52

О чем не знал Магеллан

Памятник Лапу Лапу

Первые упоминания о неких формах боевого искусства на Филиппинском архипелаге можно найти уже в документах VII в. до н. э. С тех пор, на протяжении всей истории островов боевые искусства развивались беспрерывно, подвергаясь веяниям извне. С XI века на островах появились китайцы, которые познакомили местное население с внутренним направлением китайских цюань шу. Мусульмане Индонезии привнесли техники боя клинковым оружием. Но одним из основных, без сомнения, является влияние испанской школы фехтования. Традиционно знакомство европейцев с филиппинскими боевыми искусствами связывают с именем Магеллана. Он оказался первым и долго оставался последним из европейцев, познакомившихся с боевым искусством племени Лапу-Лапу — живым из столкновения с туземцами он не вышел.

Попав на Филиппины, обязательно посетите остров Мактан. Именно здесь стоит памятник легендарному вождю Лапу-Лапу, а также панно с изображением боя между аборигенами и солдатами Испании: на переднем плане — схватка между Лапу-Лапу и гордым испанцем Фернандо Магелланом. Ни одна легенда о возникновении боевых искусств филиппинского архипелага не обходится без этой встречи. В этих рассказах Лапу-Лапу победил Магеллана в бою один на один, сражаясь ротанговыми палками против испанского клинка. Однако обстоятельства гибели великого путешественника на острове Мактан выглядели несколько иначе. Островитян было приблизительно в 10 раз больше, чем испанцев, и они попросту смяли последних. Поэтому правильней было бы сказать, что великий вождь добил испанца. Однако к легенде следует относиться именно как к легенде.

Эскрима, арнис или кали? Панно на острове Мактан

Филиппинский архипелаг, включающий в себя более 7000 островов, являет собой пестрейшую палитру культур, языков и диалектов. Вполне естественно, что в таких условиях о единой терминологии, да и вообще о единой системе боевого искусства не может идти речи. Скажем, в провинции Пангасинган (центральный Лусон) для обозначения боевого искусства используется термин «калиронган», в Илокос — «дидья» или «кабараон», в Кагаян — «пагкаликали». На севере архипелага, где распространен тагальский язык, — «пананандата». Однако сегодня на севере наиболее часто употребляется термин «арнис». В районе Панпанга можно услышать определение «синавали», а на Висаянах (район Себу) общеупотребительным является термин «эскрима». В восточной части Висаян (о-ва Панай, Негрос) для обозначения боевого искусства используется слово «кали». Сегодня самыми широко используемыми терминами являются три.

Арнис (от исп. arnes — оружие, доспехи, защита) — весь комплекс боевого наследия Филиппин и ассимилированных не филиппинских боевых искусств. Входит в названия школ и техник.

Эскрима (от исп. esgrima — фехтование) — термин, которым называются практически все ведущие современные школы филиппинских боевых искусств, а также школы, созданные за пределами Филиппин.

Кали пожалуй, самый загадочный термин в филиппинских боевых искусствах. Входит в названия как чисто филиппинских, так и школ Нового Света.

Оружие боевых искусств Филиппин

КрисВсе оружие, независимо от его вида, формы и способа применения, в филиппинских боевых искусствах называется «сандата». Это оружие малайского, индонезийского, китайского и даже полинезийского происхождения. Помимо этого в разных школах можно увидеть оружие из других регионов и других культур, как например, мусульманское или традиционное испанское холодное оружие. Изучение техник боя и применение того или иного оружия на островах зависит либо от определенной школы, либо от этнической группы, использующей те или иные его традиционные формы. Керамбит

Но при всей широте разнообразия оружия в настоящее время визитной карточкой арнис-кали-эскримы являются палки. Традиционно их называют испанским термином «бастон», или его филиппинским аналогом себуанского наречия — «олиси». Вариантом олиси является гарроте — плоская палка, применяемая при наработке техники клинкового оружия. Однако на Себу словом «гарроте» называют просто палку средней длины. Раньше в каждой школе существовали свои параметры оружия, и сегодня в некоторых из них сохранился индивидуальный подход. С появлением международных федераций и правил разработан стандарт палок: приблизительно 75 см длины и около 200 г веса.

Обычно палки изготавливаются из ротанга — лианы, повсеместно произрастающей на Филиппинах. Сначала срубленный ротанг очищается от коры, вымачивается в кипящем масле и выпрямляется. Затем его просушивают, нарезают на куски определенной длины, обжигают, наносят традиционный орнамент или эмблему той или иной школы и покрывают лаком. Изготовленные таким образом палки прочны, ими удобно работать на тренировке, они эстетичны, а техника, исполняемая ими, выглядит легко и красиво. Конечно же, раньше боевые палки лаком не покрывались, подбирались индивидуально, а главными критериями являлись удобство и комфорт при Болоисполнении техники и ведении боя. Ротанговые палки на Филиппинах используются как тренировочное оружие и как оружие для спаррингов. Настоящие боевые палки делаются из камагонга — черного дерева, либо из сердцевины пальмового дерева — бахи. При сходных размерах с ротанговыми они весят в 2-3 раза больше, заметно прочнее и работа ими требует большей силы, подготовленных суставов, координации, хорошо наработанной техники. Помимо палок из камагонга и бахи также используется и тяжелый вариант палок из ротанга — срезанный непосредственно у комеля кусок лианы обладает большим весом, шириной и прочностью. Да и фактура таких палок сильно отличается от традиционных ротанговых.

В других странах, где практикуется палочный бой, но ротанг не растет, используют иные материалы. Так, в Мексике среди местных эскримадорес популярны палки из сахарного тростника (канья) — по фактуре и многим характеристикам они очень похожи на ротанговые. В нашей стране часто используется орешник или обожженная рябина. В Молдавии неплохо зарекомендовали себя палки из кизила.Работа двумя палками

Работа одной и двумя палками представляет собой разные дисциплины в арнис, с характерной для каждой из них манерой ведения боя и арсеналом техник. Соответственно, каждый из этих вариантов подготавливает координационную базу для одноручной или двуручной работы клинковым оружием. Бой одной палкой называется олиси сенсильо (в испанском варианте — соло бастон). Именно с этих техник начинается знакомство учеников с филиппинскими боевыми искусствами практически в любой школе.

Шесть китов или основа основ

История Филиппин позволяет четко определить «китов», на которых зиждется основа филиппинских боевых искусств. Прежде всего, это боевые искусства, зародившиеся непосредственно на Филиппинском архипелаге и берущие свое начало в технике владения палкой, камнем и ножом и в национальных боевых танцах. Многие авторы сходятся во мнении, что на раннем этапе развития на них оказали влияние мягкие внутренние стили Китая, поскольку китайцы пришли на Филиппины на несколько веков раньше испанцев. Примерно в это же время проникший на острова ислам принес с собой мусульманское традиционное холодное оружие и специфическую форму боя. И лишь через два века, после захвата архипелага и установления там испанского господства островитяне познакомились с великолепной школой испанского фехтования. Пятым «китом» в становлении арниса-кали-эскримы стали школы Юго-Восточной Азии буддийского и мусульмаснкого регионов (индонезийские, малазийские и тайские). А в XX веке во время оккупации островов Японией сюда проникли традиционные японские будо-школы. Появились эклектичные школы, использующие одновременно филиппинскую и японскую техники, в частности, были взяты на вооружение владение тонфой и трезубцем-сай.

Естественно, взаимодействие различных систем на островах происходило неравномерно. Сегодня в арнисе четко прослеживаются три течения. Первое объединяет тяготеющие к народной боевой традиции немногочисленные и исчезающие направления горных районов острова Лусон и некоторых других островов (племена, исповедующие традиционные верования и изначальную культуру Филиппин, составляют около 10 % всего населения архипелага). Второе — испытавшие на себе сильное испанское влияние школы центральной части (так называемые висаянские школы). Третье — комплекс мусульманских боевых искусств, распространенных на юге (силат).

Многочисленную семью школ арниса можно разделить на пять ярко выраженных направлений. Естественно, это деление весьма условно: многие европейские направления представлены в Америке и наоборот. Однако каждое из них имеет свой изначальный центр становления, определенную географическую точку отсчета. Деление на группы построено именно исходя из этого принципа. Итак:

1. Аутентичные стили, традиционно практиковавшиеся на Филиппинском архипелаге, до сих пор сохраняемые своими последователями. Они тесно привязаны к боям против защищенного в доспехи противника, что в дальнейшем выросло в традицию поединков до смерти, проводившихся в основном на ротанговых палках. Именно эти школы сохраняют самобытность, эффективность и изначальную суть филиппинского боевого искусства. В первую очередь среди прочих следует упомянуть школы Эскрима де Кампо, Илюстриссимо Кали и Пекити Тирсиа Кали.

2. Авторские системы, основанные на базе традиционных, переосознанных школ и развитых отдельными мастерами. Особый интерес представляет семья стилей, выросших из организации Досе Парес, созданной в городе Себу в 1920 г., которая сегодня развивается в четырех различных стилевых направлениях. Наиболее аутентичным среди них является так называемый «старый стиль Досе Парес» — Сан Мигель Эскрима, стиль Филиммона «Момоя» Каньете, характеризующийся акцентировано пониженными позициями и скоростными, основанными на круговых траекториях и «перетекании», техниками работы с оружием. Серьезные отличия от В школе Досе Паресэтого направления можно увидеть в школе Какой Досе Парес, творении Кириако «Какоя» Каньете — самого младшего среди легендарных братьев-основателей организации Досе Парес. Сыном Филиммона Каньете, Дионисио «Диони» Каньете, ведется работа по объединению всех ветвей организации в одну систему — Досе Парес Мультисистем. Четвертый стиль, Балинтавак, создан мастером Анчонгом Баконом. Он стоит немного в стороне от школ семьи Каньете, но при всех своих стилевых отличиях исторически вырос из старого стиля Досе Парес и технически очень близок к нему. В Досе Парес предпочитают начинать бой с дальней дистанции (ларго мано), переходят на среднюю (медиа), где производятся виртуозные контроли, блокирования движений рук противника с одновременными, зачастую весьма неожиданными атаками не только по рукам или по голове, но также по спине и затылку. Весь этот стремительный поток техник сопровождается посылами на обезоруживание.

Из авторских направлений, не относящихся к семье стилей Досе Парес, следует выделить школу Лайтниинг Сьентифик Арнис — весьма перспективное направление, активно практикующееся в Маниле.

3. Авторские стили Нового Света — относительно небольшая группа, ярко представленная двумя школами. Ламеко Эскрима создана мастером Эдгаром Сулите, объединившим в одну систему знания школ Эскрима де Кампо и Илюстриссимо Кали. Вторая школа, Дог Бразерз Маршл Артс, хоть и не является чисто филиппинским боевым искусством (в него включены элементы боевых искусств Юго-Восточной Азии, а также бразильского дзю-дзюцу), тем не менее, целиком и полностью базируется на филиппинской традиции боя оружием. Нельзя не упомянуть о школе Ла Коста Кали — стиле, преподававшимся в США мастером Хуанито Лакостой, сильно адаптированном его учеником Дэном Иносанто под менталитет североамериканцев.

4. Адаптированные стили Нового Света пришли в Северную Америку с волной филиппинской иммиграции, впоследствии перестроенные для нужд среднего североамериканского обывателя. Они явно проигрывают в прикладных и боевых аспектах, перечисленных выше, однако, их всех роднит хорошо проработанная база координационных упражнений, как правило, отличающихся друг от друга лишь небольшими деталями исполнения. Следует сказать, что отсутствие боевой составляющей (не путать со спортивными соревнованиями!) нисколько не умаляет достоинства этой группы школ. Для человека, незнакомого с техникой боя оружием, именно эти школы подходят более всего. Они служат «входными воротами» в мир филиппинских боевых искусств, знакомят со свойствами оружия, развивают специфическую координацию и физические кондиции, в том числе «эластичность кисти», учат правильным приложениям усилий и т. п.

К этим стилям можно отнести следующие направления.

Инайян эскрима. Система мастера Марка Иная, обладает широким арсеналом высокоразвитых координационных техник кадена де мано, хотя в ней преподаются также и другие традиционные дисциплины.

Иносанто кали. Самая распространенная школа, созданная Даниэлем Арко «Дэн» Иносанто. Ее основой является стиль, преподававшийся выдающимся мастером арнис-кали-эскримы XX века Хуанито Ла Костой. Помимо этого Дэн Иносанто изучал направления Хирон эскрима и Серрада эскрима.

Филиппино боксинг и думог. Стиль, созданный мастером Лаки Люкайлюкаем, впоследствии был развит и адаптирован в Северной Америке его сыном Тэдом, включившим в него принципы джит кун до, вин чун, тайского и европейского бокса, а также ряда других направлений. Благодаря деятельности Дэна Иносанто — крупного популяризатора филиппинских боевых искусств и джит кун до, — многие его ученики, в том числе и Тэд Люкайлюкай, создали свои направления, в той или иной мере сочетающие в себе элементы арниса-кали-эскримы, джит кун до и других направлений боевого искусства. Стоит отметить деятельность другого популяризатора филиппинских боевых искусств — Ричарда Бустильо, который, как и Дэн Иносанто, был учеником Брюса Ли, но потом выбрал свой путь. В частности, он изучал арнис у грандмастера Какоя Каньете и впоследствии создал IMB Academy, которая функционирует до сих пор.

Эскрима Кун тао Силат — компилятивное направление, включающее в себя не только технику арнис-кали-эскримы, но и некоторых китайских стилей, а также техник филиппинского направления силат, культивирующегося на южных островах архипелага.

Пананандата. Школа мастера Аманте Маринаса, базирующаяся на технике северных школ. Переехав в США, мастер Маринас сильно видоизменил манеру боя и преподавания, адаптировав ее для американцев. В ней используются широкие позиции, скоростная работа на дальней дистанции с использованием хлыстовых и веерных ударов по конечностям (в этом аспекте пананандата немного напоминает школу де Кампо). Входы через контроль вооруженной руки противника с последующим поражением головы тяжелым проносным ударом палкой. Нередки подключения ударов ногами, прыжки.

Серрада эскрима. Школа выдающегося мастера ХХ века Анхеля Кабальеса, органично сочетающая в себе боевое и адаптивное начало, однако тяготеющая к последнему. Манера ведения боя этой школы характеризуется определенной скупостью движений, совмещенной со скоростной работой, в которой при поражении той или иной зоны руки выстреливают целые серии ударов. В бою предпочитается вхождение в «мертвые» зоны защиты противника либо входы внутрь.

Вильябриле кали. Стиль легендарного мастера Флоро Вильябриле. Эта школа адаптирована и сейчас развивается в США Беном Ларгусой.

Сайок кали. Компилятивная школа, не практикующаяся на Филиппинах. Отличается высокоразвитыми координационными техниками на дистанции сомбрада, однако, на мой взгляд, тяготеющая к излишнему ее усложнению.

5. Стили Европы представлены более скудно, чем стили Нового Света — в Европу иммигрировало гораздо меньше филиппинцев, чем в Северную Америку, и стили, практикующиеся здесь, зачастую представляют собой школы «второй волны», завезенные не из Филиппин, а из Америки. При этом часто бывает так, что на островах эти школы неизвестны, но это ни в коей мере не умаляет их боевого опыта и знаний, вложенных в копилку филиппинских боевых искусств. Среди ведущих европейских направлений можно назвать школы Латоса Эскрима, Модерн Арнис, Комбатан и их производные.

На сколько вам понравилась статья:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
(Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии

Оставить комментарий

Adblock
detector