двойка ударов, первый из которых представляет собой удар изнутри в руку противника, которая держит оружие. Ударив руку, палка сразу же, словно отскочив,  наносит удар снаружи (при этом центр ладони руки, держащей палку, направлен вверх). Целью для этого второго удара может стать любая часть тела в зависимости от ситуации, желательно часть тела, важная  в анатомическом смысле. Важно отметить, что точка второго удара должна находиться на расстоянии не более 12 дюймов (около 30 см) от точки удара первого удара. Второй удар наносится за счет молниеносного хлеста кистью. Ритм комбинации – И-Раз, а не Раз-Два. Если первый удар попадает в палку вместо руки противника, второй «отскакивающий» удар, возвращаясь, обезвредит руку противника, которая держит оружие. Манонг Хосе в такой ситуации поражал вооруженную руку противника, скользя своей палкой по палке противника.
  • Прорез и хлест из стойки абьерта выполняется зеркально по сравнению с предыдущим вариантом. Первый удар выполняется снаружи из открытой позиции (абьерта), второй удар бьется на возврате изнутри, возвращаясь в открытую позицию. Центр ладони при втором ударе направлен вниз, в конечной позиции – вверх. Аналогично, точка второго удара должна находиться на расстоянии не более 12 дюймов от точки удара первого удара. Олавидес в состоянии нанести мощный «отскакивающий» удар, используя для набора сила всего лишь дюйм (2.54 см) от точки первого удара.

Три уровня

В Де Кампо нет финтов, первый удар всегда наносится с максимальной эффективной силой. Вашей мишенью является ближайшая к вам часть тела вашего противника. В большинстве случаев это вооруженная рука. В случае, когда рука, держащая оружие, отводится назад, выполняется атака по другим частям тела (голова, локти, колени, вторая рука противника), если они представляют хорошие возможности для развития боя.

  1. Если противник атакует, наноси удар по коленям.
  2. Если противник открывается – поражай его кисти и локти.
  3. Если противник сфокусирован – бей его по глазам.

Это три основных цели для поражения в Де Кампо. В Де Кампо отсутствуют блоки палкой в палку, упражнения тапи-тапи, техника работы невооруженной рукой. Все разоружения являются простыми прицельными ударами по вооруженной руке. Манонг Хосе называл это защитным ударом. Важность тренировок в системе Де Кампо трудно переоценить. Изнурительные наработки ударных комбинаций на точность практикуются один на один между учеником и инструктором. Выполнение таких упражнений в паре бойцами одинакового уровня не поощряется. Причиной тому является тот факт, что тренировки ученика должны быть всегда направлены на подготовку к бою с высококвалифицированным бойцом, а не просто с большим драчуном. Грандмастер Кабальеро бил не только обыкновенных пьяных хулиганов, он побеждал лучших бойцов своего времени, таких как Бальбино Манкао, Симеон Сааведра, Висенте Лабор, мастер Хуан Каролла, Хенеросо Карбахоса, мастер Альфредо Макалолан, Тансионг Лопес, Хорхе Навахо, Соломон Канонио, Пастор Хингоён, Анной из Тангуба и других неизвестных противников.

Ма-ай (боевая дистанция) в Де Кампо

Как боец Ларго Мано, возможно как никто другой из Грандмастеров Эскримы, Манонг Хосе овладел тем, что кэндоисты называют ма-ай – основной принцип удержания максимальной эффективной дистанции. Основа этого принципа – точная оценка дистанции и техника перемещений бойца, которые он адаптировал – не слишком далеко и не слишком близко. Как снайпер – один выстрел, одно убийство, Грандмастер безошибочно измерял дистанцию удара своего противника. В одном из своих спаррингов с Манонгом, Олавидес увидел, как старик получил преимущество, естественно ссутулившись и просто убрав свой живот, ускользнув тем самым от удара без смещения ног даже на дюйм. Палка Олавидеса прошла в нескольких дюймах от втянутого живота старика.

Прорез и хлест – кадлит

Рис. 1 – Из стойки серрада Олавидес (справа) промахивается, нанося удар изнутри по вооруженной руке.

Рис. 2 – После промаха в вооруженную руку прорезающий удар быстро переходит в хлест снаружи из открытой позиции по вооруженной руке Руэля Табанга (справа).

