Бо-дзюцу

Бо-дзюцу - искусство боя длинным шестом. В разных школах японских бу-дзюцу изучались приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных материалов.

В период феодальных войн воины отдавали предпочтение дубовым колам, окованным железом (консацубо), или металлическим ломам (тэцубо), концы которых для повышения убойности нередко усеивались шипами. Понятно, что обращение с таким оружием требовало большой физической силы и ловкости. В более поздний мирный период шесты использовались главным образом как оружие полиции, их делали из японского дуба «каси» и не оковывали.

Известны две системы измерения длины шеста: фиксированная и под конкретного владельца. Согласно первой, длинный боевой шест делался длиной в 6 сяку (ок. 180 см). Именно такие шесты (рокусякубо) пользовались наибольшей популярностью.

Если же шест подгонялся под конкретного человека, то он него редко делался длиной «до уха» (мимикирибо). Так, в школе Мураока Канэ-рю длина шестов «в рост владельца» могла варьироваться от 135 см до 190 см.

Боевые шесты могли быть круглыми (марубо), шестиугольными (роккакубо) или восьмиугольными (хаккакубо).

Все школы, включающие в свою программу бо-дзюцу, по характеру используемой техники можно разделить на две группы: 

а) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике боя копьем и алебардой;

б) школы, в которых техника бо-дзюцу основывается на технике дзю-дзюцу. 

Эти две группы можно также назвать соответственно «боевой» и «полицейской».

В «боевых» школах бо-дзюцу преобладают удары концами шеста, бой на дистанции. Приемы в основном заимствованы из арсенала копья (яри) — все виды уколов — и алебарды (нагината) — маховые удары. Происхождение такой техники вполне очевидно. Если в бою противник обрубал наконечник копья или лезвие алебарды воина, тому ничего не оставалось, как отмахиваться от него обрубком. При этом, в отличие от обычной палки, на одном конце обрубка имелся железный набалдашник с шипом, которым можно было проткнуть врага.

В данном стиле бо-дзюцу боец старается контролировать дистанцию и не подпускать к себе противника. Один кончик шеста с набалдашником почти во всех случаях устремлен в горло противника. Из-за довольно большой тяжести шеста его, как правило, держат обеими руками. Удары направлены в области, не защищенные доспехами, и почти всегда наносятся концами шеста, а не серединой. В качестве защиты в основном используются отводящие удары концами, подставки делают только под руки противника — иначе вражеский клинок просто разрубит шест пополам. Характерными примерами такого стиля бо-дзюцу являются школы Катори Синто-рю, Касима Синто-рю, Нитэн ити-рю и другие.

В «полицейских» школах бо-дзюцу основу арсенала составляют различные болевые приемы, удушения, зацепы ног, заимствованные из арсенала дзю-дзюцу. Такие школы появились позже, чем «боевые», — не ранее начала XVII века, когда палки разной длины стали стандартным оружием полиции. Как и сейчас, полицейские не имели тогда права по своей собственной воле, без суда и следствия, расправляться даже с самыми злостными преступниками. Закон предписывал задерживать их, доставлять в участок или в тюрьму и предавать суду. Отсюда специфика техники бо-дзюцу «полицейских» систем, К школам этого стиля относятся Такэноути-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Сэкигути-рю, Ягю Синган-рю и др. Как видно по названиям, всё это школы дзю-дзюцу.

В разных школах бо-дзюцу используются парные комплексы ката, в которых боец сражается с противником, вооруженным либо мечом, либо таким же длинным шестом. По этому признаку все школы бо-дзюцу тоже можно разделить на две группы: «антимечевые» (бо-тайкэн) и «антишестовые» (бо-тайбо). К первым относятся Катори Синто-рю, Кукисин-рю, Кираку-рю, Тикуфусима-рю, Ямамото Мухэн-рю и другие. Ко вторым — Мураока Канэ-рю, Рикисин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Япо Синган-рю и другие.

Читайте также: