Саньда и саньшоу: возникновение и развитие:

Здесь Вы можете ознакомиться с информацией, относящейся к одному из широко распространенных в России и во всем мире спортивных единоборств: УШУ-САНЬДА (кит. «саньда» — «свободные удары», на Западе и в КНР сейчас принят термин «саньшоу»- «свободные руки»). Есть все основания полагать, что этот вид в ближайшем будущем получит олимпийскую прописку: уже сейчас он включен в программу показательных выступлений предстоящих Олимпийских игр. 

Замечание. Исторически сложилось так, что с возрождением ушу в КНР после долгих лет печально известной «культурной революции» спортивное направление в ушу стало развиваться в рамках «саньда» — военно-прикладной системы подготовки спецназа в КНР, и только потом отпочковалось в отдельный вид спортивного поединка по четко регламентированным правилам – «саньшоу». Термин «саньда», по существу определяющий «бой на поражение без всяких правил», перекочевал к нам в Россию с самого начала и остался до сих пор, закрепившись в действующей ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации). 

Однако автор посчитал бы свою работу неполной, если бы ограничился рассмотрением только спортивного аспекта УШУ-САНЬДА, не затрагивая основополагающий фундамент китайского боевого искусства. Китайское боевое искусства ушу – драгоценное наследие культуры Китая, а также величайшее достижение всей общечеловеческой культуры. Ушу синтезировало и отразило в себе многовековой воинский опыт и традиции, системы психофизического тренинга различных школ и направлений, достижения традиционной китайской медицины, а также многие положения религиозно-философских учений, существовавших в разные периоды времени. Ушу – это яркое проявление силы человеческого духа и воли, приумноженных опытом многих поколений. 

Наши учителя, ставя во главу угла боевой аспект традиционного ушу, всегда отмечали необходимость изучения ушу как целостной системы развития человеческого тела и духа, противопоставляя такой подход спортивной и зрелищной направленности многих существующих ныне школ. Именно такой путь позволял братьям семьи Ма (этим «звездам Китая») неизменно одерживать победы в поединках на открытых ристалищах Китая, многим другим мастерам демонстрировать до глубокой старости удивительную жизненную силу и высшее техническое мастерство и, главное, всегда оставаться высоконравственными и духовными людьми, пользующимися заслуженным уважением в народе. 

После II-ой Мировой войны начинается бурный процесс распространения по всему миру восточных единоборств, о существовании которых ранее никто и не подозревал: создаются секции и школы дзюдо, позднее — каратэ, тхэквондо, айкидо, кендо, хапкидо, джиу-джитсу, вьетводао, тайского бокса и др. Некоторые школы и направления имеют центры и филиалы во многих странах, в них занимаются десятки и сотни тысяч спортсменов. Одних сюда привлекает возможность физически развить себя, проверить в спортивных поединках, других — отработать приемы для самозащиты, третьи связывают занятия с изучением и постижением восточной философии, методов чань-буддизма (дзэна), расширяющих представления о мире и о себе, практически важных и необходимых в жизни. Этот бум в распространении боевых искусств самых разных направлений и школ, многие из которых используют все доступные средства современных ПИАРовских технологий СМИ для рекламы своих “достижений”, несомненно, имеет и оборотную сторону. Ведь не зря говорится: «Там, где толпа, родники отравлены». С ростом популярности и общедоступности боевые искусства становятся спортом, в том числе и спортом больших достижений, переводятся на коммерческую основу и начинают постепенно превращаться в подлинную индустрию шоу-бизнеса, где «все платят, а кто-то заказывает музыку». К сожалению, в наше время то, что преподносится под вывеской «самых непобедимых школ единоборств», на поверку, порой, оказывается не более чем слабым отзвуком, тенью настоящих боевых искусств. 

Как мы помним, сначала дзюдо с введением градаций, поясов и правил трансформировалось в общедоступный увлекательный спорт, та же участь позднее постигла каратэ и другие единоборства. Чего стоят всемирно разрекламированные стили «боевого каратэ», из арсенала которых вообще выкинуты наиболее важные удары. С массовостью, популяризацией и тиражированием восточных боевых искусств в угоду вкусам потребительского общества Запад не приобрел ничего (если, конечно, не считать ван-даммовского поперечного шпагата); сама традиция оказалась утерянной. В качестве ответной реакции это вызвало появление «чистозападных» («фулл-контакт, кикбоксинг») или «чистонациональных» («русский бой») единоборств, либо отрицающих всякую внутреннюю работу и нацеленных лишь на достижение высшего спортивного результата, либо имеющих в своей основе некую «национальную идею». 

Все эти «оспортивленные» виды восточных единоборств с их нацеленностью на наилучший результат и массовыми гала-чемпионатами превратились в настоящую индустрию масс-культуры и развлечений, а поскольку «воинская традиция» всегда во главу угла ставила духовное начало, то эта часть нередко заполняется “откровениями” различных миссионеров с Востока, гуру и местных “посвященных”, предлагающих эрзацы «духовных практик» самого разного толка в сочетании с коллективными «медитациями» и рецептами «освобождения». И этот чудовищный бред, в дополнение к которому каждой «серьезной школой» устанавливаются свои ритуалы, кодексы поведения и регламентации, подразумевающие безоговорочное подчинение воле наставников, за которыми не сразу можно разглядеть интересы (и не только финансовые) определенных социальных кругов и стран, вбивается в головы учеников. Для неокрепших молодых душ пройти подобное испытание и выйти с честью из него с ненадломленной психикой – уже само по себе немалое достижение. 

В этих условиях задача возрождения духа и подлинных ценностей боевых искусств, какой бы традиции они ни принадлежали, видится как обращение к их истоку, каковым, несомненно, является ушу. Не гимнастика и не спорт высших достижений, а настоящее китайское боевое искусство народных (главным образом, фамильных и клановых) школ. Именно здесь следует черпать мастерство и постигать жизненность и философскую глубину Пути воина. И тем не менее, всегда для боевых искусств состязательность являлась одной из составных частей подготовки закаленных и техничных бойцов. Однако главным оставалась нацеленность на реальный поединок, где из всех правил действовало одно — победить врага, используя для этого все возможное и невозможное. 

В наше время спортивные состязания по боевым искусствам приобрели огромную популярность. Ушу не стало в этом плане исключением. Одним из популярных ныне спортивных направлений ушу является сравнительно недавно вышедший на международную арену вид единоборства УШУ-САНЬДА. Несмотря на то, что здесь (по сравнению с другими видами единоборств: каратэ, тхэквондо, кикбоксингом и др.) имеется более широкий и приближающий УШУ-САНЬДА к реальному поединку арсенал технических приемов (серии ударов руками и ногами, броски, подсечки, выталкивания), однако и он не содержит даже малой толики богатейшего наследия техник традиционного ушу (многие опасные и тем более смертельные приемы старых школ ушу Китая, естественно, не могут применяться в спортивных поединках; к тому же бой ведется в боксерских перчатках и защитной экипировке, имеется ряд дополнительных ограничений в правилах судейства, да и сами эти правила подчас весьма далеки от совершенства). Поэтому одним из направлений развития УШУ-САНЬДА является изучение и систематизация опыта ведения поединка народных школ традиционного ушу. Разумеется, следует широко использовать арсенал сильнейших мировых систем единоборств. Развитию ушу способствует проведение мировых и региональных турниров и чемпионатов по УШУ-САНЬДА и УШУ-ТАОЛУ, выпуск огромного числа книг по тематике ушу, кинофильмов и популярных телепередач. Таким образом, на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности роста (вернее, своего возрождения), ушу начинает занимать свое законное главенствующее место в табели о рангах среди других единоборств, кроме того, ушу становится действенным фактором, способствующим развитию культурных связей и дружбы между народами

Читайте также:

Комментарии

Оставить комментарий

*

code