41

Внутренняя практика

Что такое внутренние практики Хапкидо, и какой смысл в них заложен, однозначно ответить нелегко.

Хапкидо – это учение, сложный комплекс духовной и физической культуры, это многовековые традиции борьбы, находящиеся в непрестанном развитии.

Хапкидо – это путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосмоса человека и макрокосмоса. Достижения гармонии с миром и с самим собой.

Внутренние практики изучают борьбу сил Инь и Янь, взаимодействие Пяти элементов, Недеяния, Мягкости, Естественности – идея Пустоты.

Специальная система психотренинга, физического и духовного совершенства человека позволяющая добиваться поразительных успехов в концентрации и самовнушению;

Теорию Восточной медицины о циркуляции жизненной энергии Ци, о точках и меридианах, об их связи с внутренними органами человека, о развитии энергетики (Ци-гун);

Разнообразная детально разработанная методика обучения: подготовка тела, психическая перестройка, способы работы с пятью стихиями, с предметами и формами-образами.

 

 

Энергия Ци. Инь и Ян. Небо – Человек – Земля. Их взаимодействие.

Базой и фундаментом восточного учения о человеке являются философские воззрения даоских мыслителей. В их представлении, природа человека есть порождение Земли и Неба. В начале Бытия прозрачный воздух, эфир в Пустоте отделился от хаоса, поднялся и образовал Небо, а тяжелый и мутный, опустившись, образовал Землю. От соединения мельчайших частиц (цзин) Неба и Земли образовались Инь и Ян, взаимодействующие силы (как магнит, с разными полюсами), начало Тьмы и Света, Холода и Тепла, Зла и Добра.

Постепенно нарастая одно в другом, они проходят стадию предела, когда преобладание одного начала сменяется преобладанием другого. Затем начинается обратный процесс. Он бесконечен. Ибо движение во вселенной вечно. В покое может находиться лишь условный центр мироздания, от которого как бы концентрическими волнами распространяется движение, бытие. Человек представив себя центром мироздания, точкой в центре круга, может приобрести покой, гармонию и уверенность. Идею вечного движения борьбы противоположных начал воплощает известный графический образ Инь-Ян – темная и светлая доли круга. Вся теория восточного учения отталкивается от этого образа.

От Инь и Ян берут начало четыре времени года. Одушевленные твари и неодушевленные предметы сотворенные из одного материала – будучи лишь субстанцией «жизненной энергии» ци.

Толкование ци в зависимости от контекста: воздух, дыхание, эфир, животворящая энергия, жизненная сила, средство взаимодействие сил Инь и Ян, которые создают материал для «форм» вещей, процессов и явлений.

Разновидности Ци грубые и чистые:

  • грубые, замутненные образуют материальные сущности;
  • чистые, тонкие образуют духовные сущности.

Очищенные виды ци переходят в «дух» шень, становясь движущей силой мироздания.

Очищение ци в человеке ( Ян ци ) должно вести к полному физическому, нравственному и духовному оздоровлению. Это необходимая предпосылка «восхождения».

Путем упражнений можно влиять на цзин («изначальное семя»), созидающее фактуру тела, ци – как жизнетворная субстанция и шень – как совокупность психики, интеллекта и духа. При этом путем упражнений можно влиять на цзин тела, а соответственно на очищение ци и совершенствование шень.

 

 

У-СИН (Учение о «пяти стихиях» ).

Поскольку человеческое тело, образующее некий микрокосм, мыслится как часть макрокосма, единой Вселенной, оно подчиняется универсальным законам природы. Остановимся лишь на изложении ключевых положений восточной медицины определивших важнейшие направления психофизиологического тренинга в области воинских искусств.

В этом микрокосме также бесконечно взаимодействуют силы Ян и Инь, проявляющиеся в соотношении пяти элементов. Мужчина воплощает начало Ян, женщина начало Инь, но каждый пол заключает в себе и часть противоположного начала. Также внутренние органы человека делятся на Ян — и Инь — органы, соотносящиеся с пятью стихиями.

В человеческом организме имеется 12 жизненно важных органов. Под «органами» понимается структурно-функциональные единицы, системы, объединяемые по принципу общности функциональной деятельности.

В толковании понятия «орган» даосскими врачами вкладывается более широкий смысл. Так, «легкие – это не только вся бронхо — легочная система, обеспечивающая дыхание, но и циркуляция и использование вдыхаемого воздуха в организме. «Сердце» — вся система кровообращения и крови, теснейшим образом связанная с психической деятельностью человека; «печень» — орган и система, обеспечивающие обмен веществ и энергии, связанные с их нервной и гуморальной регуляцией и деятельностью других органов.

Из двенадцати жизненно важных органов шесть органов (Ян) рассматриваются как «цеха» усвоения, выработки и направления энергии: желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь и условный орган, известный как тройной обогреватель.

Другие шесть органов Инь рассматриваются как «вместилища» и места реализации энергии: сердце, легкие, печень, селезенка, почки, и «перикард». Перикард — управитель сердца, функциональная система, регулирующая кровообращение, дыхание и половые функции. Каждый из перечисленных «органов» соответствует определенному первоэлементу и в зависимости от этого находится с другими «органами» в сложном взаимодействии.

Боль – это функция силы Ян. Все Ян – органы могут подвергаться влиянием со стороны сознания и подсознания, различных эмоций и импульсов. Здоровье организма зависит от целостности Инь – органов, которые содержат в себе и элементы Ян. Последнее обстоятельство объясняет тот факт, что сильные волевые акты: испуг, тревога, волнения, гнев (гнев – ранит печень) и прочие «Ян – влияния» могут поражать Инь – органы. Чаще всего нарушающие «Ян – влияния» идут через меридиан «тройного обогревателя» — функциональный круг, соединяющий органы грудной полости, брюшной полости и мочеполовой системы.

К добавочным органам относятся: головной и спиной мозг, кости, мышцы, матка и диафрагма, считается, что функции их постоянные и не подвержены быстрым изменениям.

Даосская медицина учит, что организм состоит из пяти первоэлементов, которые взаимодействуют между собой. Их жизнедеятельность протекает благодаря рождающейся из взаимодействия организмов с внешней средой жизненной энергии Ци и всепроникающему принципу полярности Инь — Ян.

Небо имеет пять стихий:

  • дерево,
  • огонь,
  • земля,
  • металл,
  • вода.

Дерево – начало пяти стихий, вода – завершение и конец превращений стихий, земля – середина пяти стихий. Дерево рождает огонь, огонь рождает металл, металл рождает воду, вода рождает дерево. Дерево находится вверху, метал – внизу, огонь – впереди, вода – сзади, земля – в середине.

Образуются пять стихий из «разделения ци неба и ци земли» в процессе взаимодействия сил Инь и Ян. Пять стихий также могут находится в порядке угнетания: дерево угнетает землю, земля –> воду, вода –> огонь, огонь –> металл, металл –> дерево. Взаимодействие пяти стихий определяет все влияния и процессы в природе, а также теорию и практику восточной медицины.

Первоэлементы имеют соответствия во внутренних органах тела, во всех пяти чувствах человека, образуя пятиричные ряды вкусовых, звуковых, цветовых, осязательных и обонятельных ощущений. Отсюда вытекает возможность научится управлять «игрой стихий», улавливая закономерность их смены и взаимопереходов, культивируя в своем организме одно и изживая другое.

Энергия ци циркулирует в теле, последовательно протекая по меридианам, начиная с меридиана легких и кончая меридиана печени, замыкая круг. Кроме основных меридианов обращению энергии способствуют еще ряд вспомогательных меридианов.

Человек при рождении получает «изначальную энергию» от матери, а за тем всю жизнь постоянно получает «последующую энергию» при дыхании, питании и т.д. По меридианам энергия с кровью поступает ко всем органам. Энергию можно концентрировать и направлять при помощи специальных упражнений. Можно стимулировать приток или отток энергии к отдельным органам для их оздоровления или разрушения.

Залогом здоровья и душевного равновесия служит ровная и уверенная циркуляция энергии в теле, подготовленная специальной диетой, дыхательными и гимнастическими упражнениями.

Согласно традиционным представлениям восточной медицины, в организме имеется большое количество акупунктурных точек. Они расположены в подкожной клетчатке (а иногда на значительной глубине), связанные через «энергетические меридианы», которые в свою очередь связаны с органами человека.

Знание расположения точек составляет основу техники акупунктуры, которая связана с учением о циркуляции ци в организме и взаимодействии внутренних органов.

Циркуляция энергии совершается по 12 основным или «чудесным» и 2 дополнительным меридианам в определенном порядке и с учетом так называемого оптимального времени каждого органа. Под оптимальным временем подразумевают два часа наивысшей активности и чувствительности, свойственные сердцу, печени, почкам, легким и прочим обусловленным органам. Врачи определяют это время по пульсу радиальной артерии. У всех людей «оптимальное время» органов одинаково, что дает возможность безошибочного воздействия на точки нужного меридиана с максимальным эффектом. Инь – воздействие, то есть успокоение, расслабление, а в боевой обстановке разрушение нормальной жизнедеятельности органа, проводится собственно в «ОВ», а Ян – воздействие, то есть тонизирование, стимуляция, — сразу же после «ОВ».

Учение даосов о «пяти элементах» является кодом позволяющее программировать схемы точечного воздействия. Знание физиологической связи органов и взаимодействия элементов необходимо для понимания механизма точечного воздействия.

Органы и соответствующие им стихии находятся в оппозиции друг к другу.

В графическом изображении взаимодействия внутренних органов представляет собой гексаграммы, отталкивающиеся от магических восьми триграмм «Книги перемен».

По ходу часовой стрелки происходит стимуляция (тонизирование) органов, против часовой стрелки – подавление (седатирование). Кроме того органы влияют друг на друга через одно звено по принципу «дед — внук».

У человека насчитывается около 700 точек, но традиционно используют 365. в упрощенном варианте упоминается 108 точек. Точки располагаются, как правило, в незащищенных местах: в соединениях мышц и сухожилий, на открытых поверхностях рук, ног, спины, живота, на ушах, на пятках, на лбу и т.д. С точки зрения физиологии – это уязвимые места, в которых органические нарушения дают мощные энергетические всплески.

Медицинские познания для мастеров воинских искусств, та же акупрессура, в руках мастера становится грозным оружием. Эти знания позволяют эффективно воздействовать голыми руками или безобидными палочками на уязвимые точки, чтобы нанести поражение, мгновенно умертвить или парализовать противника.

На принципах акупрессуры построен ряд тычковых ударов не только в кулачном бою, но и в фехтовании на палках, копьях, (удары тупым концом), мечах (удар ножнами или рукоятью).

Эффективный контакт обеспечивается тычковым нажатием на точки, связанные с конкретным энергетическим центром, конкретным меридианом и конкретным внутренним органом в определенное время суток. От воина требуется запоминание точек, быстрое их определение и нахождение, и, самое главное, умение соизмерять силу воздействия на точки с ожидаемым результатом. Последнее — самое трудное, так как сила нажатия сравнима с дозой эффективного яда: нужная доза исцеляет, повышенная приводит к тяжелым последствиям, большая – убивает.

Воздействие на точку может вызвать либо замыкание канала (создание опухоли в жизненно важном органе), либо опустошение этого же канала и тем самым создает энергетический дисбаланс противнику. Если же рассмотреть это же воздействие с точки зрения лечения, те же принципы, только с другим уклоном, действуют и в оздоровительной системе акупрессуры.

В «И-цзин» (священное писание Китая «Книга перемен»), содержавшая в виде математических и образных символов все представления о мире и человеке. Учение составило базу философии, медицины, астрономии, истории, воинским искусствам.

Смысл символики в «И-цзин» таков. Небо (космос) по природе своей едино, а земля множественна в разнообразии предметных форм. Таким образом число 1 и все нечетные до 9 включительно суть числа Неба. Число 2 и все четные до 10 включительно суть числа Земли. 1+2 есть образ слияния Неба и Земли, выражающий активное начало Ян, а также символизирующий Человека – порождение Земли и Неба.

Число 3, умноженное на число, соответствующее временам года – 4 , равно 12. Это количество месяцев в году и созвездий зодиака, а следовательно также числа Неба.

Географическая ориентация базируется на восьми сторонах света. К четырем точкам (север, юг, восток, запад) добавляем промежуточные (северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад).

Таким образом в практике воинских искусств двигаемся на восемь сторон света. По принципу обороны против восьми противников, образующих круг.

Небо бесконечно, поэтому в геометрическом представлении оно мыслится как единая бесконечная линия – круг. Земля же конечна и ограничена в пространстве. Ее символ – квадрат. Небо воплощает силу Ян, Земля воплощает силу Инь. Геометрический символ человека – треугольник.

Согласно учению «Книги перемен», жизнь в широком смысле слова – это бесконечная череда метаморфоз, проистекающих из взаимодействия и борьбы Инь-Ян, сил света и тьмы, полноты и пустоты, упругости и податливости, жары и холода. Каждая из возможных метомарфоз условно обозначается гуа.

Первоначально было создано восемь символов – гуа из трех черт (триграмм), прикрепленных к конкретным кругам понятий и получивших определенные названия.

Любой жизненный процесс вписывается в предложенную схему триграмм на стадиях своего зарождения, бытия и исчезновения.

Чаще всего в классической схеме располагают по кругу, в центре которого – «монада» Инь-Ян, символизирует развитие жизни.

Так же триграммы служат в развернутом толковании основой космологической структуры макро и микромиров, ориентирами восьми сторон света. Со временем символы триграмм были увеличены и образовались 64 гексаграммы. Целые черты воплощают силу Ян, прерванные силу Инь. Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. При этом нижняя триграмма относится к внутренней жизни, наступающему, созидаемому (Ян), а верхняя – к внешнему миру, отступающему, разрушающемуся (Инь).

Кроме того, гексаграмма, состоявшая из трех пар черт, может трактоваться и как символ взаимодействия трех космических потенций — Неба, Земли, Человека. От сочетания целых и прерванных линий в гексаграмме зависят ее особенности движения, состояния, функционирования пяти первоэлементов: дерево, огонь, земля, метал, вода.

Принципы «И-цзин» следуют правилу уравновешивания полюсов, компенсации активного действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий.

В Хапкидо каждое движение дополняется своей противоположностью: за поднятием руки следует опускание, за шагом вперед – шаг назад, за концентрацией энергии ци – излияние энергии, за окончанием одного действия – начало другого. Плавное перетекание, непрерывная смена движения (текучесть, следование, прилипание) сравнимая со спокойным током равнинной реки, мощным и уверенным, преодолевающим все препятствия на пути.

Постигнув Дао следовать ритму вселенских метаморфоз, согласовывать все свои действия с изменениями в окружающем мире – вот залог победы в большом и малом. Эту истину прочно усвоили мастера боевых искусств востока, строившие свою теорию на «Книге перемен», рассчитывающих траекторию движения бойца по расположению священных триграмм и гексаграмм.

Однако природной гармонии и созерцательности для совершенства мало. Всякая способность человека хороша лишь тогда, когда она развита и доведена до совершенства.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector