Изучение трёх усилий синъи: явного, тайного и трансформационного

В старых трактатах по синъицюань подчёркивается: «Кулачное искусство синъи имеет три слоя смысла, имеет три шага мастерства, имеет три метода тренировки», — так впервые написал великий учитель синъицюань господин Сунь Лутан в книге «Разъяснение подлинного смысла кулачного искусства». В книге это упомянуто в разделе «Слова господина Го Юньшэня»: вводится концепция «3 — 3 — 3», даются определения и разъяснения. На самом деле это — собственная точка зрения Сунь Лутана, которую он выработал на основе многолетнего исследования техники синъицюань, собирания материала, изучения истории и проведения изысканий, а также соединения всего этого с даосскими концепциями самосовершенствования. Это подняло и обогатило теорию синъицюань.

Если говорить о «три слоя смысла: 1 — тренировкой цзин трансформировать ци, 2 — тренировкой ци трансформировать шэнь, 3 — тренировкой шэнь возвращаться к пустоте», то этот способ подъёма уровня теории отнюдь не является чем-то, что впервые придумали мастера ушу. Это было взято из даосизма, из порядка и методов, существующих в даосских системах тренировки, и приспособлено к методам наработки и порядку тренировки синъицюань, что позволило синъицюань сформировать и развить собственную теорию. В результате даосские идеи, теории, дух, методы совершенствования наложили отпечаток на синъицюань. В области теории, техники и методов внутреннего совершенствования синъицюань воспользовался даосскими теориями и методами, что позволило не повторять чужих ошибок. Такое органическое слияние стало важнейшим содержанием теории синъицюань.

Если говорить о «три шага мастерства: 1 — изменение костей, 2 — изменение мышц, 3 — омовение костного мозга», то в старых трактатах по кулачному искусству сказано: «В прошлом великий учитель Дамо передал два трактата — «Ицзиньцзин» [«Трактат об изменении мышц»] и «Сисуйцзин» [«Трактат об омовении костного мозга»], изучение их позволяло укрепить тело человека и его подлинную сущность. Впоследствии сунский князь Юэ Уму взял смысл этих двух трактатов и переработал их в три трактата — «Игуцзин» [«Трактат об изменении костей»], «Ицзиньцзин» и «Сисуйцзин», этими тремя трактатами создал кулачное искусство, проясняющее использование принципов этих трактатов» (Сунь Лутан «Разъяснение подлинного смысла кулачного искусства»). Однако, хотя в этой книге и говорится со ссылкой на представителя прежних поколений Го Юньшэня, что эти три трактата написал Юэ Фэй, но этому нет исторических потверждений. На самом деле это сказал сам господин Сунь Лутан, а авторитет Юэ Фэя и Го Юньшэня он лишь использовал для придания веса собственным словам. Такая теория «три слоя смысла, три шага мастерства, три метода тренировки» добавила тренировочному процессу синъицюань, этапам и методам постижения, порядку самосовершенствования систематичности, что связало духовную культуру синъицюань с древней культурой, сформировало культуру ушу, ядро системы внутренней наработки синъицюань.

Если говорить о «три метода тренировки: явное усилие, тайное усилие, трансформационное усилие», то хотя в старых трактатах по кулачному искусству и есть разъяснения, но они отнюдь не детальны, современным начинающим понять их нелегко. «Три слоя смысла» — это три уровня тренировки; «три шага мастерства» — это три этапа тренировочного процесса; «три вида методов тренировки» — это три вида методов, используемых для достижения установленных целей в тренировочном процессе.

С точки зрения тренировки цзин, ци, шэнь имеем: тренировкой цзин трансформировать ци, тренировкой ци трансформировать шэнь, тренировкой шэнь возвращаться к пустоте. С точки зрения деления на уровни имеем: начальный уровень, средний уровень, высший уровень. С точки зрения этапов получаем: самый горький этап; то, что непременно нужно пройти, чтобы достичь мастерства; высший уровень боевой науки. С точки зрения получаемых знаний и изучаемых вопросов: начальная и средняя школа; университет; специалист, преподаватель. Если говорить о терминологии «цзин, ци, шэнь» мастеров кулачного искусства, то она как отражает содержание и смысл тренировки, так и обозначает рамки тренировочного процесса и достигаемых результатов. Далее с помощью таблиц разъясняются «три слоя смысла, три шага мастерства, три метода тренировки»:

 

Три слоя смысла Уровни Сравнение с получением образования Соответствие рамок и содержания
Тренировкой цзин трансформировать ци Начальный уровень Начальная и средняя школа Самый горький этап
Тренировкой ци трансформировать шэнь Средний уровень Университетский путь То, что непременно нужно пройти, чтобы достичь мастерства
Тренировкой шэнь возвращаться к пустоте Высший уровень Специалист, преподаватель Высший уровень боевой науки

 