Тампарос - шлепок

Рис. 3 – Эрик Олавидес находится в закрытой позиции серрада, Руэль Табанг – в открытой позиции.

Рис. 4 – Олавидес уклоняется от горизонтального удара планчада, которые Руэль Табанг наносил в голову Олавидеса, и контратакует ударом изнутри.

Двойной удар – поражение вооруженной руки

Рис. 5 – Руэль Табанг блокирует вертикальный удар Олавидеса в голову, применяя классический блок самбрада, одновременно пытаясь контролировать свободной рукой вооруженную руку Олавидеса

Рис. 6 – Мгновенно Олавидес направляет удар по свободной руке Руэля. Эта комбинация должна быть выполнена на один счет со скоростью, подобной двум выстрелам из полуавтоматического оружия.

Рис. 7 Автор (справа) промахнулся по вооруженной руке Руэля (слева) бьющей справа

Рис.8 Быстрый перевод, тыльной стороной кисти вверх и резкий удар по вооруженной руке

Рис.9 Используя момент он переводит руку назад и бьет сбоку проносной круговой удар в горло. Применимо к механике движения руки и тела - это как боксерский хук (круговой удар кулаком).

Палки

Олавидес никогда не определял стандартную длину палки. Они изготавливал палку пропорционально в соответствии с ее весом и длиной. Удлинение палки на дюйм иногда приносится в жертву оптимальной скорости, точности и силе. Длина палки может колебаться от 26 до 31 дюймов. В основу скорострельности ударов Де Кампо, которая, однако, применима и для палок из более тяжелых пород дерева, было положено максимально эффективное использование легкости и прочности ротанговых палок. Так, многие удары палкой наносятся за счет кистевых движений. Можно также заметить, что ротанговые палки, применяемые в Де Кампо, нелакированные, необожженные и неочищенные от коры. В то время как Олавидес не давал этому объяснений, можно предположить, что необработанная палка выглядит более солидно и опасно, чем палки с обожженным тростниковым узором. В суровых условиях улиц это может предоставить психологическое преимущество.

Uno Des Tres – определение простоты

Изучение Де Кампо не приносит выгоды, если вы не собираетесь обчистить легковерного ученика, выстроив для него длинную программу обучения, которая может быть избыточной, скучной и, что хуже всего, неэффективной. Манонг Хосе однажды дал простой совет начинающим: «Если вам тяжело поразить вооруженную руку, цельтесь в локти, которые двигаются по более узкому радиусу. Если вас бьют ударом планчада (горизонтальный удар), ответьте вертикальным ударом сверху или наоборот, если бьют вертикальным ударом под любым углом, ответьте планчадой – но помните об удержании максимально эффективной дистанции. Как затертая грампластинка он всегда напоминал Олавидесу: «Я обучал тебя для боя с очень хорошими бойцами, а не с большими неповоротливыми хулиганами с палкой. Палочный бой должен закончиться через 3 секунды, а дальше – будьте осторожны!»

Несмотря на свою жестокость, система акцентируется на ударе по вооруженной руке, чтобы, тем самым, избежать смертельного противостояния. Кабальеро никогда не причинял серьезных травм или убивал кого-то из своих поверженных противников.

Примечания от автора

Вы можете поинтересоваться, почему мы не называем Иренео Олавидеса Грандмастером. Олавидес настаивает, что он недостоин такого титула, и лишь немногие легендарные личности филиппинских боевых искусств (ГМ Кабальеро, ГМ Антонио Иллюстрисимо, ГМ Какой Каньете, ГМ Бенансио «Ансьёнг» Бакон, ГМ Лео Хирон, ГМ Флоро Билабрилле и др.) могут называться Грандмастерами. В отличие от Эдгара Сулите, автора «Мастера Арниса, Кали и Эскримы», Олавидес не намеревается оскорбить тех, кто требует, чтобы их называли Грандмастерами. Однако, его желанием является установление более высоких стандартов и критериев для титулов Мастер и Градмастер. Он называет себя просто Учителем и Ученым в области ФБИ, не больше, не меньше.

Видео: Тренинг по Эскрима Де Кампо

Читайте также: