Боевой аспект Тайцзицюань

Хотя наше время намного более мирное, чем времена древнего Китая, но мы и сегодня изучаем боевой аспект Тайцзицюань. Это позволяет лучше понять то, что древние мастера заложили в эту удивительную технику.

Большинство привыкло считать боевыми стили с широкой амплитудой, мощными ударами руками и ногами, эффектной прыжковой техникой. Во многом этот стереотип навязан кинематографом. На самом же деле реальные боевые приемы намного менее эффектны в плане зрелищности — но намного более эффективны в плане решения задачи. Иными словами, в случае боя с мастером мы можете даже не понять, что бой давно идет. Вам будет казаться, что вы просто почему-то случайно подскользнулись, или не сумели удержать равновесие, или неудачно взмахнули рукой и промахнулись. Но на самом деле это все было сделано странным человеком, далеко не всегда похожего на привычный образ могучего бойца. И хотя вам до последнего момента может казаться, что еще немного — и вы победите, но увы — по непонятной причине вы просто ничего не можете сделать с вашим противником. Это в лучшем случае. В худшем же вас просто серьезно травмируют. Или хуже…

Любой бой требует максимальной экономичности. Те, кому приходилось участвовать даже в простых уличных драках (не говоря о реальном бое на поражение), те прекрасно знают: первое, что важно в поединке — это дыхание. Что в первые же 20-30 секунд реального действия большинство людей напрочь теряет дыхание, и им уже не до драки — им бы отдышаться и отдохнуть. Поэтому мастерство боя обязательно основано на максимальной экономии сил — а это уже кардинально меняет технику и подход к ней. Идеальный боец — это тот, кто всю работу заставляет делать противника, а сам лишь небольшими усилиями управляет этим процессом. Вот таким подходом и отличаются внутренние стили Ушу. И именно поэтому такие мастера способны противостоять сразу нескольким противникам.

На чём основано боевое действие Тайзицюань

— на управлении вниманием противника
— на умении управлять временем и пространством
— на умении различать сильные и слабые аспекты силы (т.н. пустое и полное)
— на четко выстроенной структуре тела, где основу составляет не сила мышц, а точность выстроенности костей и активная работа сухожилий
— на спиралевидности всех движений, где любое воздействие противника преобразуется в спираль и уводится в касательную
— на умении принимать любую нагрузку на целостность всего тела
— на умении взрывно выбрасывать усилие, исходя из целостности всего тела
— на осознанности происходящего и спокойном внимании
— на любви к миру

Если в оздоровительном плане достаточно осваивать мягкую (иньскую) часть Тайцзицюань (где преобладают такие качества как плавность, соединённость усилий, перетекание, расслабленность), то для отработки боевой составляющей Тайцзицюань необходимы и соответствующие тренировки по отработке всех янских функций: укрепление и развитие структуры тела, проработка сухожилий и связок, работа мышц. А также требуется развивать чувствительность, умение управлять внутренними импульсами мозга, работу сознания и внимания.

Основу в тренировках Тайцзицюань составляют его комплексы (формы), которые большинство, как правило, выполняет в довольно мягком режиме. Но чтобы боевой аспект Тайцзицюань стал надежным рабочим инструментом, необходимо изучать эти красивые плавные формы не только как мягкий комплекс — но и применения каждого движения этих форм, поскольку у каждого движения в формах Тайцзицюань есть множество конкретных боевых применений, не зная логики которых невозможно даже повторить их точно и правильно.

Раньше Тайцзицюань был грозным оружием профессиональных бойцов. В наше время занятия боевыми искусствами нужно не только для защиты — нам нужны качества, необходимые в любом виде деятельности. В любом деле — от творчества до бизнеса — необходимы точность, спокойствие, умение достигать своей цели, умение принимать решения, уравновешенность, уважение к людям, достоинство. Эти качества помогает воспитывать в себе Тайцзицюань.

 

Боевые навыки Тайцзицюань:

— умение взрывно включать все силы организма
— знание базовых принципов движения, на основе которых создается множество приёмов нападения и защиты
— умение справляться малой силой против большой
— умение контролировать одного или нескольких противников и управлять ими
— умение осознанно перемещаться в трехмерном пространстве
— умение пользоваться костно-сухожильной силой против мышечной
— подготовка всего тела как ударной поверхности
— умение выдерживать мощные воздействия на тело (Жёсткий Цигун)

Комментарии

Оставить комментарий

*

code