Три вида усилий С точки зрения трансформаций мышц и костей С точки зрения взаимосвязей боевого и даосского Возможности тренировки трёх усилий (явного, тайного, трансформационного) и достижение нормативных описаний
Явное усилие Изменение костей Боевое искусство Закладывается фундамент, укрепляется тело
Тайное усилие Изменение мышц Искусство Дао Повышается мышечный тонус, вытягиваются мышцы
Трансформационное усилие Омовение костного мозга Кулак и Дао соединяются воедино Очищается внутреннее, тело становится лёгким и расслабленным

 

Что в теле тренируется Особенности усилия Вид атакующего усилия С точки зрения расстановки акцентов С точки зрения того, что изменяется
Тело и сознание Целостное усилие Взрывной выброс силы Главное — тренировка и базовой наработки, и боевой техники Изменение усилия
Укреплять нервную систему Внутреннее усилие Проникающее в щель усилие Боевая техника и внутренняя наработка одинаково важны Изменение физических качеств
Прочувствовать соединение воедино небесного и человеческого Мягкое изменение Усилие прилипания Внутренняя наработка — основное, боевая техника — вспомогательное Изменение личности

 

Что тренируется На основе каких возможностей С точки зрения тренировки внутреннего и внешнего Важнейшая сторона трёх усилий Уровень понимания Присутствие сознания
Тело Тренировка на основе имеющихся возможностей От внешнего к внутреннему Тренировка формы Грубое понимание Сознание присутствует
Мысль Тренировка на основе развиваемых возможностей От внутреннего к внешнему Тренировка мысли Тонкое понимание Присутствие сознания очень мало
Дух Тренировка на основе потенциальных возможностей Ни внутреннего, ни внешнего Тренировка духа Понимание на подсознательном уровне Сознание спрятано

 

Скорость движений на каждом этапе Проявление трёх внутренних координаций в трёх усилиях Изменение типа силы в процессе занятий Проявление усилия Соответствие движений требованиям
Медленная Координация ли и ци Исчезновение грубой силы Жёсткое Строгое соблюдение требований
Быстрая Координация ци и и Исчезновение жёсткой силы Мягкое Соответствие требованиям
Быстрое и медленное идентичны Координация и и шэнь Увеличение доли мягкой и трансформационной силы Жёсткое и мягкое взаимно просачиваются Естественное координирование с нормативами

 

С точки зрения формы движений Достижения каких требований к силе добиваться на каждом этапе Скорость усилия Присутствие напористости в движениях Вид движений на каждом этапе
Изначально требуется раскрытость Тренировкой совместности и целостности добиваться жёсткости Быстротой стремиться к целостности Тело крепкое, ци мощная Поднимания и опускания целостны и равны
Потом требуется собранность Тренировкой расслабленности и подвижности добиваться мягкости Медленностью стремиться к длинности Напористость присутствует в движении в любом направлении Усилие округло, мысль устремляется вдаль
Преследуется округлость Тренировкой энергичности и ловкости добиваться искусности Быстрое и медленное естественны Шэнь и ци заполняют всё окружающее Дух и мысль пронизывают

 

 

Методы применения с точки зрения проявления явного, тайного и трансформационного С точки зрения степени контроля усилия С точки зрения применения Постановка ноги при шаге Проявление усилия при движениях
Применение имеет форму и образ Автоматическое целостное усилие Основное — атака Со звуком В кистях рук
Применение имеет название и облик, но не имеет следа Можно контролировать и возвращение и выброс Основное — контроль Без звука В локтях
Применение не имеет ни формы, ни образа, ни отзвука Следуешь желаемому сердцем Основное — управление и трансформирование В отсутствии звука — пугающее сотрясение В корпусе

 

Соответствие ци выброса усилия и даньтяня Тренировка даньтянь и малого небесного круга в трёх видах усилий Использование ци и и в трёх видах усилий Использование ци на трёх этапах Какой из даньтяней тренируется на каждом из этапов
Ци погружается в даньтянь Укреплять даньтянь С помощью ци подгонять ли С помощью ли вести ци Нижний даньтянь
Ци концентрируется в даньтяне Тренировать малый небесный круг С помощью и вести ци С помощью ци вскармливать шэнь Средний даньтянь
Ци движется в даньтяне Двигать малый небесный круг Нет ни и ни ци С помощью шэнь подгонять ци Верхний даньтянь

 

Проявление дыхания в трёх видах усилий Долгота дыхания Требования к дыханию на трёх этапах
Есть форма вовне — урегулировать дыхание Длинный вдох и короткий выдох, короткая концентрация с силой Этап урегулирования целостности
Есть форма внутри — дыханием урегулировать Длинный вдох и длинный выдох, урегулированием мягкости добиваться тонкости, растягивая краткое управлять длинным Этап соответствия
Есть и словно нет — зародышевое дыхание Длинное и короткое следуют мысли, дыхание идёт непрерывно, тонкое, ровное и углублённое Этап естественности и гармоничности

С той поры, как в теории синъицюань появилась концепция трёх видов усилия (явного, тайного и трансформационного), она была воспринята и многими другими стилями. Это не только три метода тренировки и три вида усилия, это также процесс подъёма от низшего уровня к высшему. В процессе этого подъёма не существует чётко оформленных границ отдельных этапов, просто по мере накопления некоторого количества происходит скачкообразный качественный переход.

 

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code